Класс 3
Предмет Математика
Тема урока Деление суммы на число
Место урока в разделе, теме 72 урок в разделе, 1урок в теме
Тип урока урок усвоения новых знаний и способов действий
Цель урока:
Обучающая: организовать деятельность детей по изучению и первичному применению знаний и способов действий по теме «Деление суммы на число» в результате чего учащиеся будут знать правило деления суммы на число; уметь применять данное правило деления при решении числовых выражений и составных задач, сравнении числовых выражений.
Развивающая: содействовать развитию аналитического мышления через организацию исследовательских ситуаций, направленных на анализ, сравнение, обобщение, умение делать выводы, строить рассуждение ;
Воспитательная: способствовать формированию навыков учебного взаимодействия, доброжелательного отношения друг к другу.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и способов действий.
I.Организационно-мотивационный этап.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
— Ребята! Я очень рада встрече с вами. И мне хотелось бы разделить эту радость с вами. Я запишу это так:
Радость : 22 =
Почему я разделила на 22? Назовите компоненты деления в этом примере. (Делимое- радость, делитель – 22). Что получится в частном? (Радость).
– Если мы разделим радость, её станет больше или меньше? Объясните.( Вешаю на доску слово радость)
-В таком случае, я предлагаю разделить радость вам друг с другом, выразив её улыбкой. Подарить её мне, друг другу, гостям. И в хорошем настроении начать урок.
-Вы, наверное, догадались, что я не просто так заговорила о делении. Сегодня мы откроем новый способ деления. Для начала подготовим тетради к работе и запишем дату, классная работа.
II.Актуализация знаний учащихся
— Давайте проверим, хорошо ли вы знаете табличные случаи деления?
1) Посмотрите на доску, я записала ряд чисел 18, 36,7, 35, 42, 48, 28,49, 56, 60, а ваша задача- выписать только те, которые делятся:
1вариант — на 6 2 вариант на – 7.
— Время выполнения задания одна минута. (песочные часы)
— Давайте проверим выполнение задания, сверим с ответами на слайде:
18, 36,42,48,60. 7, 35, 28,42,49, 56.
— Запишите под каждым числом результат деления на это число.
-Проверим ответы: На слайде
18, 36,42,48,60. 7, 28, 42, 35, 49, 56.
3, 6, 7, 8, 10. 1, 4, 6, 5, 7 , 8.
— Поднимите руки, кто справился правильно со всеми примерами на деление?
— Перед вами лежат оценочные листы. В левом столбике написаны задания, которые вы будете выполнять, далее максимальный балл, которым оценивается задание. А в последнюю колонку вы будете вносить свои результаты.
— Этим ребятам нужно обязательно ещё повторять таблицу деления и умножения.
— Давайте поддержим тех, кто справился с ошибками и поделимся с ними своей удачей. Как же это сделать? (пожелать удачи, пожать за руку, тронуть за плечо)
Вывешиваю слово удача на доску в это время. – Пусть удача сопутствует вам в дальнейшей работе на уроке.
2) Постановка темы и цели урока.
— А сейчас, ребята, я предлагаю рассмотреть два буквенных выражения (вывешиваю карточки):
(а+в):с (а+в) · с
-Кто может прочитать их, пользуясь математическими терминами.
— Какое из этих буквенных выражений вам знакомо? Какое свойство умножения вы знаете? Кто может объяснить это свойство? (Выходит ученик и дописывает =а·с+в·с)
— Давайте сравним два выражения: -Что у них общего? (сумма) — А чем отличается?
— Может кто-то сможет прочитать запись «математическим» языком? (деление суммы на число)
-Вы догадались, чему мы будем учиться на уроке?
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий
— Я вам предлагаю придумать задачу по рисунку на слайде:
(Трое детей хотят разделить поровну 18 ирисок и 12 леденцов. Сколько конфет получит каждый?)
— Предлагаю вам найти способ решения этой задачи, объединитесь в группы и запишите решение на больших листах. Время на обсуждение и запись решения – 2 минуты.
(Записи на листах вывешивают на доске, представители групп объясняют способ решения). Возможно это будет по действиям, тогда предложу детям составить выражения.
(18+12):3= 30:3=10 18:3+12:3= 6+4=10
— У нас получилось два способа решения задачи.– Можно ли поставить знак равенства между двумя способами,если ответ получился одинаковый? Слайд
— Давайте запишем в тетради:(18+12):3=18:3+12:3
— Как можно разделить сумму на число?
— Сраните свой вывод с выводом учебника на с.18 Прочитаем хором.
— Кто из вас сможет записать способ деления суммы на число в виде буквенного выражения?
— Чем это правило отличается от правила умножения суммы на число?
— Ребята,мы сейчас вместе открыли правило. А что нам в этом помогло? (совместная работа или сотрудничество)
Сотрудничество.
Физминутка
— Вы очень хорошо потрудились , поэтому я предлагаю отдохнуть.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного
— А теперь, ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили правило деления суммы на число и вместе решим примеры №1 с. ( 2 примераскомментированием у доски)… Кто пойдёт к доске?
(8+4) : 2 = 8: 2 + 4 : 2 = 6
— Ребята поднимите руки,кто понял задание и может применить способы решения самостоятельно? Тогда я предлагают разделиться на варианты: 1 вариант выполнит 1 сроку, 2 вариант – 2 строку самостоятельно. – Может кто-то хочет это задание выполнить у доски с обратной стороны.( выходят 2 ученика)
— Если кому- то будет не понятно, я могу оказать вам помощь , только поднимите руку. ( В этот момент вывешиваю слово помощь на доску).
-Давайте сверим выполнение задания на доске и в ваших тетрадях . Первый вариант проверяет Васю, а второй вариант Петю. (Самопроверка?) Оцените себя в оценочном листе.
— Пришлось ли вам воспользоваться моей помощью или помощью друг друга?
V. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
— А сейчас, ребята я вам предлагаю решить ещё одну задачу — №5. с. 19 учебника. – Давайте прочитаем задачу вслух
– Что известно в задаче? Какой вопрос?
– Выберите схему к задаче. -Какие слова в задаче подсказывают выбор схемы? ( в 3 раза больше –это 3 равных отрезка у Милы,1 отрезок у Тимы)
— Вывешиваю схему на доске .
— Что обозначает число 4? (на столько больше слив съела Мила)
-Сколько частей занимают эти 4 сливы на схеме?(2 части)
— Можно ли найти в таком случае 1 часть? Каким действием? (4:2=2)
— Значит одна часть равна 2 сливам. – У кого две сливы? ( У Тимы)
-А как узнать сколько слив у Милы? Можно ли использовать другой способ решения? ( 2·3=6 или 2+4=6)
Давайте составим план решения:
2 способа:
4 2 ? 4 ?
Запишите решение задачи самостоятельно с пояснением любым способом.
— Я бы хотела у вас спросить , а если Мила не съест сливы, а решит поделиться с Тимой, то сколько ей надо отдать Тиме слив? ( предположение детей)
— Как можно это показать на схеме?( переставить одну часть)
— Как это характеризует Милу? (Не жадная, а по другому – щедрая)
Вывешиваю слово щедрость на доску.
VI. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действия.
— Давайте вспомним с каким правилом познакомились? Как действует правило?
— Предлагаю вам задание для самостоятельной работы. Время выполнения 2 мин.
Задание на карточках:
1вариант: 2 вариант:
Вычисли, используя правило деления суммы на число:
(16+12):4= (24+ 36):6 =
(30 +19) : 7= (50+14):8=
— Смогли вы заметить «ловушку»? В каком примере?
— Как вы справились с последним примером? ( применили другой способ) – Какой вывод сделаем? Всегда ли можно при делении суммы на число применить новое правило? (Каждое слагаемое обязательно должно делиться на число).
Предлагаю вам творческое задание – самим подобрать подходящие слагаемые.
На доске 1вариант — (…+…) : 7 2 вариант (…+…) : 8 =
— Оцените себя.
Предлагаю по желанию выставить отметки в дневники.
VII. Этап подведения итогов учебного занятия
Задание со знаком? с19.
— Какой пример соответствует теме сегодняшнего урока?
— Какое правило узнали?(правило деления суммы на число)
— При каких условиях действует?(если каждое слагаемое делится на число)
VIII. Этап информации о домашнем задании
— Вы сможете закрепить применение этого правила выполнив задание № 1,с. 19
— А на закрепление умения решать задачу предлагаю выбрать ещё №2 по желанию.
ІХ. Этап рефлексии
Обратимся к оценочному листу … и делаем выводы.
— А что ещё мы сегодня с вами смогли разделить между собой? (радость, удача, сотрудничество, помощь)
— Я думаю, что если вы будете так продолжать делить друг с другом все чувства и дела, то у вас будет очень дружный и крепкий класс.