МОУ «Адамовская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено:
И.о.директора ______________
Нолев Д.В.
Зам.директора по УВР ________
Гомбоева В.Р.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике
9 класс
УМК: 1. Липсиц И.В. Экономика. Книга 1- М.: Вита-Пресс, 2006.
2. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. 9-11 кл.
3. Равичев С.А., Григорьева С.Э., Протасевич Т.А., Свахин Т.А. Сборник тестовых заданий по экономике. 8-11 кл.
4. Равичев С.А., Григорьева С.Э., Протасевич Т.А., Свахин Т.А. Сборник задач по экономике с решениями. 8-11 кл.
6. Элективный мультимедиа-курс «Экономика и право».
ФИО учителя: Нолева Лидия Геннадьевна
Категория: I (первая)
Стаж: педагогический -13 лет, в данной школе – 9 лет
2010-2011 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2010-2011 уч.год, на основе программы И. В. Липсица и учебника Липсица И.В. «Экономика. Книга 1». Рабочая программа составлена с опорой на примерную программу по экономике. Рабочая программа предназначена для учащихся основной школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Актуальность проблемы обусловлена как радикальными изменениями в политической и экономической жизни России, так и единства в понимании предмета, целей и места экономики как учебной дисциплины в школьном образовании. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.
Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 9 класса, поскольку в нашей школе мы стремимся вполне правомерно создать систему непрерывного экономического образования, охватывающую несколько классов, начиная с 6 класса по 9 класс.
Цель программы состоит в формировании основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях.
Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:
Образовательные:
формирование основ экономических знаний в области микроэкономики и макроэкономики;
профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Развивающие:
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
формирование коммуникативных навыков.
воспитание ответственности за экономические решения;
потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений школьников
воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Валеологические:
обеспечение комфорта учащихся;
сохранение здоровья школьников.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет, возникающее у подростка, чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
Центральное новообразование подростничества — «чувство взрослости»- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Это удачно можно использовать на уроках экономики, так как для детей экономическая жизнь общества – это дело взрослых. Изучая экономические явления, как правильно распорядиться семейным бюджетом, подростки ощущают себя взрослыми, начинают понимать, какую ответственность они должны нести за принятые решения.
Ранняя юность — начало практической реализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте. Близость к завершению школьного образования требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два основных вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный), и «кем быть?» (профессиональный). В данном вопросе изучение экономики может помочь ответить на второй вопрос, так как в курс залождено ознакомление с профессиями.
Занимая переходную стадию от подростничества к юности, возраст 14-15 лет представляет исключительно сложный этап психического развития — становление человека как личности, когда на основе качественно нового характера структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность и формирование нравственных представлений и социальных установок.
Интеллектуальные особенности:
В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств, он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике, начинает мыслить абстрактно. Возрастает способность к логическому мышлению. Подросток способен к сложному восприятию времени и пространства.
Данные возрастные и психологические особенности детей данного возраста эффективно используются на уроках экономики, так как для данного возраста очень важна социализация, вхождение во взрослую жизнь. Уроки экономики решают именно эту задачу.
Организация образовательного процесса.
Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.
Используемые педагогические технологии:
Ожидаемый результат | Практическое применение | |
Технология критического мышления | Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы. -Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; | — «Устный конспект», — построение кластеров – схем, — составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод. — инсерт; — мозговая атака; — чтение с вопросами; — синквейны, — «продвинутая лекция», — эссе. — ключевые термины, — перепутанные логические цепочки, — взаимоопрос. |
Технология проектного обучения | Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности. | Через создание проектов разного вида: Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые. |
ИКТ – технологии | Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке. | Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. |
Технология интерактивного обучения | — Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. | Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». |
Используемые формы и методы:
Формы и методы | |
Формирование понятийного аппарата учащихся | Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты. |
Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ. | Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий. |
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.) | Индивидуальные карточки — задания (работа с текстом учебника) |
Развитие умений работать с печатной информацией. | Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д. |
Характеристика предмета.
Содержание основного общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
• человек и фирма;
• человек и государство;
• экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процесcах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Система уроков в 9 классе призвана закрепить и расширить знания, приобретенные в 6, 7 и 8 классах об основах экономических знаний, об основах организации хозяйственной деятельности, о работе различных институтов экономики стран. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется в течение двух лет. Программа рассчитана на 34 часа в 9 классе (1 час в неделю). При этом каждой теме отводится соответствующее время.
В программе приводиться примерное распределение учебного времени между наиболее крупными разделами, объединяющими логически связанные между собой вопросы.
Связь со смежными дисциплинами.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География» и др. Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др. Математика: умение решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, природоиспользование и др.
Формы текущего и итогового контроля.
В рамках учебного процесса соединяется проверка усвоения теоретических основ науки с умением применять их на практике, используя для этого различные формы итогового контроля знаний учащихся: беседа между преподавателем и учащимся, письменные ответы на вопросы, тестирование (компьютерный или письменный вариант), творческие работы, использование игровых технологий и т.д..
В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п. Задачи и тесты берутся из специальных сборников, перечисленных в разделе «Условия реализации программы», также из интернет-ресурсов. Примеры тестов, уроков игр и другие формы контроля представлены в Приложении.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь:
• приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
• описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
• объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• получения и оценки экономической информации;
• составления семейного бюджета;
• оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Учебно-тематический план
9 класс
Тема | Количество часов | |||
всего | теоретических | практических | ||
1 | Введение в экономику: главные вопросы экономики и типы экономических систем Главные вопросы экономики Типы экономических систем Контрольная работа | 4
| 2 1
| 1 |
2 | Спрос и предложение: Рыночное равновесие Спрос и предложение Как работает рынок Контрольная работа | 4
| 1 2
|
1 |
3 | Деньги и денежное обращение Что такое деньги Законы денежного обращения. Инфляция Контрольная работа | 4
| 2 1 1 |
1 |
4 | Рынок труда. Безработица Рынок труда Социальные проблемы рынка труда Экономические проблемы безработицы Контрольная работа
| 7
| 3 1 2
|
1 |
5 | Фирма. Издержки и прибыль фирмы Понятие фирмы и виды фирм Экономические условия деятельности фирмы Контрольная работа | 5,5
| 2 2,5 |
1 |
6 | Личные доходы и проблемы их распределения Как семьи получают и тратят деньги Неравенство доходов и его последствия Контрольная работа | 5
| 2 2 |
1 |
7 | Государственное регулирование рынков. Бюджет государства Экономические задачи государства Государственные финансы Контрольная работа Викторина (повторение пройденного материала) | 4,5
| 1 2
| 0,5 1
|
| Итого | 34 | 27 | 7 |
Содержание программы
Введение в экономику: главные вопросы экономики и типы экономических систем (4 часа)
Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов и порождаемые ею проблемы. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Основные вопросы экономики (Что производить? Как производить? Для кого производить?). Понятие об экономических системах. Традиционная система. Рыночная система. Командная система. Смешанная система.
Спрос и предложение. Рыночное равновесие (4 часа)
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.
Деньги и денежное обращение (4,5 часа)
Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средство обмена, средства измерения ценности, средства сбережения. Факторы формирования величины денежной массы. Эмиссия. Причины и виды инфляции.
Рынок труда. Безработица (7 часов)
Экономическая природа рынка труда. Спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы. Факторы формирования предложение на рынке труда. Формирование заработной платы на рынке труда. Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. Прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Договор и контракт. Способы заставить человека работать хорошо. Уровень безработицы, продолжительность безработицы. Фрикционная, структурная, циклическая безработицы. Полная занятость. Способы сократить безработицу.
Фирма. Издержки и прибыль фирмы (5,5 часов)
Индивидуальная фирма. Товарищество. Кооператив. Акционерное общество. Акция. Дивиденды. Облигация. Доход, расход и прибыль фирмы. Виды прибыли Виды затрат и их экономическое значение. Понятие о средних и предельных затратах. Конкуренция.
Личные доходы и проблемы их распределения (4,5 часа)
Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источни-ки доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование. Благосостояние. Неравенство доходов. Проблемы неравенства доходов. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема.
Государственное регулирование рынков. Бюджет государства (4,5 часа)
Экономические свободы и роль государства в экономике. Защита экономических свобод. Вмешательство государства в экономическую жизнь. Формы вмешательства. Принципы и методы налогообложения. Государственный бюджет. Государственный долг.
Итого: 34 часа.
Условия для реализации программы
Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика. 1 книга».-М. : Вита-Пресс, 2006
Элективный мультимедиа-курс «Экономика и право»
Интернет-ресурсы
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2008
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 2. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2008
Журнал «Экономика в школе»
А.А.Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2006
С.А.Равичев, С.Э.Григорьев, Т.А.Протасевич, А.С.Свахин. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы).- М.: МЦЭБО- Вита-Пресс,2004.
Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
Кроссворды.
Возможность использования информационных технологий на уроках экономики.
Иванов С.И. Основы экономической теории. В 2-х книгах. – М: Вита-Пресс, 2005
Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 2003
И В Липсиц «Экономика.1 книга».-М. : Вита-Пресс, 2006 г
Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993
Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика., 1993
Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
С Ю Витте. «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» — М: Фонд. «Начала», 1997 г
Н Б Ошорова, Г С Ошорова,. «Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся». Улан-Удэ 1999 г.
О. Макарова, В. Раев. «Тесты по экономике» — М. : Вита-Пресс, 1997 г.
Е Н Травин. «Уроки экономики в школе» Пособие для учителей экономике и обществознания. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003 г – 160 стр.
Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
Кроссворды.
А К Маркова. Формирование мотивации ученика: книга для учителя – М: -1980 – 126 стр.
Карта по Древней истории.
А А Мицкевич «Сборник заданий по экономике». Пособие для преподавателя экономики – М.; «Вита — Пресс», 2001 г – 592 стр
Литература для учащихся
И В Липсиц «Экономика.1 книга».-М. : Вита-Пресс, 2006 г
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. А. Мицкевич, — М.: Вита-Пресс, 1995
6.Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 2003
Список литературы, использованной при написании программы
Закон «Об образовании»
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 года «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Программа: И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», ГУ – ВШЭ, 2000
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Е В Савицкая, С Ф Серегина. «Уроки экономики в школе 1 и 2 части» — М.: «Вита — Пресс» 1999 г, М.: «Вита — Пресс» 1997 г.
И В Липсиц «Экономика 1 часть» М.: «Вита — Пресс», 2003 г-352 стр
О Ю Макарова, В А Раев. Тесты по экономике. Методическое пособие – М. ; «Вита — Пресс», 1997 г – 80 стр.
В А Ситаров. Дидактика для учителя. Учебное пособие. М: Издательский центр Академия , 2004 – 368 стр.
О Ю Мамедов. Экономическая теория в школе: книга для учителя – Ростов на Дону: «Феникс»- 1996 – 544 стр.
Т Н Сенгеева. Особенности личности (познавательная сфера) составитель– Улан –Удэ 2004 –58 стр.
Г К. Селевко. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М; — 1998
Н.Б. Ошорова, Г.С. Ошорова. Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся.
Б А Голуб. «Основы общей дидактики». Учебное пособие – М. Владос 1999
В А Ситаров. «Дидактика». Учебное пособие – М. Академия 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение1
Календарно-тематическое планирование по экономике для 9 класса
Кол-во часов | Тема урока | Цели урока | Понятия | Форма провед. урока | Раздаточный Материал. Оборудование | дата | |
1-4 | 2 | Тема 1. Главные вопросы экономики. |
|
|
|
|
|
1 | 0, 5 | Что такое экономика. | Объяснить учащимся, насколько важно изучение экономической теории. | Экономика как хозяйственная система; Экономика как наука; микроэкономика; макроэкономика | Дискуссия. |
|
|
2 |
| Основы хозяйственной жизни человечества. | Объяснить учащимся взаимосвязь между такими явлениями экономической жизни общества, как специализация, повышение производительности труда и торговли. | Экономические блага; специализация; производительность труда; факторы повышения производительности труда; торговля. |
|
|
|
3 | 0, 5 | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. | Показать, что безграничность материальных потребностей в условиях ограниченности экономических ресурсов ставит перед любым обществом проблему выбора. | Основные материальные потребности общества; экономические ресурсы (факторы производства); земля; капитал; труд; предпринимательская способность; ограниченность; проблема выбора; альтернативная стоимость (цена выбора). |
| Д/з «Сделайте свой выбор». |
|
4 | 1 | Главные вопросы экономики. | Проиллюстрировать проблему выбора, используя кривую производственных возможностей. | Основные вопросы экономики (что производить? Как производить? Для кого производить?); кривая производственных возможностей общества. |
| 1)Задача 1 для каждого учащегося; 2) Задача 2 для каждого учащегося. |
|
5-7 | 2 | Тема 2. Типы экономических систем. |
|
|
|
|
|
5 | 1 | Традиционная и командная экономические системы. | Рассмотреть способы решения основных вопросов, вызванных ограниченностью ресурсов, в традиционной и командной экономической системах. | Экономическая система; традиционная экономическая система; командная экономическая система; планирование. | Обсуждение экономических проблем. | Упражнение 1. |
|
6 | 0, 5 | Рыночная и смешанная экономические системы. | Объяснить учащимся основы функционирования рыночной и смешанной экономических систем. | Рыночная экономическая система; частная собственность; конкуренция; механизм цен; смешанная экономическая система. |
| Упражнение 1. |
|
7 | 0, 5 | Контрольная работа 1. | Проконтролировать знание учащимися основных понятий и проблем вводного раздела. |
| Контрольная работа в виде теста «Выберите правильный ответ». |
|
|
8-9 | 1 | Тема 3. Спрос и предложение. |
|
|
|
|
|
8 | 0, 5 | Что такое спрос. | Тщательное изучение понятия «спрос» и определяющих его факторов. | Спрос; величина спроса; закон спроса; неценовые факторы спроса; эластичность спроса по цене; выручка. |
| Задачи и упражнения для домащнего задания. |
|
9 | 0, 5 | От чего зависит предложение товаров. | Основательное изучение предложения как важнейшего элемента рынка и воздействующих на него факторов. | Предложение; величина предложения; закон предложения; неценовые факторы предложения; эластичность предложения. |
| Текст ситуации «Формирование объемов выпуска российских промышленных предприятий». |
|
10-12 | 2 | Тема 4. Как работает рынок. |
|
|
|
|
|
10 | 1 | Рыночное равновесие. | Уяснение механизма рыночного ценообразования. | Равновесная цена; равновесное количество; дефицит товаров; избыток товаров; рынок покупателя; рынок продавца. |
| Упражнение «Анализируем ситуацию на рынке помидоров». |
|
11 | 0, 5 | Причины и следствия нарушения рыночного равновесия. | Проанализировать, как изменения в спросе и предложении воздействуют на рыночное равновесие. |
| Решение задач и экономических проблем. | Задачи и упражнения (ксерокопии). |
|
12 | 0, 5 | Контрольная работа 2. |
|
|
|
|
|
13-14 | 2 | Тема 5. Что такое деньги. |
|
|
|
|
|
13 | 1 | Формы денег. Причины возникновения денег. Роль денег как средства обмена. | Рассказать учащимся об истории развития различных форм денег. Рассмотреть причины возникновения денег, а также их основную функцию – служить средством обмена, — непосредственно связанную с возникновением денег. | Товарные деньги; бумажные (символические) деньги; эмиссия денег; наличные денежные средства; безналичные денежные средства; бартер (натуральный продуктообмен); концепции происхождения денег; функции денег; средство обмена (средство обращения). | Презентация. | Упражнение «Учимся работать со статистическими данными». Упражнение 1 для домашнего задания. |
|
14 | 1 | Роль денег как средства измерения и как средства сбережения. | Усвоить функции денег, которые они выполняют в качестве средства измерения и средства сбережения. | Деньги как средство измерения; деньги как средство сбережения; ликвидность; деньги. |
|
|
|
15-16 | 2 | Тема 6. Законы денежного обращения. Инфляция. |
|
|
|
|
|
15 | 1 | Факторы формирования величины денежной массы. | Используя уравнение количественной теории денег, рассмотреть взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен. | Количественная теория денег; уравнение обмена; скорость обращения денег. |
| Упражнение 1 «Изучаем статистические данные». |
|
16 | 1 | Причины и виды инфляции. Контрольная работа 3. | Дать определение инфляции, рассмотреть ее причины и способы ее измерения. | Инфляция; покупательная способность денег; индекс потребительских цен; инфляция спроса; инфляция предложения. | Контрольная работа проводится в виде тестов. | Задачи 1 и 2, а также упражнение 1 для домашнего задания (ксерокопии). |
|
17-19 | 3 | Тема 7. Рынок труда. |
|
|
|
|
|
17 | 1 | Экономическая природа рынка труда. | Объяснить учащимся особенности рынка труда и помочь им уяснить, почему спрос на услуги труда экономисты называют производным. | Рынок труда; ставка заработной платы; совершенная конкуренция на рынке труда; мобильность трудовых ресурсов; производный характер спроса на труд. |
|
|
|
18 | 1 | Спрос на услуги труда. Предложение труда. | Выяснить, как формируется спрос фирмы на труд. Объяснить учащимся особенности формирования предложения труда. | Предельный продукт труда; закон убывающей предельной производительности переменного фактора; кривая спроса фирмы на услуги труда; отраслевой спрос на труд; рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда отдельным работником; альтернативная стоимость часа досуга; эффект дохода при изменении ставки заработной платы; рыночное предложение труда. | Урок – проблема. | Задача 1 и таблица 4-4 из упражнения «Как формируется спрос фирмы на услуги труда?» Упражнение 1 и упражнение2 (ксерокопии). |
|
19 | 1 | Формирование заработной платы на рынке труда. | Уяснение учащимися механизма формирования равновесной ставки заработной платы на конкурентном рынке труда и причин различий в условиях оплаты труда различных категорий работников. | Равновесная ставка заработной платы; равновесное количество занятых; сдвиги кривых спроса и предложения на рынке труда; причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда; дискриминация на рынке труда. | Урок – проблема. | Задача 1 и упражнение 1 (ксерокопии) для домашнего задания. |
|
20 | 1 | Тема 8. Социальные проблемы рынка труда. Профсоюзы на рынке труда. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт. Как добиться, чтобы человек работал хорошо. | Рассмотреть влияние профсоюзов на заработную плату и безработицу. Объяснить учащимся, что означают такие понятия, как «прожиточный минимум» и «минимальная заработная плата», как они связаны между собой и какова их роль в экономической жизни общества. Рассмотреть различные способы мотивирования и стимулирования труда на современных предприятиях. | Профсоюз; коллективный договор; забастовка; локаут. Прожиточный минимум; минимальная заработная плата; трудовой контракт; генеральное соглашение. Повременная заработная плата; сдельная заработная плата; премия; «участие в успехе»; пенсионное стимулирование. |
| Упражнение «Анализируем роль профсоюзов на рынке труда» для домашнего задания (ксерокопии). Упражнения 1 и 2 (ксерокопии). |
|
21-22 | 2 | Тема 9. Экономические проблемы безработицы. |
|
|
|
|
|
21 | 1 | Что такое безработица. Виды безработицы. | Уяснение учащимися вопроса о том, какие люди классифицируются как безработные. Показать, что существуют различные формы безработицы; объяснить, чем они отличаются друг от друга; а также рассмотреть особенности безработицы в России на современном этапе. | Рабочая сила; занятость; безработица; уровень занятости; уровень безработицы. Фрикционная безработица; структурная безработица; циклическая безработица; частичная занятость «неполная занятость». |
| Упражнение «Анализируем структуру рабочей силы в Российской Федерации», задача для домашней работы. Упражнение «Почему в России так развита частичная занятость?» |
|
22 | 1 | Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы. Контрольная работа 4. | Объяснить учащимся разницу между стопроцентной и полной занятостью. | Естественный уровень безработицы (естественная норма безработицы); полная занятость; экономический потенциал страны; методы сокращения безработицы. | Контрольная работа проводится в тестовой форме. | Упражнение «Анализируем ситуацию на отраслевых рынках труда России». |
|
23-24 | 2 | Тема 10. Понятие фирмы и виды фирм. |
|
|
|
|
|
23 | 1 | Зачем создаются фирмы. Виды фирм. | Уяснить экономическую природу фирмы и научить учащихся отличать одни фирмы от других по основным критериальным признакам. | Фирма; Индивидуальная фирма (хозяйственное общество с единственным участником); полное товарищество; товарищество на вере (коммандитное товарищество); общество. | Составление гипертекста и работа по нему. | Упражнение 1 «Формы предпринимательской деятельности» и упражнение 2 для домашней работы. |
|
24 | 1 | Что такое акционерное общество. | Объяснить учащимся, что такое акционерное общество, а также объяснить его преимущества и недостатки по сравнению с индивидуальной фирмой и товариществом. | Акционерное общество (открытое, закрытое); акционер; акция; дивиденд. |
| Упражнение 1 «Изучаем акционерное общество» и упражнение 2 «Достоинства и недостатки различных типов фирм». |
|
25-26 | 2 | Тема 11. Экономические условия деятельности фирмы. |
|
|
|
|
|
25 | 1 | Экономический подход к понятиям издержек и прибыли. Виды издержек и их экономическое значение. | Объяснить учащимся различия между бухгалтерским и экономическим подходами к понятиям затрат (издержек) и прибыли фирмы. Показать различия между краткосрочным и долгосрочным периодами производства и связанного с этим различия между постоянными и переменными издержками. | Затраты (издержки); внешние (явные) затраты; внутренние (неявные) затраты; экономические затраты; нормальная прибыль; бухгалтерская прибыль; экономическая прибыль. Краткосрочный период производства; долгосрочный период производства; постоянные затраты (издержки); переменные затраты (издержки); общие затраты (издержки). | Работа по группам (4-5 человек). | Упражнения 1-4 (последнее в качестве домащнего задания). (Ксерокопии) |
|
26 | 1 | Понятие о средних и предельных издержках. Влияние конкуренции на деятельность фирм. | Объяснить учащимся экономический смысл средних и предельных издержек, а также их значение для производственного процесса. Рассмотреть четыре модели рынка, различающихся по количеству фирм в отрасли, типу производимой продукции и барьерам для входа в отрасль. | Средние издержки; средние постоянные издержки; средние переменные издержки; предельные издержки; закон убывающей предельной производительности переменного фактора производства. Совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; монополия; рыночная ( монопольная) власть. |
| Упражнения 1-3 (ксерокопии). |
|
27-28 | 2 | Тема 12. Как семьи получают и тратят деньги. |
|
|
|
|
|
27 | 1 | Доходы и расходы семьи. | Объяснить учащимся структуру семейного бюджета; рассмотреть источники формирования доходов семьи, а также закономерности изменения структуры семейных расходов. | Семейные доходы; заработная плата; прибыль; дивиденд; процент; рента; семейные расходы; закон Энгеля. |
| Упражнения 1, 2 (ксерокопии). |
|
28 | 1 | Инфляция и семейная экономика. | Рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между между экономическими агентами. | Номинальный доход; реальный доход; номинальная ставка процента; реальная ставка процента. |
|
|
|
29-30 | 2 | Тема 13. Неравенство доходов и его последствия. |
|
|
|
|
|
29 | 1 | Что порождает неравенство в благосостоянии. | Рассмотреть причины, порождающие неравенство в доходах граждан, и способы измерения неравенства. | Неравенство доходов; богатство; абсолютное равенство; кривая Лоренца. |
| Упражнение «Дифференциация доходов населения в России». |
|
30 | 1 | Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема. | Рассмотреть государственную политику в области перераспределения доходов, ведущую к уменьшению неравенства в обществе. | НДФЛ; пропорциональное налогообложение доходов; прогрессивное налогообложение доходов; регрессивное налогообложение доходов; налоговая декларация; черта бедности. |
| Упражнения 1, 2 и текст проблемы для обсуждения «Новая школа подоходного налога с физических лиц: кто станет платить больше?» |
|
31 | 1 | Тема 14. Экономические задачи государства. | Дать общий обзор процесса государственного регулирования экономической деятельности и рассмотреть роль правительства в защите экономических свобод и конкуренции как фундаментальных элементов рыночной экономики. Рассмотреть внешние Эффекты производственной и потребительской деятельности, которые находят лишь косвенное отражение на рынках, а также общественные блага, приносящие пользу всем потребителям, но рыночное предложение которых недостаточно либо совсем отсутствует. Это требует определенного государственного регулирования рынков. | Экономические свободы; «провалы» (слабые стороны) рынка; монополизация рынка; антимонопольное законодательство. Внешние эффекты; положительные внешние эффекты: отрицательные внешние эффекты: интернализация внешних эффектов; общественные блага. |
| Упражнение «Фирма «Microsoft» — пример монопольной власти». |
|
32-34 | 3 | Тема 15. Государственные финансы. |
|
|
|
|
|
32 | 1 | Принципы и методы налогообложения. | Объяснить учащимся принципы и методы налогообложения, познакомить с видами налогов. | Налогообложение; прямые налоги; налог на прибыль; косвенные налоги; налог на добавленную стоимость; акциз; пошлина |
| Упражнение-гипертекст «Налоги и их виды». |
|
32 | 1 | Понятие о государственном бюджете. | Дать учащимся представление о структуре государственного бюджета и его значении в экономике страны. | Государственный бюджет; доходы бюджета; расходы бюджета; бюджет ный дефицит; профицит бюджета. |
| Упражнение «Анализируем бюджет Российской Федерации». |
|
33 | 1 | Причины и следствия возникновения государственного долга. | Рассмотреть способы финансирования бюджетного дефицита и их воздействия на экономическое развитие страны. | Внешнее финансирование дефицита; внутреннее финансирование дефицита; инфляционное финансирование дефицита; государственные ценные бумаги; государственный долг. |
| Упражнения 1, 2 (ксерокопии). |
|
34 | 1 | Викторина | Повторение и закрепление пройденного материала |
|
|
|
|