Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Почва»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

Белгородского района Белгородской области



















Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе

«Почва»





подготовила

учитель начальных классов

Уколова Галина Владимировна











п. Дубовое

2012



Цель: способствовать формированию представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли, ее составе и образовании.

Задачи:

  • изучить состав почвы в процессе опытов;

  • развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы;

  • развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность;

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

  • создать условия способствующие сохранению и укреплению соматического  и  психического здоровья учащихся.



Оборудование: Учебник, карточки для групповой работы, прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага, образцы почвы, керамическая чаша, спиртовка, держатель, коллекция почв.


Ход урока

I. Организационный этап.

— Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. Чтобы активизировать работу нашего организма сделаем массаж ушных раковин.

Массах ушных раковин

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Планирование. Целеполагание.

— Ребята поступила просьба изучить данный материал. (показ среза почвы)

— Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово » Почва «)

-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на  уроке ?

— Действительно, тема  урока и нашего исследования  — » Почва » (на доску вывешивается карточка » Почва «).



— Каждое исследование ставит перед собой какую-то цель. Какую цель мы можем поставить?

— Научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю  и  вам составить план работы на  уроке .

— Знаете ли Вы, что такое почва?

— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка «Что такое почва?»)

— Что еще хотели бы узнать о почве?

— Какими свойствами она обладает? ( На доску вывешивается следующая табличка «Свойство почвы»).

— Как образуется почва?

«Что такое почва?»

«Свойства почвы»

«Состав почвы»

«Как образуется почва»

— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

III. Этап усвоения знаний и способов действий.

1. «Что такое почва?»

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

— Так, что же такое почва? Давайте внимательно рассмотрите верхний слой.

— Какого он цвета? Сделайте вывод. (Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой)

(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми » Почва  — это верхний, темный, рыхлый слой земли»)

— Оставим пока это определение, но в процессе изучения почвы мы можем его дополнять.

2. «Свойства почвы»

— Переходим к выполнению следующего пункта плана.

— Рассмотрите еще раз верхний слой  почвы .

— Что увидели? (траву,  растения , деревья)

— Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)

— Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает  почва ?

— Это — плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом «Плодородие»)

— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»? Правильно. Словарь.

Найдем значение этого слова в толковом словаре. (Интернет)

— Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

— А вот какую почву называют плодородной, вы узнаете, прочитав статью в учебнике на с. 30 -31.

— От чего зависит плодородие почвы? Как можно распознать плодородную почву?

3. Работа в группах. Проведение опытов.

— Приступаем к третьему пункту плана. Для этого нам потребуется провести опыты.

— Сегодня вы научные сотрудники, а они никогда не забывают о технике безопасности. Для чего ее нужно соблюдать? (чтобы сохранить свое здоровье). Будьте внимательны при работе с приборами. Ну а чтобы наши руки нас не подвели, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Мы с вами разделились на группы, и сейчас я прошу подойти каждую группу к своему столу. По инструкциям на партах необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.


Опыт № 1 (группа 1)
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.


Опыт № 2 (группа 2)
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось _________________________________. Это ___________. Она появилась из почвы. Значит, в почве есть ________________.


Опыт № 3 (группа 3)
1. Возьми стакан с водой.
2. Добавь туда почвы.
3. Размешай стеклянной палочкой.
4. Подожди немного и посмотри на дно.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ___________________________________________. На дно осел осадок. Это __________, поверх которого осела _______________. Значит, в почве есть
____________________________.


Опыт № 4 (группа 4)
1. Возьми стакан с водой.
2. Добавь туда почвы.
3. Размешай стеклянной палочкой.
4. Подожди немного и посмотри на поверхность воды.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, всплыл мусор, остатки листьев, остатки живых организмов.
Ответ. В стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что _______________________________________________________. Значит, в почве есть ______________________________________________.
В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей — это перегной или гумус.


Опыт №6 проводит учитель

1. Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва.
2. Взять несколько капель воды из стакана.
3. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло.
4. Подержать блюдце (стекло) над огнем.
5. Что ты наблюдаешь?
Ответ. Вода быстро испарилась, на дне блюдца остались белые налеты. Это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений. Они образуются под действием микробов, которые живут в почве. Значит, в почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

Давайте сделаем вывод: из чего состоит почва? (заполняется схема на доске).

— Пришло время сделать физминутку.

Физкультминутка

4. «Как образуется почва»

— Как вы думаете, когда на Земле появилась почва? А сейчас на Земле образуется почва?

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.

— Посмотрите на состав почвы и сделайте предположение, с чего началось образование почвы. (песок, глина). Работа с коллекцией почв.

— Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Какие это могут быть растения? (лишайники, мхи). Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут селиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву.

В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как это происходит мы посмотрим на примере дождевого червя. (Диск «Природа» — Круговорот веществ в природе – Обитатели почвы)

— Как вы думаете, как быстро образуется почва? По подсчетам ученых требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

СХЕМА Кто участвует в образовании почвы: растения — лишайники – микроорганизмы — животные (черви, личинки, кроты и др.)

5. Работа в парах

— У вас на партах картинки с изображением участников образования почвы, попробуйте их расположить так, чтобы получился круговорот веществ в природе.

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы — в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

— Внимание на доску. Посмотрите правильный ответ (Диск «Природа» — Круговорот веществ в природе – Великий круговорот жизни)

— Давайте мы с вами тоже попробуем изобразить круговорот. Что могут люди дать друг другу? Добро. Пусть добро расположится на наших ладошках. Хлопая ладошками друг друга, передадим его по кругу.

— Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ  прерывается. Каковы последствия? (исчезнут растения и животные, не сможет жить человек, планета станет безжизненной) Вот почему учёный В.В.Докучаев, который занимался изучением почвы, говорил, что «почва дороже золота, Без золота люди проживут, а без почвы нет»

— Как вы думаете, а на Луне есть почва?

IV . Итог. Рефлексия.

— Итак, ребята, мы с вами ответили на все поставленные в начале урока вопросы? Давайте подведем итог.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

  • написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

  • учебник с 29-30 пересказ

 Список использованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. 4 класс — учебник в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас. 3 класс. М.: «ВАКО», 2003.



 





Свежие документы:  Конспект урока на тему «Органы чувств»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: