Конспект урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе «Семья. Семейные ценности»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области

с углублённым изучением отдельных предметов»

п. Дубовое





Конспект урока

по курсу «Окружающий мир»

система учебников «XXI век»

1 класс

Тема. Семья. Семейные ценности.





Подготовила

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Сиянко Наталья Вячеславовна








2012/2013 учебный год

Тема.    Семья и семейные ценности

Цель деятельности педагога:    

создать условия для:

  • формирования представления о значении семьи в жизни человека, уточнения понимания родственных связей;

  • развития связной монологической речи;

  • воспитания любви, уважения, заботы и чуткого отношения к своим близким – членам своей семьи.

  • сплоченность семьи – это фундамент благополучия;

  • доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека;


Задачи:  

  • раскрыть понятие «семья»,  выявить её особенности;

  • развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение;

  • воспитывать уважение к членам своей семьи,  эстетический вкус;

  • показать значение домашнего тепла;

  • воспитывать любовь и уважение к окружающим, чувство сплоченности, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов своё отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать своё отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятия любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность;

Получат возможность научится рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей, различать основные нравственно-эстетические понятия.

Метапредметные (критерии сформированности (оценки) компонентов универсальных учебных действий – УУД):

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов своё отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать своё отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: взаимодействие – взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению.

ЛИЧНОСТНЫЕ: нравственно-эстетическая ориентация – проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.

Оборудование: семейные фотографии, электронные образовательные ресурсы, демонстрационные наглядные пособия, карточки с заданиями



Сценарий урока:


I. Организация начала урока

— Прозвенел звонок. Начинается урок. Стали ровно. Тихо сели. На меня все посмотрели. Сейчас у нас урок окружающего мира. Чтобы определить тему урока, нужно разделиться на группы и выполнить задание.

II. Актуализация опорных знаний. Определение темы и задач урока.

Работа в группах (интегрированное задание)


Группа № 1

Алгоритм ваших действий

1. Найдите значение выражений.

2. Запишите ответы в таблицу в порядке убывания.

3. Расшифруйте слово.

4. Один представитель команды подходит к столу и находит карточку с вашим словом. Вешает на доску.

а 10 — 5 =

а 10 + 4 =

п 12 — 2 =

п 8 + 10 =
















Группа № 2

Алгоритм ваших действий

1. Найдите значение выражений.

2. Запишите ответы в таблицу в порядке возрастания.

3. Расшифруйте слово.

4. Один представитель команды подходит к столу и находит карточку с вашим словом. Вешает на доску.










а 9 — 0 =

а 7 + 10 =

м 3 + 4 =

м 13 — 3 =








Группа № 3

Алгоритм ваших действий

1. Найдите значение выражений.

2. Запишите ответы в таблицу в порядке возрастания.

3. Расшифруйте слово.

а 2 + 1 =

у 3 + 2 =

к 5 + 3 =

ш 9 — 2 =

4. Один представитель команды подходит к столу и находит карточку с вашим словом. Вешает на доску.

б 6 — 2 =

б 8 — 8 =

а 10 + 2 =


























Группа № 4

Алгоритм ваших действий

1. Найдите значение выражений.

2. Запишите ответы в таблицу в порядке убывания.

3. Расшифруйте слово.

4. Один представитель команды подходит к столу и находит карточку с вашим словом. Вешает на доску.

у 8 — 1 =

д 10 — 2 =

е 5 + 4 =

д 10 + 4 =



к 0 + 4 =

а 10 — 10 =

ш 2 + 4 =























При появлении каждого брёвнышка со словом, звучит соответствующая музыка:

мама — песня из кинофильма «Мама»;

папа — «Папа может…»;

бабушка и дедушка — «Бабушка рядышком с дедушкой»

семья — детская песенка «Про мою семью»


На доске появляется собранный участниками групп домик

C:UsersЕвгешкаDesktopIMG_2821.JPG
C:UsersЕвгешкаDesktopIMG_2815.JPG


— У меня есть мама, у меня есть папа, у меня есть дедушка, у меня есть бабушка, а у них есть я. А вместе мы — семья.

— Тема сегодняшнего урока: «Семья. Семейные ценности».

— Задачи урока, как вы думаете, какие?

  • узнать, что такое семейные ценности;

  • определить для себя важность семейного благополучия.

ФИЗМИНУТКА

под музыку детской песенки «Про мою семью»

III. Работа над новым материалом.

1) Толкование слова «семья»

— Что, по вашему, означает слово «семья»? Где можно найти такую информацию?

— В толковых словарях.

— Толковые словари бывают разные: для школьников, для всех людей. (Показать словари)

— Посмотрим, что говорится о семье в детской энциклопедии «Кирилла и Мефодия»

(один ученик работает с компьютером)

— Пока он ищет, я обращусь к одному из самых известных толковых словарей Сергея Ивановича Ожегова. Вот, что он пишет:

  1.  

    1. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.

    2. перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами. Классная семья

  2. перен. Род, поколение.

    1. Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей.

    2. Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней.

  3. перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.

  4. перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.

















— Слово «семья» имеет несколько значений, значит оно…. (многозначное)

Проверка по «Кириллу и Мефодию»

— Сегодня мы остановимся на основном значении этого слова.

Семья — это люди, которые не всегда могут жить вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

— Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете?

— Почему мама ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей? О чём спрашивает мама, когда встречает вас из школы?

Чтение стихотворения. Учебник с. 24. И. Мазнин «Простое слово»

 — Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.

— А мамина мама для вас кем является?

— Бабушкой.

Чтение стихотворения. Учебник с. 25. Е.Трутнева «Бабушка»

2) Работа с пословицами


Говорят, что    Сердце матери лучше солнца греет.

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Солнце очень жаркое, горячее, которое обогреет всех вокруг, сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех. Мама всегда тревожится и заботится о своих детях. Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей.

— И у нас сегодня на уроке появится Солнышко, но необычное, лучики его вы сами сделаете.

C:UsersЕвгешкаDesktopIMG_2816.JPG

— Какие ещё пословицы о семье вы знаете?

Ответы учащихся.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не красна изба углами, а красна  пирогами.

Своя хатка – что родная матка.

На что и клад, когда в семье лад.

Счастлив тот, кто у себя дома.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Мать кормит людей, как земля людей.

Куда матушка, туда и дитятко.

Без матки пчёлки – пропащие детки.















Двое учеников работают у компьютера. Задание: составить пословицы.


— Раньше семьи всегда были большими. В 18 веке в Шуйском уезде, что в 241 км от Москвы, в семье крестьянина Фёдора Васильева родилось 69 детей. Они рождались 27 раз, и ни разу не родилось по 1 ребёнку. У них было: 16 — двойняшек, 7 — тройняшек и 4 — четверняшек.

А сейчас самая большая российская семья, в которой 20 своих родных детей, проживает в Новоусманском районе Воронежской области. Они занесены в книгу Рекордов Гиннеса как самая многодетная семья России (1,074 млн. в стране).

— А у нас в классе есть многодетные семьи? А вы дружные? Какую семью вы хотите иметь, когда вырастите?

— Скажите, дети, какая семья называется дружной?

Ответы учащихся.

3) Легенда. Семейные ценности.

— О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

«Как появилась дружная семья»

   Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.

Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  

Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь семейных ценностей …

Одно из них было уважение.

— Как вы думаете, какие ещё семейные ценности выбрали члены этой большой семьи, которые должны были сделать её счастливой семьёй?

4) Собираем Солнышко (дети подходят к столу, выбирают лучик и объясняют свой выбор)


C:UsersЕвгешкаDesktopIMG_2817.JPG


— Как вы думаете, согреет такое солнышко ваши семьи?

— Давайте разместим фотографии ваших семей в лучах этого семейного солнышка.

ФИЗМИНУТКА

Дети подходят к доске и развешивают фотографии

Дружно помогаем маме:

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре —

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились.

IV. Семейный календарь

— Как вы думаете, какие совместные семейные мероприятия любят все члены семьи?

— Праздники.

— А делают ли они семью более сплочённой, дружной?

— Какие семейные праздники вы знаете?

Работа в паре

— Создайте семейный календарь.

V. Подведение итогов урока

— О каких семейных ценностях вы сегодня узнали?

— Что же такое семья?

— Какой должна быть настоящая семья? Что необходимо, чтобы семья была дружной?

— Вы согласны с тем, что семья это самое главное в жизни любого человека? Перечислите всё хорошее, что даёт вам ваша семья.

— Что, по-вашему, нужно сделать для того, чтобы ваши родные были счастливы? Что зависит именно от вас?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но  счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья.

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…

— Сегодня на уроке вы очень хорошо работали. Я хочу подарить каждому из вас маленькое солнышко, которое будет согревать вас и ваши семьи. Пусть оно принесёт в вашу семью:

Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброту, Заботу, Помощь, Дружбу, Счастье

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Солнечный круг»



https://img-fotki.yandex.ru/get/3602/bonoooooo.fc/0_efbb_f0d50f6a_XL.jpg





Использованные источники

 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

 4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе https://festival.1september.ru/articles/527236/

5.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1

   






Интернет — ресурсы

1. https://school21-65.narod.ru/fgos/urok_v_ramkah_fgos/

2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/stikhi-k-nachalu-uroka

3. https://algat.tulunr.ru/index.php/nasha-novaya-shkola/176-tipologiya-urokov-v-nachalnoj-shkole-fgos

4. https://msk-slovar16-17v.narod.ru/larin0010.htm

5.https://go.mail.ru/search_images

6. https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2214.html

7. https://www.youtube.com/watch

8. https://www.it-n.ru/communities.aspx


9


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Прогулка по Автозаводскому району»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: