Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская СОШ №2»
Тамбовского района Тамбовской области
Конспект открытого занятия по программе
« Путешествие по планете Земля. Человек среди людей»
который проводился в группе продлённого дня с учащимися младших классов.
Подготовила
педагог дополнительного образования
Шляжко Наталья Николаевна.
п. Строитель
2013 г.
Тема: «Картины леса»
Цель занятия: показать многообразие леса во все времена года, сезонные изменения в природе.
Задачи:
Прививать чуткое и бережное отношение к лесу.
Воспитывать любовь к природе, развитие наблюдательности, внимания.
Способствовать формированию у детей умений и навыков общения и сотрудничества, организовывать комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения.
Оборудование: пластинка «Голоса птиц», репродукции: «Осень в лесу», «Зима в лесу», берёзовый дёготь, берёзовые и дубовые венички, натуральные съедобные грибы, гербарий с листьями, гроздья рябины, плоды шиповника и каштана, сосновые и еловые натуральные масла, оформленный класс кленовыми листьями, рисунки и проекты учащихся 1-3 классов, нарисованные детьми эмблемы.
Подготовительная работа объединения перед открытым занятием
Экскурсия в лесополосу (конец сентября)
Конкурс стихов по теме: «Яркие краски осеннего леса» (начало октября)
Конкурс рисунков, защита проектов (по временам года) (08.03.13)
Эмблемы. тема: «Рисуем ярусы леса» (Деревья. Кустарники, ягоды, травы) (21.04.13)
Ход мероприятия
− Что такое лес?
− Сколько ярусов в лесу?
− Назовите их.
Эпиграф:
«Лес для умного, внимательного человека – это целый мир, для учёного – огромная книга, для поэта – полная переливов радуга». (Леонид Леонов)
(Дети читают хором эпиграф).
воспитатель:
− Кто из вас любит путешествовать по лесу?
Ребята, Вы, конечно, любите путешествовать по лесу. И сегодня мы отправляемся в необычное и интересное путешествие. Всё, что встретится нам на пути мы должны запомнить, и вернувшись домой, рассказать обо всём родителям. Нам перед путешествием нужно хорошо понять и почувствовать друг друга. Пожалуйста, возьмите за руки своего соседа по парте и пожмите друг другу руки. Улыбнитесь! Только сила дружбы позволит нам не растеряться на пути. И так, отправляемся в путь.
Каждый из вас будет путешествовать на своей эмблеме, которая как по волшебству сейчас оживится.
чтец 1. А вы не забыли взять с собой фантазию, выдумку. Хорошее настроение?
− Какое время года сейчас идет?
− Кто уже был в этом году в осеннем лесу?
− Что дарит людям осенний лес?
− Какие краски вы возьмёте, чтобы нарисовать осенний лес?
− Какие лекарственные растения можно заготавливать осенью?
(Плоды каштана, ягоды рябины, шиповник, боярышник)
− Назовите ярусы, которые можно увидеть в лесу.
чтец 2 .
Лес нас кормит, одевает
Нас он греть не забывает,
Для больших и детворы
Лес готовит нам дары
Это ягоды, грибы.
(С. Манасевич)
− Что относится в лесу к нижнему ярусу? (грибы)
Игра «Знаток грибов»
− Кто очень хорошо знает съедобные грибы?
− Выбираются 2 участника.
− Ознакомление с инструкцией участников игры.
− На каждый шаг говорить название съедобного гриба. Названия не должны повторяться. Кто быстрее дойдёт до конца класса, тот победит.
− Демонстрация условно – съедобных грибов (натуральных)
− Когда будете в лесу, не разрушайте грибницу. Аккуратно отрезайте шляпки ножом.
− Работа с гербарием.
Листья, каких деревьев вам знакомы?
− Как человек использует деревья?
Рассказ воспитателя
Берёза – символ России. Она воспевается в стихах русских поэтов, сказках. За многое, ребята, мы благодарны берёзе. Грела она наших предков, обувала, поила соком, лечила. В наших лесах 40 видов берёзы. 40 непохожих друг на друга сестёр из одного семейства.
В Приморском крае есть железная берёза. У неё самая крепкая древесина. Есть карликовая берёзка. У драгоценной карельской берёзы древесина лунного цвета. Есть и другие виды: берёза бородавчатая, плосколистая. Из берёзовой коры делают корзинки, лукошки.
Наше путешествие продолжается.
− Закрываем ладошками глаза.
− Теперь открываем. Беседа по картине.
− Вы видите перед собой картину (зимний пейзаж).
− Какое время года там изображено?
− Кому нравится зимний лес?
− Чем вам нравится зимний лес?
Отгадайте загадку (читает ученик).
Зимой это дерево похоже на засохшую ель. Зимой мягкие иголочки этого дерева отпадают. Что это за дерево? (Лиственница)
− Какие два дерева зимой остаются зелёными?
− Как человек использует эти деревья?
Рассказ воспитателя.
Очень ценится древесина сосны. Из сосны, ели, можжевельника, кедра изготовляют ароматическое масло, которое используется при лечении кожных заболеваний, дыхательных, нормализует давление, снимает головные боли.
− Показ елового масла. Воспитатель ходит по рядам и каждому ученику на лист капает масло.
Практическое задание.
Представьте, что мы заблудились в лесу. Перед вами только ель и сосна. Как ориентироваться? Ответ: (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).
− Какие звери в лесу не залегают в спячку?
− Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст) (Показ фотографий)
− Какие лесные птицы кочуют в снегу? (куропатки, рябчик, тетерев)
− Стихотворения о зиме. Какие поэты писали о зиме? (По желанию можно прочитать 1-2 стихотворений о зиме)
Закрываем ладошками глаза. Путешествуем дальше.
( И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонок…)
− Это строка из стихотворения, посвящённого какому времени года? (весне)
− Показ репродукции. (название, автор)
− Какие краски использовал художник при написании картины?
− Назовите признаки наступления весны.
− Цветы относят к какому ярусу леса?
− Назовите весенние первоцветы (мать – и – мачеха, ветреница, верба, подснежник)
− Какие занесены в Красную книгу?
− Почему существует эта книга?
Часто можно увидеть безразмерное срывание первоцветов для продажи. Когда гуляете по весеннему лесу, то будьте аккуратны и не срывайте их, следите за своими знакомыми, чтобы они варварски их не уничтожали.
− Соком какого первоцвета лечат заболевания кожи? (чистотелом)
Рассказ воспитателя.
− Как используется ландыш? (Из этого растения изготавливают сердечные капли. В аптеке продаётся из него настойка). Ягоды ландыша очень ядовиты. Чтобы не произошло отравление не берите их в руки.
Легенда.
Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии она увидела Садко в объятии девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. А из глаз её покатились слёзы, которые превращались в нежные цветы, похожие на волшебные жемчужины.
− Я знаю, что многим из вас нравится весна. Выходите к доске те, которые рисовали весну.
− Выход ребят с проектами, чтение мини – сочинений, защита.
Закрываем ладошками глаза.
(Воспитатель включает голоса птиц
− Какое время года?
Ученик читает стих:
Что такое лето?
Это – много света, это – поле, это – лес,
Это – тысячи чудес.)
(Н. Балашов)
− Какие птицы леса летом радуют человека? (соловьи, иволги, свиристели, жаворонки, перепёлки)
− Какие дары преподносит нам летний лес?
Рассказ воспитателя.
Черничный кустик может угощать своими ягодами 300 лет, если его не помять только.
В лесу, где есть муравейник, деревья меньше болеют.
Цветы – нижний ярус леса.
Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее лесных цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Какая удивительная гармония форм, линий красоты.
Ученик читает стихотворение:
Цветы, как люди на добро щедры.
И, нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
(С. Манасевич)
− Вы ничего не чувствуете?
− Вот и заканчивается наше путешествие.
− Встаём и берёмся за руки. Улыбаемся друг другу. Надо выполнить ритуал прощания – рукопожатие в кругу.
− Что вам больше всего понравилось?
− Что было главным и почему?
− Что может пригодиться в жизни?
Сейчас мы выполним небольшую практическую работу.
− Нарисуйте экологические знаки.
− Сначала в карандаше, потом раскрасьте.
− На экологическом знаке, эмблеме, плакате обязательно должен быть призыв к человеку, как себя правильно нужно вести в лесу.
− Какие призывы можно написать?
(− не разрушайте птичьи гнёзда
− не топчите первоцветы
− убирайте после себя мусор)
Выполните дома работу до конца.
Список литературы
Охрана окружающей среды: О. И. Родькин, В. Н. Копиця — Санкт-Петербург, Беларусь, 2010 г.- 168 с.
2. Охрана природы: В. М. Константинов — Санкт-Петербург, Академия, 2000 г.- 240 с.
3. Боpейко В.Е., 199:, Святилища дикой пpиpоды, Киев, Киевский эколого-культуpный центp, 112 стp..
4. Соловьев В.С., 1886, Кpасота в пpиpоде, В кн.: Собрание сочинений, т. VI, стp.30-68