Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»»
Республика Марий Эл
Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе
Острова и полуострова
УМК «Школа 2100»
подготовила
учитель начальных классов
Соколова любовь Робертовна
Йошкар-Ола 2014
Оборудование:
1. Карта полушарий.
2. Листок с информацией о происхождении островов и полуостровов.
3. Карточки с заданиями.
4. Учебник А.А.Вахрушев “Окружающий мир– 2 класс”, Москва.– Дрофа.
Цели и задачи:
1 .Проверить умения и навыки детей по работе с картой.
2. Познакомить с понятием острова и полуострова .
3. Развивать кругозор детей.
Ход урока:
1 .Организационный момент.
Эпиграфом нашего урока я выбрала пословицу:
Никто не знает так много как, как все мы вместе.
— Как вы понимаете эти слова?
2. Давайте повторим пройденный материал:
— Какие стороны горизонта вы знаете?
— Какие условные обозначения приняты на картах?
— Что такое часть света?
— Что вы знаете о материках?
— Что такое океаны? Сколько их?
3. Предлагаю узнать тему урока, разгадав кроссворд
| е | в | р | о | п | а |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| о | к | е | о | н |
|
|
|
|
|
|
|
|
| г | л | о | б | у | с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| у | с | т | ь | е |
|
|
|
|
|
|
|
|
| к | о | р | д | и | л | ь | е | р | ы |
|
|
|
|
| и | с | т | о | к |
|
|
|
|
|
|
|
|
| м | а | т | т | е | р | и | к |
|
|
|
э | к | в | а | т | о | р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г | о | р | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в | у | л | к | а | н |
|
|
|
— часть света, расположенная на самом большом материке (Европа)
— огромный водоем, окружающий материки и острова (Океан)
— уменьшенная модель Земли (Глобус)
— место, где река впадает в другой водоем (Устье)
— горы в Северной Америке (Кордильеры)
— место рождения реки (Исток)
— огромный участок суши, окруженный водой — (Материк)
— самая длинная параллель (Экватор)
— возвышенность над местностью (Гора)
— огнедышащая гора (Вулкан)
4. Итак, тема сегодняшнего урока «Острова и полуострова»
— Мы научимся находить на карте острова, дадим понятие острова и полуострова.
5. Проблемная ситуация.
— А пока давайте послушаем разговор Лены и Миши:
— Миша, давай пойдем на Север?
— Не получится, там вода.
— Тогда пойдем на Запад?
— И там вода!
— Тогда прогуляемся на Восток.
— Увы, и там вода.
— Идти можно только на Юг.
— Ой, а у меня и здесь вода!
— Значит, ты находишься на острове.
6. — Как вы поняли, что такое остров?
— А что значит «полу» — ?
— Что же такое полуостров?
7. Использование методики разноуровневых заданий.
— Проверим наши предположения позже, а сейчас предлагаю отправиться в путешествие на самый большой остров в мире.
1 группа. Остров находится между 30 и 60 з. д. 60 и 80 с. ш. Найдите по карте, что это за остров. Действительно, это остров Гренландия.
2 группа. — Докажите, что это остров.
— ( Его со всех сторон окружает вода)
3 группа. – Прочитайте в учебнике, почему он белого цвета? (покрыт льдами)
— Да, этот остров покрыт льдами толщиной 3 км (100 домов в 10 этажей). Иногда под воздействием волн, от острова откалываются огромные ледяные глыбы, они называются айсберги. И даже такой удивительный остров обитаем. На нем живут эскимосы, которые строят удивительные дома из снега ИГЛУ.
— Давайте найдем на карте остров Гренландия.
(Работа с картой)
8. Второй по размерам остров находится рядом с Австралией. Это Новая Гвинея. Проблемный вопрос:
-Давайте сравним местоположение и климат этих двух островов, понравится ли эскимосам жить на этом острове?
— Нет, здесь всегда тепло, местное население ПАПУАСЫ, выращивают бананы. Особенность острова являются частые землетрясения.
— Кто объяснит, что такое «землетрясение»?
9. Японские острова необычны тем, что это группа островов — АРХИПЕЛАГ.
— Страна Япония, это страна «Восходящего солнца»
— На этом острове частые гости ЦУНАМИ и ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЯ.
— Самые крупные из островов это КЮСЮ, СИКОКУ, ХОККАЙДО,
ХОНСЮ.
— Здесь же расположен известный вулкан ФУДЗИЯМА.
(Работа с картой)
10. А как же образуются острова? Существует несколько способов:
— Вулканический
— Море отделяет участки суши, постепенно разделяя материк от кусочка суши.
— Суша постепенно опускается и затапливается океаном, а на поверхности остаются вершины гор.
— Существуют интересные острова: КОРАЛЛОВЫЕ. Мелкие животные строят себе домики из извести, постепенно вымирая, а домики остаются, образуя коралловые острова.
11. — А теперь сделаем вывод, что же такое острова?
ФИЗ. МИНУТКА: Если вы услышите название острова, поднимите руки вверх. Если вы услышите название материки – приседаете.
12. — А это что такое?
— Это Индостан полуостров (вода с трех сторон) находится в Индийском океане, страна Индия проживают индийцы.
— По соседству еще два полуострова: на западе – Аравийский, самый
крупный полуостров, покрытый пустынями, богатый нефтью. Давайте вспомним, что из нее делают.
— На востоке расположен Индокитай (местное население: китайцы и вьетнамцы)
13. -А на северо-востоке России расположен полуостров Камчатка. На нем располагается более 160 вулканов, из них 28 действующих, много гейзеров (выброс горячей воды).
А теперь поиграем в прятки:
— Найдите острова в Тихом океане: о. НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, о. НОВАЯ ГВИНЕЯ, ЯПОНСКИЕ о-ва, ФИЛИППИНСКИЕ о-ва.
— Индийский океан: полуостров ИНДОСТАН, полуостров ИНДОКИТАЙ,
о. МАДАГАСКАР
— Атлантический океан: БОЛЬШИЕ АНТИЛЬСКИЕ о-ва, о. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.
14. Итог урока:
— Что же такое остров? Какие о-ва запомнили?
— Что такое полуостров? Какие запомнили?
— Сравните, чем отличаются острова и полуострова?
— На каком виде транспорта можно добраться до острова, до полуострова?
15. Д.З. подготовить подобный рассказ о полуострове или острове.
16. Оценка результатов.
— Что интересное узнали на уроке?
— Какой момент урока был наиболее интересным, наиболее трудным?
— Кто доволен своей работой на уроке?
Список использованной литературы:
Вахрушев А.А. Окружающий мир 4 класс. – Москва: Баласс, 2009
Сивоглазов Владислав Иванович, Крылова Ольга Вадимовна. Окружающий мир. Природа и человек. 1-4 классы. Атлас. – Москва: Дрофа, 2005
Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география. – Москва: Дрофа, 2005