МБОУ « Ширинская средняя общеобразовательная школа № 4»
с. Шира, Республика Хакасия.
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс, «Хвойные деревья»
(УМК «Школа 21 века»)
подготовила
учитель начальных классов
Никитюк Светлана Валентиновна
с. Шира 2014 год
Окружающий мир (1 класс) Тема: «Хвойные деревья»
Цели: познакомить ребят с группой хвойных деревьев, научить их различать, используя исследовательскую деятельность; развивать наблюдательность, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: наборы веточек ели, сосны, лиственницы; тексты – описания, карточки для игры «Лишнее слово», разрезные карточки «Собери картинку» (ель и сосна), старичок – Лесовичок, набор карточек – вопросов для «мозгового штурма», учебники, тетради.
Картины хвойных деревьев, лес в разные времена года.
Организационный момент (рассадить детей в группы по 4 человека, выбрать командира, хорошо читающего ученика, ответственного за тексты )
Разминка. Отвечайте на вопросы только словами «да» или «нет».
— В феврале наступает лето?
— По небу плывут тучи?
— Солнышко проснулось?
— Синички ловят мошек и мух?
— У вас хорошее настроение?
— Работать готовы?
3.Актуализация знаний учащихся.
а) Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает?» (Лес)
Как понимаете загадку?
(Лес в разные времена года)
(Объяснение загадки. Весной лес радует своим нарядом, свежей листвой деревьев, трав, цветов, весёлым пением птиц. Летом, в жаркую погоду, человек найдёт в лесу тень и прохладу. Осенью лес подарит людям грибы, орехи, ягоды. Зимой, на открытой местности, в поле, очень холодно, а в лесу, за деревьями, значительно теплее. Кроме того, большинство домов в сельской местности, отапливаются зимой, дровами.)
4.Изучение нового материала.
(Два леса: лиственный и хвойный)
б) Чем похожи? Чем отличаются? (Сходство – деревья! Один лиственный, другой – хвойный. Светлее – темнее, всегда зелёный).
в) Игра. Задание от старичка – Лесовичка. (Каждой группе учитель даёт карточку со словами, слова записаны по столбикам, Необходимо взять зелёный карандаш и обвести в каждом столбике «лишнее» слово.)
Образец карточки
Ромашка Малина Лиственница
Колокольчик Смородина Помидоры
Ель Вишня Огурцы
Астра Сосна Морковка
Дети объясняют выбор.( В первом столбике – цветы, лишнее – ель, во втором – ягоды, лишнее – сосна, в третьем – овощи, лишнее – лиственница).
На доске появляются названия деревьев :ель, сосна, лиственница.
— Как вы думаете, почему они вместе? ( У них нет листьев, хвоинки).
г) — Сегодня мы с вами попробуем исследовать лес, в котором растут хвойные деревья, а также научимся их различать.
Сейчас вы будете исследователями. (Каждая группа получает набор веточек, описание этих деревьев и начинают работать. Хорошо читающий ученик читает вслух текст, вместе определяют, какому дереву принадлежит веточка). ФИЗМИНУТКА
Используем учебник.
Тексты (на бумаге разного цвета)
Ель — изящное стройное дерево. Крона у дерева опускается до земли. Верхушка ели всегда острая, она никогда не притупляется. Хвоинки у ели значительно короче, чем у сосны. Ветви покрыты ими густо, но всё, же можно рассмотреть, что располагаются хвоинки поодиночке. Древесина ели идёт на изготовление бумаги, незаменимый строительный материал, хвоя богата витамином С (его в 6 раз больше, чем в лимоне). Ни одно дерево не даёт такой певучей и звонкой древесины! Из ели делали свои замечательные скрипки самые знаменитые мастера – Страдивари и Амати.
Сосна – красивое дерево. Длинные узкие хвоинки сосны располагаются на ветвях парами. Сосновые леса обычно светлые. Высота ствола достигает 30 метров и более. Воздух в сосновом лесу почти стерилен (очень чистый, нет микробов), не случайно санатории для больных строят в сосновых лесах. Сосна – ценная древесная порода, даёт отличный строительный материал, прекрасные дрова. Из её смолы получают вещества: скипидар, канифоль, …
Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою (потому и называется – лиственница.) Перед опадением хвоя желтеет, дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На старых побегах хвоинки собраны в пучки от 20 до 60 штук. Живёт она 300 – 500 лет. Древесина этого дерева очень прочная (долговечная), не гниёт в воде, поэтому используется в строительстве.
5. Закрепление первичных знаний.
д) Работа со словами.
На доске открыть следующие слова: колючие, одинокие, тёмные, короткие, длинные, пучок, мягкие, парные, светлые, хвоинки, листики, на зиму опадают.
Дети выходят к доске и под названием деревьев, прикрепляют нужные карточки (своеобразная физминутка)
Поднимите веточку ели.
— Какие слова подойдут к этому дереву? (Колючие, одинокие, тёмные, короткие)
— Поднимите веточку сосны. Выбрать для неё слова (длинные, парные, светлые)
— — Покажите веточку лиственницы
— Давайте и для неё выберем слова ( пучок, мягкие , на зиму опадают).
Показать это дерево в осенний период, оно очень нарядное, яркое!
е) Мозговой штурм (вопросы от Лесовичка)
( На доску вывешиваются вопросы, в центре Лесовичок, ребята по желанию подходят, выбирают лепесток и отвечают.)
У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)
Её всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим: стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)
Есть у родственницы ёлки неколючие иголки, но, в отличии от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница)
Из древесины какого дерева делают бумагу? (Ель)
У какого дерева певучая и звонкая древесина? (Ель)
В каких лесах строят санатории? (Сосновых)
Древесину, какого дерева называют «долговечная», она не гниёт даже в воде? (Лиственница)
Какое из хвойных деревьев осенью становится жёлтым? (Лиственница)
МОЛОДЦЫ!!!
ж) Работа в парах. Собрать картинки деревьев. (У детей на столах в конвертах лежат разрезанные картинки деревьев, им надо их сложить).
6.Итог урока.
— Почему так говорят: ёлочка – иголочка?
— Зимой и летом одним цветом?
— Нужно ли на Новый год рубить ёлочку?
Список использованной литературы
1. В.В.Петров Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя, 2 – е издание, дополненное, Москва «Просвещение», 1991