Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского района Республики Мордовия
Рабочая программа
групповых занятий с одаренными детьми
по русскому языку
для учащихся 7,8 классов
Автор-составитель:
учитель русского языка Данилина Г.О.,
высшая квалификационная категория
2013 год
1.Пояснительная записка
Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования и считается одним из важнейших, так как способствует развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса, отраженного в приоритетном национальном проекте «Образование». Основная цель работы с одарёнными детьми – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для учащихся 7-8 классов предполагает создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей. Программа рассчитана на 68 часов: 34 часа в год в каждом классе
(1 час в неделю).
Рабочая программа включает в следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание курса занятий. Тематическое планирование занятий для 7 класса.
3.Содержание курса занятий. Тематическое планирование занятий для 8 класса.
4. Календарно-тематическое планирование занятий для 7 класса.
5. Календарно-тематическое планирование занятий для 8 класса
6. Планируемый результат реализации рабочей программы
7.Используемая литература
Приложение 1. Практические задания для 7 класса.
Приложение 2. Практические задания для 8 класса.
Работа с группой одарённых учащихся решает следующие задачи:
-повышает познавательный интерес школьников к предмету;
-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах.
Программа включает в себя как теоретический, так и практический материал. При планировании теоретических занятий используются циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка.
Практический материал занятий основан на исследовательской работе учащихся и последующей публикации этих работ: очно — в ходе конференций, заочно — на сайтах в Интернет.
Реализуемые формы и приёмы работы:
1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала.
2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.
3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.
4. Задания на сравнение, сопоставление явлений.
5. Задания исследовательского характера с использованием учебников, толковых словарей.
2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала на материале басен И.Крылова, лирики М.Лермонтова «Мцыри».
6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний.
Функции учителя:
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального и республиканского уровней.
Создание банка данных материалов повышенного уровня сложности.
Задача учителя – увидеть одаренных, талантливых детей и помочь им реализоваться.
Формы занятий с талантливыми учениками.
1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов.
1) Творческих. Например:
— Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.
— Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.
— Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.
— Подготовить презентацию личного творчества.
2) Исследовательских. Например:
— Подготовить проект на тему “Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века”.
— Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” — “ара”.
3) Информационных. Например:
— Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”
— Подготовить доклад о русских лингвистах.
— Подготовить проект на тему “Достопримечательность моего села”, используя фотографии и архивные документы из школьного музея.
4) Игровых. Например:
— Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.
5) Практико-ориентированных. Например:
— Подготовить материал по русскому языку для ГИА.
— Выпустить “Словарь диалектных слов Краснослободского района”.
— Подготовить альманах “Писатели и поэты Мордовии”.
3. Творческие диктанты.
4. Комплексный анализ текста.
5. Лингвистический (языковой) анализ текста.
6. Литературоведческий анализ текста.
7. Работа по карточкам, с перфокартами.
8.Публикации творческих работ.
2.Содержание программы.
Тематическое планирование групповых занятий
по русскому языку для 7 класса (34 часа)
Практический блок Виды самостоятельной работы учащихся | |
(3 часа). | |
Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции. Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Позиционная смена гласных и согласных звуков. Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм. Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. | Выполнение олимпиадных заданий по орфоэпии.
|
II.Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии (3 часа). | |
Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов. Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи. Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис). Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Процессы архаизации и обновления русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов. Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики. Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи. Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста. | Практические занятия по лексическому и стилистическому анализу текстов с привлечение словарей синонимов, антонимов, омонимов, краткого этимологического словаря. Выполнение олимпиадных заданий. |
III. Цикл занятий по словообразованию (3 часа). | |
Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда. | Словообразовательный анализ слова (практическая работа с применением словообразовательного словаря). Выполнение олимпиадных заданий.
|
IV. Цикл занятий по морфологии (4 часа) | |
Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных. Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики. Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке. Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. | Выполнение олимпиадных заданий. |
V. Цикл занятий по синтаксису (4 часа) | |
Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения. Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений. Сложные синтаксические конструкции. | Синтаксический анализ текста (практические задания). Выполнение олимпиадных заданий |
VI. Цикл занятий по комплексному анализу текста (8 часов). | |
Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте. | Практические задания по комплексному анализу текста.
|
VII. Участие в заочных и очных олимпиадах, конференциях и т.п. (9 часов) | |
Решение орфографических задач, эвристических задач по морфемике и словообразованию. Участие в заочных и очных олимпиадах различных уровней.
| Практическое участие в олимпиадах, конференциях и т.п. |
3.Содержание программы.
Тематическое планирование групповых занятий
по русскому языку для 8 класса (34 часа)
Практический блок Виды самостоятельной работы учащихся | |
Раздел 1. Грамматика. Цикл занятий по углубленному изучению синтаксиса ( 7 часов). | |
Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения. Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений. Сложные синтаксические конструкции. | Синтаксический анализ текста (практические задания). Выполнение олимпиадных заданий |
Раздел 2. Творим. Практикуем (27 часов) | |
Цикл занятий по комплексному анализу текста ( 7часов). | |
Структура комплексного анализа текста. Понятия темы, проблемы, идеи текста. Анализ языковых средств выразительности. Аргументация собственного мнения по отношению к поднятой проблеме. | Практические задания по комплексному анализу текста.
|
Цикл занятий по подготовке языковых проектов ( 10часов). | |
Исследовательский проект Практико-ориентированный проект | Сбор материала для проектов |
Цикл занятий по подготовке к участию в заочных и очных олимпиадах, конференциях и т.п. (10 часов) | |
Участие в заочных и очных олимпиадах различных уровней, конференциях.
| Практическое участие в олимпиадах, конференциях и т.п. |
4.Календарно-тематическое планирование групповых занятий
по русскому языку для 7 класса
Наименование раздела, темы | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | ||
по плану | фак тически | |||||
| Фонетика и орфография |
| 3 |
|
|
|
1 | Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции. | Формирование новых знаний. Практикум. | 1 | Фонетический разбор |
|
|
2 | Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Позиционная смена гласных и согласных звуков. | Формирование новых знаний. Практикум. | 1 | Фонетический разбор |
|
|
3 | Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм. | Формирование новых знаний. Практикум. | 1 | Анализ лирических текстов А.Пушкина, М.Лермонтова |
|
|
4-5 | Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку | Контроль знаний. | 2 | Выполнение олимпиадных заданий |
|
|
| Лексика, этимология и фразеология |
| 3 |
|
|
|
6 | Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова. | Формирование новых знаний. Практикум. | 1 | Анализ художественных текстов. |
|
|
7 | Процессы архаизации и обновления русской лексики. | Формирование новых знаний. Практикум. | 1 | Составить словарик «Неологизмы в речи современного человека» |
|
|
8 | Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи. | Формирование новых знаний. Практикум. | 1 | Составить словарик «Фразеологизмы в речи современного человека» |
|
|
9-10 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку | Контроль знаний. | 2 | Выполнение олимпиадных заданий |
|
|
| Словообразование |
| 3 |
|
|
|
11 | Морфемный анализ слова. | Практикум. | 1 | Морфемный анализ слов |
|
|
12 | Словообразовательные цепочки и гнезда. | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Составление словообразовательных цепочек и гнезд. |
|
|
13 | Морфемный анализ слова. |
| 1 |
|
|
|
14-18 | Исследовательский проект «О чем может рассказать слово «школа»? Подготовка и участие в республиканской научно-исследовательской конференции по практическому краеведению. | Практикум. Участие в конференции на конкурсной основе. | 5 | Исследовательская деятельность. Участие в конференции. |
|
|
| Морфология |
| 4 |
|
|
|
19 | Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Составление таблицы по теме занятия. Подбор примеров для заполнения |
|
|
20 | Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики. | Практикум | 1 | Анализ заимствованной лексики |
|
|
21 | Историческая морфология. | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Анализ текста |
|
|
22 | Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Анализ слов категории состояния. |
|
|
| Синтаксис |
| 4 |
|
|
|
23 | Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений |
|
|
24 | Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения. | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений |
|
|
25 | Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений |
|
|
26 | Сложные синтаксические конструкции. | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений |
|
|
| Комплексный анализ текста |
| 8 |
|
|
|
27-28 | Определение текста, его особенностей. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. | Формирование новых знаний. Практикум | 2 | Анализ текста |
|
|
29-31 | Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте. | Формирование новых знаний. Практикум | 3 | Анализ текста |
|
|
32-34 | Комплексный анализ художественного текста | Закрепление знаний. Практикум. | 3 | Анализ текста |
|
|
5.Календарно-тематическое планирование групповых занятий
по русскому языку для 8 класса
Наименование раздела, темы | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | ||
по плану | фак тически | |||||
Раздел 1. Грамматика. ( 7 часов). | ||||||
| Синтаксис |
| 7 |
|
|
|
1 | Простое предложение, его грамматическая основа. | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений |
|
|
2 | Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений |
|
|
3 | Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений |
|
|
4 | Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений |
|
|
5 | Неполные предложения | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений |
|
|
6 | Синтаксический разбор предложений. | Контроль знаний | 1 | Выполнение олимпиадных заданий по теме |
|
|
7 | Сложные синтаксические конструкции. | Формирование новых знаний. Практикум | 1 | Синтаксический разбор предложений |
|
|
8-9 | Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку | Контроль знаний | 2 | Выполнение олимпиадных заданий |
|
|
Раздел 2. Творим. Практикуем (25 часов) | ||||||
| Комплексный анализ текста |
| 7 |
|
|
|
10-13 | Комплексный анализ художественного текста | Формирование новых знаний. Практикум | 4 | Анализ художественного текста |
|
|
14-16 | Комплексный анализ публицистического текста | Формирование новых знаний. Практикум | 3 | Анализ публицистического текста |
|
|
17-18 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку | Контроль знаний | 2 | Выполнение олимпиадных заданий |
|
|
| Проектная деятельность |
| 10 |
|
|
|
17-19 | Исследовательский проект «Синтаксис простого предложения на основе анализа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | Практикум.
| 3 | Исследовательская деятельность.
|
|
|
20-24 | Практико-ориентированный проект «Материал по русскому языку для тренировки ГИА» | Практикум.
| 4 | Исследовательская деятельность.
|
|
|
25-27 | Информационный проект “Достопримечательности моего поселка» | Практикум.
| 3 | Исследовательская деятельность.
|
|
|
29-32 | Подготовка и участие в республиканской научно-исследовательской конференции по практическому краеведению. | Практикум. Участие в конференции на конкурсной основе. | 4 | Исследовательская деятельность. Участие в конференции. |
|
|
33-34 | Публикации на сайтах в Интернет по итогам исследовательских работ. | Практикум.
| 2 | Участие в конкурсах. |
|
|
6.Планируемый результат
реализации рабочей программы
Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.
Показателями эффективности реализации программы групповой работы с одаренными детьми по русскому языку будет являться:
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательной области «Филология».
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями в ходе участия в конференциях, конкурсах и т.п.
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Москва «Просвещение», 1995.
2. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1995.
3. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Москва. «Айрис-пресс» 2007.
4. Система работы с одарёнными детьми. Волгоград «Учитель» 2009.
5. Внеклассная работа в школе . Русский язык 5-9 классы. Волгоград «Учитель» 2007.
6. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку. Москва «Глобус» 2008.
7. Симакова Е.С. Словарная работа. Самостоятельная работа. Москва «Экзамен» 2009.
8.Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
9.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
Приложение 1.
Практические задания для 7 класса
Раздел «Фонетика и орфография».
1.Расставьте ударения в словах:
Асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье.
2.На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?
А) Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Б) Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя,
О как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
3. Какие фонетические средства использует автор для создания
художественного образа, настроения в стихотворении?
Терек воет, дик и злобен. Меж утесистых громад. Буре плач его подобен. Слезы брызгами летят
Но по степи разбегаясь. Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.
М. Ю. Лермонтов.
Раздел «Лексикология и этимология»
1. Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не сель Минервы Росской храм?
На сель Элизиум полнощный.
Прекрасный Царско-сельский сад.
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад?
Увы! Промчалися те времена златые
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия.
Цветя под кровом тишины!
А. С. Пушкин
2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите
их вид. Какова их стилистическая нагрузка?
К тому же они так непорочны.
Так величавы, так умны.
Так благочестия полны.
Так осмотрительны, гак точны.
Так непреступны для мужчин.
Что вид их уже рождает сплин.
А.С.Пушкин
3. Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блад
Вознесся пышно, горделиво.
А.С.Пушкин
4. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?
Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.
Раздел «Словообразование»
Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.
Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие окончание о
нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.
Можно ли считать данны6е слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа.
Сошлись – разойтись
Раздел «Морфология»
1 .Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.
Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.
2. Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.
Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их.
Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.
Раздел «Синтаксис»
1. Одинаковую ли синтаксическую роль выполняют глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.
а) А у нас тишь да гладь.
Божья .благодать.
А у нас — светлых глаз
Нет приказу подымать
А.Ахматова.
б) Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души.
Я здесь остался б — наслажденье
Вкушать в неведомой тиши. . .
А.О. Пушкин.
2. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.
А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы — дни.
6) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?
в) Всего опасней — полузнанья. Они с историей на «ты».
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово, докажите по.
а) Сколько pas я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей.
6) Отчего же с недавних дней Что-то чудится мне прощальное В добрых встречах своих друзей.
в) В соловьиную рощу несу микрофон Записать это дивное пенье.
г) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.
4. Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по струтуре односоставными предложениями.
а) Но с новою потерею Вы тягостней и все страшней терять. И надо встать над горем и поверить.
б) И веет дремучей, глубокой Русью. От серых замшельех осиновых крыш,
в) Волокли его на волокушке. Навлили ватники — озноб.
Это лишь малая часть заданий, выполняемых учащимися на занятиях.
Помимо серьезных, Ольга Анатольевна старается давать зад шиш занимательной и шутливого характера.
Вот пример одного из них. Умение шутливо перетолковать значение всем хорошо известных слов — признак хорошего владения родным языком, потому что, играя со словами, мы можем метко и остроумно подметить в них связи с совсем иными значениями. Например; ряженка — «модница», «нарядно одетая женщина», ельник «рот».
Попытайтесь найти шутливые значения у следующих слов и записать их по приведенному выше обращу: лайнер, .застенчивый, хрусталь, свинец, сметана. селезенка, всадник, лодырь.
Приложение 2.
Практические задания для 8 класса
1. Материалы для практико-ориентированного проекта по подготовке к ГИА.
1.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) м..рзлота, ут..пический, в..рсистый
2) б..сиком, приг..рать, ок..ймлять
3) м..ндариновый, ав..нтюра, благораспол..жение
4) обог..щение, к..снувшись, компр..мисс
2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
1) приб…ру, накл…нился, ог…рчился
2) г…ревать, приг…рел, г…ристый
3)заст…лю, неук…снительно, непром…каемый,
4) пл…вец, обм…кнуть, соч…тание
3. В каком во всех словах пишется одна и та же буква?
1) пр..амурский, пр..толстый, пр..командовать
2) по..веска, по..зарядка, пре..посылка
3) пр..лгать, пр..морье, пр..ступник
4) и..каженный, ни..послать, бе..жалостный
5.В каком ряду во всех словах пропущена буква и
1).пр…мущество, пр…вилегия, пр…даное
2)пр…видение, пр…ображение, пр…брежный,
3)пр…тронуться, пр…ободриться, пр…морский,
4)непр…ступный, пр…ступить к делу, пр…ступить закон
4. В каком во всех словах пишется одна и та же буква ?
1) ц..ган, тромбоц..т, ц..кнуть
2) ж..лудь, ж..стче, ч..тко
3) ц..линдр, ц..ркуль, ц..пленок
4) ш..колад, ш..в, ч..лн
5. В каком ряду во всех словах пишется Ь?
1) в..едливый, из..явить, д..яволица
2) с..ябедничать, с..язвить, об..ятия
3) полын..я, руж..е, сен..ор
4) фел..етон, рел..еф, суб..ект
6. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не) кого позвать в гости.
2) Взору открылись (не) высокие пирамиды.
3) Солнце, еще (не) скрытое облаками, освещает мрачную тучу.
4) Речка (не) большая, но очень быстрая.
8.В каком варианте правильно указаны все цифры , на месте которых пишется буква И?
Как н(1) требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3) простившись, чтобы н(4) разжигать понапрасну обиды.
1) 1,2,4
2)2,3
3) 1,4
4)3,4
9. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) пол(?) луны, пол(?) арбуза, пол(?)Урала
2) выпукло(?) вогнутый, жаро(?)понижающий, жар(?)птица
3) жизне(?)радостный, жук(?)носорог, газо(?)снабжение
4) одет по(?)зимнему, по(?)весеннему небу, мало(?)помалу
2. Материал для карточек.
1. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Расст…лается д…лина, выск…чить из зар…слей, проп…лоть р…стения, возр…ждение ум…равшей отр…сли хозяйства, насл…ждаться бл…стящим тв…рением,зам…реть от восх…щения, неср…вненный пл…вец, соб…рать домашнюю утв…рь, несчастные пог…рельцы, з…ря разг…рается,укл…ниться от сражения, попл…вок подск…чил, морские водор…сли,ск…кать на лошади в Р…стов,впеч…тления ст…раются, проч…тать закл…нание, обм…кнуть в сметану, непром…каемое пальто, распол…житься на р…внине, разр…внять грядку, раств…римое вещество, заж…гает огонь, выб…рает с пон…манием, предл…жить распол…гаться.
2.Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Безвес..ный, безлопас..ной, бескос..ный, гнус..ный, дерзос..ный, доплес..нуть, захолус..нуй, ислан..ский, кос..лявый, мес..ность, наперс..ник, опас..ный, ровес..ник, нашес..вие, сладос..ный, сочу..ствие, праз..нество, окрес..ный, извес..ный, горес..ный, високос..ный, ревнос..ный, благос..ный, праз..ный, совес..ливый, дилетан..ский,
ярос..ный.
3. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Непр…одолимые пр…грады, непр…рекаемый авторитет,пр…взойти товарища, пр…возмоч(?) боль, пр…тендент на победу в соревновании…, пр…винтить колпач…к, пр…свис(?)нуть от уд…вления, пр…чудливое изображение, пр…емник пр…зидента, пр…ступить к и…полнению, пр…кл…нить голову к плечу, пр…кл…няться перед красотой, непр…ходящие ценности, жизнь без пр…крас, пр…ткрыть с…ёмную крышку, пр…озёрный береж…к, пр…успевать в математике, бе…предельная р…внина, в пр…красной д…лине, пр…бавить в весе.
4. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Прои…шедший инц…дент, бе…смысленное об…яснение, бе…молвные д…лины, бе…вкус(?)ный крыж…вник, бе…пр…рывные из…скания, бе…заботная девч…нка, в…гляд и…подтишка, бе…тактный поступок, ра…гадать кроссворд, …бивчивый ответ, чре…мерные требования, чере…чур сложная ситуац…я, и…чезнуть бе…следно, бе…звучно точ(?)ный ра…чёт, неи…с…каемый и…точник, бе…спорное док…зательство., бе…совес(?)ный обман(?)щик.
5. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Заг…рать на берегу реч…нки, камыш…вые зар…сли, нач…нать зан…маться, галч…нок смеш…н, восхищ…ный ш…пот, остановиться на ноч…вку в д…лине, прод…раться через чащ…бу, завитая ч…лка,к…снуться реш…тки, бл…стательный дириж…р, ш…кировать поведением, бл…стящее ш…се, ч…рствый кусочек, обж…гся крапивой, деш…вая печ…нка, мощ…ная дорожка, вкус(?)ная туш…нка, прикас…ться плеч…м, отпер…ть ключ…м, лиш…н воображения, зам…рающий ш…пот, ситц…вая рубаш…нка.
6. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Ж…нглёр в ц..рке, круглолиц…й смуглолиц…й ц…ганенок, распол…гаться в тени акац…и, дворц…вая реш…тка, поляна зар…сла ц…корием, сестриц…н платок, ц…плячий пуш…к, учас(?)ники демонстрац…и, длинные ресниц…, куц…й хвостик, авиац…оный завод, надв…гающийся ц…клон, покупка облигац…и, опас(?)ная провокац…я, ц…ркуляц…я воды, выходит на ц…почках.
7. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Поляна зар…сла бур…яном, с…ёжился от прик…сновения, шампин…оны подр…сли, об…ём ц…линдра, сер…ёзная ошибка в предл…жении, с(?)экономить средства, неот…емлемые права,кинос…ёмка в павил…оне, п…едестал поч…та, заключить в об…ятия, вкус(?)ный бул…он, пред…юбилейные торжества, батал…он в ар…ергарде, об…единить усилия, раз…ярённая стихия, ш…к от ин…екц…и, изл…жить содержание фел…етона, в охотнич…ем домике, в…южной ноч…ю, от…явленный обман(?)щик.
8. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Уш…л (не) далеко, (не) был в санатории, далеко (не) пр…ятель,(не) замешенный в преступлении…, (не) доброжелательный человек, (не)смотря на пр…пятствия, очень (не)красивый, (не)военнообяз…ый гражданин, волосы (не) ра…пуще…ы, а забраны в прич…ску, чайник (не)стеклянный, (не)обл…дающий тактом, (не)ответив на письмо, (не)менее километра, никогда (не)ссор(?)тесь,(не)продумав до конца, чув(?)вовал далеко (не)веселье, (не) веди себя (не)лепо, п…вадки (не) лис(?)и, (не) чувствуя никакой б…ли.
9. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
1.Я (н…) когда (н…) одной строки в жизн… (н…) написал (н…) на русском языке.(И.С.Тургенев)
2.Ночью город облачается в защитн…ю темень. (Н…) искры, (н…) проблеска, (н…) полоск… света за стёклами окон, в щелях дверей. (Л.Кассиль)
3.Ветер резвый уснул на пути-(н…) проехать в лесу, (н…) пройти. (С.Есенин)
4.Куда (н…) сунься- всюду вода: усадьба как остров. (Л.Толстой)
5.Мне (н…) когда до сих пор (н…) случалось бывать (н…) в одном городе.( К.Чуковский)