Элективный курс
«Избранные вопросы орфографии,
пунктуации, стилистики и лексики»
11 класс
(34 часа)
Разработка: Ермакович Нина Дионисьевна, МОУ СОШ №24 г. Сыктывкара
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся 11 класса. Рассчитан на 34 часа. Программа курса построена по принципу модулей и состоит из 3-х частей: «Орфография», «Пунктуация», «Стилистика и лексика». Курс имеет практическую направленность. В курс включены наиболее трудные, изученные ранее разделы программы по русскому языку. Курс рассчитан на углубление и систематизацию знаний учащихся.
Особое внимание отводится разделу «Орфография», так как орфографические ошибки наиболее часто встречаются среди других ошибок. Курс включает типы орфограмм, которые вызвали наибольшее затруднение у большей части выпускников. Это дает возможность еще раз закрепить эти орфограммы.
Раздел «Пунктуация» включает также наиболее сложные темы. Практические занятия направлены на предупреждение пунктуационных ошибок. При отборе предложений, иллюстрирующих особенности вариантов той или иной пунктограммы, и примеров для упражнений предпочтение отдается текстам, которые насыщены изучением пунктограмм и орфограмм.
Раздел «Стилистика и лексика» тесно связан с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава. Раздел углубляет и расширяет основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи, учит различным приемам использования выразительных средств. Курс также способствует росту речевой культуры выпускника.
Курс рассчитан на 34 часа, носит приблизительный характер, а значит, предполагает варьирование.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел | Количество часов | Формы деятельности учащихся | |
1-9 | «Орфография» | 9 | Работа с текстом. Практические занятия (тесты). Семинарские занятия. Самостоятельная работа. Работа с таблицами. Словарные диктанты. |
10-22 | «Пунктуация» | 13 | Лекционно-семинарские занятия. Практические занятия (тесты). Самостоятельная работа. |
23-34 | «Стилистика и лексика» | 12 | Устный журнал. Практикумы. Беседы. Самостоятельная работа. Семинарские занятия. Работа с текстом. |
Требования к умениям и навыкам
Уметь опираться на ведущие принципы русской орфографии, применять знания:
— в правописании названий исторических событий, памятников старины, произведений искусства;
— в правописании сложных существительных и прилагательных;
— в разграничении и правописании причастий и отглагольных прилагательных;
— в слитном и раздельном написании НЕ со всеми частями речи.
При закреплении навыков пунктуации учащиеся должны:
— владеть пунктуационной грамотностью в предложениях с обособленными членами предложения;
— уметь правильно употреблять вводные слова в предложении, при встрече двух вводных слов, а также слов,
используемых в роли вводных слов;
— уметь отличать вводные слова от членов предложения;
— владеть способами передачи чужой речи.
В результате изучения «Стилистики и лексики» учащиеся должны уметь:
— говорить и слушать, так как «уметь говорить – искусство, а уметь слушать – культура» (Д.С. Лихачев),
отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
— владеть устной и письменной речью;
— владеть навыками стилистической правки текста;
— проводить самостоятельные исследования текста с целью решения перед ними различного вида задач.
ЦЕЛИ курса:
— совершенствование орфографической грамотности выпускников;
— предупреждение пунктуационных ошибок;
— углубление и расширение основных понятий науки о языковых стилях, культуре речи;
— формирование различных приемов использования выразительных средств в речи;
— формирование речевой культуры выпускников;
— практическое применение знаний в жизни.
ЗАДАЧИ курса:
1. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
2. Познакомить с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции и
выработать у
учащихся умение самостоятельно употреблять ее в речи.
3. Развивать речь и логическое мышление.
Содержание | |
1. Прописная буква в собственных наименованиях | Названия исторических эпох, событий, памятников старины, произведений искусства. Работа со словарем «Прописная или строчная?» |
2. Правописание сложных существительных | Слитное и дефисное написание сложных существительных. Работа со словарем «Слитно или раздельно?» |
3. Правописание сложных прилагательных | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Работа со словарем «Слитно или раздельно?» |
4-5. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий | Разграничение причастий и отглагольных прилагательных по формальным признакам (приставка, зависимое слово) и по смысловому значению (наличие или утрата глагольности). Правописание отглагольных прилагательных и причастий в составе сложных слов. |
6. Различение частиц НЕ и НИ | Различие частиц НЕ и НИ по смысловому значению и по синтаксической функции. НЕ и НИ во фразеологических оборотах. |
7. Правописание НЕ со всеми частями речи | Раздельное, слитное двоякое написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о, имеющими пояснительные слова. Правописание НЕ с прилагательными на –мый. |
8-9. Правописание производных предлогов и союзов | Правописание предлогов вследствие, ввиду, наподобие, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие от, несмотря на. Различное правописание производных предлогов и самостоятельных частей речи. Правописание союзов чтобы, тоже, также, отчего, оттого; отличие их от омонимичных сочетаний слов. |
10-11. Обособление второстепенных членов предложения (практикум) | Знаки препинания при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах. Уточняющие, пояснительные, присоединительные конструкции. |
12-13. Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения) | Знаки препинания при вводных словах. Вводные слова в начале или в конце обособленного оборота. Сочинительный союз перед вводным словом. Пунктуация при встрече двух вводных слов. Слова наконец, в конце концов, однако, конечно, значит, вообще, главным образом, прежде всего, во всяком случае в роли вводных слов. |
14. Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов. | Отсутствие запятой между частями ССП. Запятая при сложном подчинительном союзе. Запятая при встрече двух союзов. Запятая в СПП с однородными придаточными. |
15-16. Бессоюзное сложное предложение | Двоеточие и тире в БСП. |
17-18. Семинар. Трудные случаи пунктуации. | Группы знаков препинания по их функциям. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания в особых речевых ситуациях. Авторская пунктуация в художественном тексте. Интонация и выбор знака препинания. |
19. Сочетание знаков препинания. | Запятая и тире. Вопросительный и восклицательный знаки. Кавычки и другие знаки. Скобки и другие знаки. Многоточие и другие знаки. |
20-21. Различные способы оформления цитат. | Прямая речь. Косвенная речь. Вводные конструкции. Косвенные дополнения. Пунктуация при различных способах цитирования. |
22. Устный журнал «Все о предложении… Или почти все?» | Вопросы могут служить страницами. Каждая группа выбирает по одному вопросу. На листе ватмана с помощью рисунков, схем, таблиц необходимо выразить основную тему выбранного вопроса. |
23. «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура» (Д.С. Лихачев) | Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Устная речь. Письменная речь. Словесная ткань. |
24. Формирование коммуникационных единиц. | Практикум. Работа с поэтическим и прозаическим текстом. |
25. Что такое культура речи? | Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся. |
26. Стилистика и лексика. Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика. | Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика. |
27. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления | Межстилевая лексика. Отличия разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Книжная лексика. Архаизмы. Историзмы. |
28. Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике. Слово и сфера его употребления. | Принципы разделения языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях. |
29. Многозначность слова и возможности ее использования в стилистических целях. Словообразование и словотворчество. | Структура многозначного слова. «Прозаическое» и «поэтическое» мышление. Неологизмы. Словотворчество. Границы словотворчества. |
30. Системные связи слов – синонимические, предметно-тематические, антонимические. | Синонимия и антонимия. Упорядоченность системы хранения слов. Тематические группы. Специальные словари. |
31. Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположения. | Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи. Соотнесение устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. |
32. Порядок слов и интонация фразы. Инверсия в прозе и стихотворной речи. | Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Прямой и обратный порядок слов. Фразовое ударение. Логическое ударение. Инверсия в прозе и стихотворной речи. |
33. Период. Прозаическая строфа (абзац). | Понятие о периоде. Виды периодов. Абзац. Виды прозаической строфы. «Красная строка – своего рода знак препинания» (Л.В. Щерба) |
34. Формы существования речи. Функции языка. | Монолог убеждающий, лирический, драматический, сообщающий. Бытовой диалог. Оппонент. Эпистолярный жанр. Бытовое письмо. Функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божко Н.М. Беседы о русской стилистике и культуре речи. Волгоград: «Учитель», 2007.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2006.
3. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. М.: «Русское слово», 2007.
4. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Грамматика. Речь. М.: «Просвещение», 2006.