Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации г. Ижевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №77»
Тематическая разработка урока
Повторение и обобщение темы «Имя существительное»
5 класс
Злобина И.А.,
учитель русского языка и литературы
2013
Тема. Повторение и обобщение темы «Имя существительное» 5класс
Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»
Задачи
— обучающие: повторить основные темы, изученные в разделе «Имя существительное», закрепить правописание изученных орфограмм, развить орфографическую зоркость
развивающие: развивать познавательный интерес к предмету через игру
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку
Оборудование к уроку:
1. Выставка сказок, посвященных имени существительному
2. Плакат Что? Где? Когда?
Ход урока
1.Слово учителя о цели урока
2.Выступление ведущих
Итак, уважаемые зрители и телезрители! Наши микрофоны установлены в к.301 школы № 77 города Ижевска, где проводится игра «Что? Где? Когда? Здесь собрались сегодня команды знатоков русского языка 5А класса. Царица игры — имя существительное.
3. Первый раунд. Представители команд читают сказку об имени существительном.
4.Второй раунд. Составить словосочетание прил.+сущ со следующими словами:
Мышь, шампунь, шинель, шоссе, путь, фамилия. (Ответ — серая мышь, ароматный шампунь, новая шинель, длинное шоссе, утомительный путь, интересная фамилия)
5.Третий раунд. Игра. Буквенный диктант. Орфограмма «Гласные е- и в окончании существительных»
1. на рояле в ущелье в аллее
2.на тополе от радости на возвышенности
3. о мыши на сирени о журнале
4. о газете на груди на тропинке
5.в библиотеке о повести на улице
6.о приятеле о подруге о ручье
Ответ. Из буквы е должна получиться цифра 6
1.е ее
2.е и и
3.и и е
4.е и е
5.е и е
6.е ее
6.Пауза отдыхательная (устно).
— Какого рода слово лебедь?
— В какой сказке А. Пушкина слово «лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?
Ответ — «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Глядь — поверх текучих вод лебедь белая плывет.
7. Четвертый раунд. Конкурс Грамотных.
Назвать орфограмму. Объяснить, когда пишется ь знак, а когда нет.
Речь, луч, товарищ, много туч, шалаш, чертеж, из-за луж, полночь,
вещь, карандаш, помощь.
8.Раунд 5. Синтаксическая пятиминутка.
Определите члены предложения и падеж имен существительных.
Дуб сломал ураган. Город окутал туман.
Ответ — Ураган – подлежащее, им.п. Дуб — дополнение, вин.падеж.
Туман подлежащее, им. п. Город – дополнение, вин.падеж)
9.Отдыхательная пауза. Конкурс «Отгадай».
С буквой ц я то,
К чему стремятся люди,
А без ц — хвойным деревом буду. (Ответ — цель, ель)
Морфологические признаки слова цель (Ж.р., ед. ч., Им.п., 3 скл.)
10.Раунд 6. Аукцион.
Кто больше напишет им. сущ. на данные буквы и определит склонение.
И Ж Е В С К
Ответ : игра — 1 скл., жираф -2 скл., ель – 3 скл., воля – 1 скл., сад – 2 скл., курс – 2 скл.
Отдыхательная пауза. Задача-шутка.
Есть слово из шести букв, которое можно написать и одной буквой, поставив после нее знак препинания. Что это за слово? Ответ: У. уточка
Морфемный разбор данного слова.
Раунд 7.
Фонетический разбор слов (транскрипция)
Флаг, вьюга, еж, яма.
Подведение итогов.
Сегодня, ребята, мы поговорили о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире.
Использованная литература
1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя – М.: Просвещение, 2009
2.Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. – Калининград: Редк. книга, 1994