Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Категория рода имени существительного»



МБОУ «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»

Кочкуровского муниципального района

Республики Мордовия






Конспект урока по русскому языку

в 5 классе




Категория рода имени существительного






подготовила Герасимова Валентина Федоровна,

учитель русского языка и литературы




















2013г.




Учитель:

Что может быть ближе и дороже, чем родной язык?! Родное слово – волшебное слово. Оно согревает своим теплом все, к чему прикладываешься: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык.

Род людей, порода животных, зародыш растений, окружающая природа, родитель, возрождение, родственник, родня, родник, родинка, родич.


Учитель:

Ребята, вглядитесь внимательно на экран и прочитайте слова и сочетания слов. (Ученики читают вслух.)

-что объединяет все эти слова?

— какой корень во всех этих словах?

— на какие вопросы отвечают?

— к какой части речи они относятся?


Учитель:

Ребята, общей частью в этих словах является род. Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же означает это слово. Род слово многозначное, имеет несколько лексических значений. Познакомимся с несколькими из них.

Читает ученик.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Старинный род.

Род – род в грамматике, категория рода, характеризующая определенными падежными окончаниями, особенностями согласования, способностью обозначать отнесенность к мужскому, женскому полу, Имена существительные женского, мужского, среднего рода.

Учитель: ребята, вы все, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы знакомимся с родом имени существительного.

Учитель:

Ребята, откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему нашего урока.

Что мы должны знать и чему научиться на уроке?


Тема урока « Категория рода имени существительного»

Цели:

  1. повторить и углубить о роде имени существительного;

  2. знать о принадлежности слова к одному из трех родов;

  3. уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными;

  4. прививать любовь к родному языку.


Учитель:

Девизом нашего урока станут слова великого русского поэта Н.А.Некрасова:

Правилу следуй упорно.

Чтоб словам было тесно,

Мыслям просторно.

II. Объяснение нового материала.

Учитель:

Итак, ребята, переходим к изучению нового материала.

Запишем на доске и в тетрадях слова:

Род, порода, возрождение.

— Ребята, как будем различать имена существительные?

(По окончаниям именительного падежа единственного числа).

— Какие же окончания в этих словах?

— Разберем их по составу.

Учитель:

Ребята, а если бы у всех слов были одинаковые окончания, что было бы с нашим языком, с нашей речью?

Ученики: (Бессмыслица, мы бы не могли понять друг друга.)

Учитель:

Ребята, мы с вами должны научиться различать имена существительные по родам, чтобы правильно мыслить, выражаться, чтобы речь наша была интересной, понятной.


1.Природа 2.Родник 3.Родство

родня родитель возрождение

ночь юноша детство


Учитель:

Ребята, посмотрим на экран. Перед нами три группы слов.

— Найдем окончания 1-ой группы.

— Какому роду относятся эти слова?

— Как определили род слова ночь?

-Какие окончания у второй группы слов. К какому роду отнесем эти существительные?

— Какие слова могут помочь в определении рода имени существительного родитель? (мой, любимый, вернулся)

— Слово юноша имеет окончание – а, какого же рода оно? Почему слово юноша – мужского рода? Какие еще знаете имена существительные, обозначающие лица мужского пола?

-Какие окончания у третьей группы слов? Определим род имен существительных этой группы.

Учитель:

Ребята, давайте скажем, как же определить род имени существительного?

Выводы делают сами дети.

III. Закрепление.

Учитель:

А сейчас мы определим, насколько вы усвоили теоретический материал. Выполним ряд практических упражнений.

1.Работа с учебником. Учащиеся выполняют упражнение № 500 по заданию.

2.Индивидуальная работа по карточкам.

1-ая карточка. Выписать из стихотворения имена существительные, определить их род.

В дверь вошло животное до того голодное:

Съело веник и метлу, съело коврик на полу,

Занавеску на окне и картину на стене,

Со стола слизнуло справку и опять пошло на травку.




2-ая карточка. Задание. Найти нужную форму согласования.


Фамилия (знакомый), деталь (запасной), снегирь (красногрудый), рожь (высокий), тушь (черный), соловей (голосистый), овощ (зеленый).


3-я карточка. Задание. Записать имена существительные, распределяя по родам.


Дорога, путь, направление, штиль, тишь, затишье, вид, картина, зрелище, облик, обличье, внешность.


(Проверка упражнения и работы по карточкам)


3. Игра «Помоги Незнайке».

Учитель:

Ребята. Незнайка перепутал все слова, нужно помочь ему правильно согласовать существительные с прилагательными, поставить их в нужном роде. (Выполняется письменно.)



Родня один

Родство новый

Родник близкий

Зародыш дальний

Родина журчащий

Рождение небольшой


IV. Обобщение изученного.


1. Задание. Игра «Третий лишний». Найдите лишнее слово и объясните почему? Согласовать с глаголами прошедшего времени.



Путь молодежь степь

лошадь кофе конь

грач день мышь


2. Задание. Прочитать отрывок из стихотворения. Кому принадлежат эти строки?

Какое небесное светило имеет два названия: одно – мужского, другое — женского рода? Найдите ответ в стихах А.Пушкина. Выпишите их, определите род.



Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркальце наводит,

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна.


3).»Блиц-игра»

— Где родились?

— ваша республика;

— какая река протекает в Сабаеве?

— мордовский скульптор?

— любимый школьный предмет?

— имена собственные, относящиеся к женскому роду;

— имена существительные нарицательные, слова, самые для нас дорогие;

— собственные имена существительные, называющие географические названия мужского рода.

VI. Ученики делают выводы по уроку.

Задание. Выразительно прочитайте стихотворение, найдите имена существительные


Я думал песенку сложить об этом,

Как роща не могла расстаться с летом,

Как листья не хотели оторваться,

Как осень не могла расторговаться,

Хотя кидалась золотом и медью,

Хотя сверкала первой гололедью.

VII. Задание на дом. Выписать из текста стихотворения имена существительные, подобрать к ним прилагательные и определить их род.

Выучить правила.






































Список использованной литературы


1.Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика. Москва, « Просвещение»,1993.

2. Граник, Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение, 1991 г.

3.Григорян, Л.Т. / Язык мой – друг мой. М., «Просвещение», 1998.

4.Лазаренко, Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2004.

5.Ушаков, Н.Н., Суворов, Г.И. Внеурочные работы по русскому языку. М., 1985. – С.136.

6. Шустина, И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык. Ярославль, «Академия развития», 1997.






Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Имя прилагательное"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: