МБОУ «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»
Кочкуровского муниципального района
Республики Мордовия
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
Категория рода имени существительного
подготовила Герасимова Валентина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
2013г.
Учитель:
Что может быть ближе и дороже, чем родной язык?! Родное слово – волшебное слово. Оно согревает своим теплом все, к чему прикладываешься: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык.
Род людей, порода животных, зародыш растений, окружающая природа, родитель, возрождение, родственник, родня, родник, родинка, родич.
Учитель:
Ребята, вглядитесь внимательно на экран и прочитайте слова и сочетания слов. (Ученики читают вслух.)
-что объединяет все эти слова?
— какой корень во всех этих словах?
— на какие вопросы отвечают?
— к какой части речи они относятся?
Учитель:
Ребята, общей частью в этих словах является род. Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, что же означает это слово. Род слово многозначное, имеет несколько лексических значений. Познакомимся с несколькими из них.
Читает ученик.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Старинный род.
Род – род в грамматике, категория рода, характеризующая определенными падежными окончаниями, особенностями согласования, способностью обозначать отнесенность к мужскому, женскому полу, Имена существительные женского, мужского, среднего рода.
Учитель: ребята, вы все, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы знакомимся с родом имени существительного.
Учитель:
Ребята, откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему нашего урока.
Что мы должны знать и чему научиться на уроке?
Тема урока « Категория рода имени существительного»
Цели:
повторить и углубить о роде имени существительного;
знать о принадлежности слова к одному из трех родов;
уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными;
прививать любовь к родному языку.
Учитель:
Девизом нашего урока станут слова великого русского поэта Н.А.Некрасова:
Правилу следуй упорно.
Чтоб словам было тесно,
Мыслям просторно.
II. Объяснение нового материала.
Учитель:
Итак, ребята, переходим к изучению нового материала.
Запишем на доске и в тетрадях слова:
Род, порода, возрождение.
— Ребята, как будем различать имена существительные?
(По окончаниям именительного падежа единственного числа).
— Какие же окончания в этих словах?
— Разберем их по составу.
Учитель:
Ребята, а если бы у всех слов были одинаковые окончания, что было бы с нашим языком, с нашей речью?
Ученики: (Бессмыслица, мы бы не могли понять друг друга.)
Учитель:
Ребята, мы с вами должны научиться различать имена существительные по родам, чтобы правильно мыслить, выражаться, чтобы речь наша была интересной, понятной.
1.Природа 2.Родник 3.Родство
родня родитель возрождение
ночь юноша детство
Учитель:
Ребята, посмотрим на экран. Перед нами три группы слов.
— Найдем окончания 1-ой группы.
— Какому роду относятся эти слова?
— Как определили род слова ночь?
-Какие окончания у второй группы слов. К какому роду отнесем эти существительные?
— Какие слова могут помочь в определении рода имени существительного родитель? (мой, любимый, вернулся)
— Слово юноша имеет окончание – а, какого же рода оно? Почему слово юноша – мужского рода? Какие еще знаете имена существительные, обозначающие лица мужского пола?
-Какие окончания у третьей группы слов? Определим род имен существительных этой группы.
Учитель:
Ребята, давайте скажем, как же определить род имени существительного?
Выводы делают сами дети.
III. Закрепление.
Учитель:
А сейчас мы определим, насколько вы усвоили теоретический материал. Выполним ряд практических упражнений.
1.Работа с учебником. Учащиеся выполняют упражнение № 500 по заданию.
2.Индивидуальная работа по карточкам.
1-ая карточка. Выписать из стихотворения имена существительные, определить их род.
В дверь вошло животное до того голодное:
Съело веник и метлу, съело коврик на полу,
Занавеску на окне и картину на стене,
Со стола слизнуло справку и опять пошло на травку.
2-ая карточка. Задание. Найти нужную форму согласования.
Фамилия (знакомый), деталь (запасной), снегирь (красногрудый), рожь (высокий), тушь (черный), соловей (голосистый), овощ (зеленый).
3-я карточка. Задание. Записать имена существительные, распределяя по родам.
Дорога, путь, направление, штиль, тишь, затишье, вид, картина, зрелище, облик, обличье, внешность.
(Проверка упражнения и работы по карточкам)
3. Игра «Помоги Незнайке».
Учитель:
Ребята. Незнайка перепутал все слова, нужно помочь ему правильно согласовать существительные с прилагательными, поставить их в нужном роде. (Выполняется письменно.)
Родство новый | |
Родник близкий | Зародыш дальний |
Родина журчащий | Рождение небольшой |
IV. Обобщение изученного.
1. Задание. Игра «Третий лишний». Найдите лишнее слово и объясните почему? Согласовать с глаголами прошедшего времени.
Путь молодежь степь
лошадь кофе конь
грач день мышь
2. Задание. Прочитать отрывок из стихотворения. Кому принадлежат эти строки?
Какое небесное светило имеет два названия: одно – мужского, другое — женского рода? Найдите ответ в стихах А.Пушкина. Выпишите их, определите род.
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркальце наводит,
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна.
3).»Блиц-игра»
— Где родились?
— ваша республика;
— какая река протекает в Сабаеве?
— мордовский скульптор?
— любимый школьный предмет?
— имена собственные, относящиеся к женскому роду;
— имена существительные нарицательные, слова, самые для нас дорогие;
— собственные имена существительные, называющие географические названия мужского рода.
VI. Ученики делают выводы по уроку.
Задание. Выразительно прочитайте стихотворение, найдите имена существительные
Я думал песенку сложить об этом,
Как роща не могла расстаться с летом,
Как листья не хотели оторваться,
Как осень не могла расторговаться,
Хотя кидалась золотом и медью,
Хотя сверкала первой гололедью.
VII. Задание на дом. Выписать из текста стихотворения имена существительные, подобрать к ним прилагательные и определить их род.
Выучить правила.
Список использованной литературы
1.Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика. Москва, « Просвещение»,1993.
2. Граник, Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение, 1991 г.
3.Григорян, Л.Т. / Язык мой – друг мой. М., «Просвещение», 1998.
4.Лазаренко, Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2004.
5.Ушаков, Н.Н., Суворов, Г.И. Внеурочные работы по русскому языку. М., 1985. – С.136.
6. Шустина, И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык. Ярославль, «Академия развития», 1997.