МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛАБОТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
ПО ПУНКТУАЦИИ
(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЭТИЧЕСКО МАТЕРИАЛА)
Подготовила: учитель русского языка
и литературы: Малец Н.Г.
с. Алабота
2013
Тема урока: Урок обобщения и систематизации знаний по пунктуации.
Цель: Совершенствование пунктуационных навыков, основных синтаксических конструкций;
Задачи:
Образовательные — закрепить знания, умения, навыки по синтаксису и пунктуации;
совершенствовать технологию пунктуационных навыков; уметь использовать в речи важное средство синтаксиса — интонацию.
Развивающие — развивать познавательные интересы, наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся;
Воспитательные — воспитывать интеллектуальную культуру, патриотизм, бережное отношение к родному краю.
Тип урока: систематизация, обобщение знаний.
Методы обучения: беседа, поисковый, проблемный, познавательный, демонстраций, рассказ.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, организация индивидуальной работы, парная.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, учебник.
Ход урока
Актуализация знаний:
— Ребята, на экране вы видите карту «Страна синтаксиса и пунктуации». Как вы думаете, что нам поможет добраться до нее? (предполагаемые ответы детей: если правильно выполним задания, будем знать правила синтаксиса и пунктуации)
— Правильно, именно знания о синтаксисе и пунктуации помогут нам.
— Попробуйте определить тему урока, задачи, которые помогут нам при закреплении данной темы. Давайте вместе попробуем поставить цель урока. (Учитель обобщает ответы учащихся и знакомит с планом-путешествием по станциям, который проектируется на экране).
Закрепление знаний, умений по теме
— Сейчас мы отправимся на первую станцию: «Обращение»
— (На экране проектируется текст с заданием. Знаки препинания не расставлены.). Расставить знаки препинания.
Устная речь (В. Шефнер).
Это так, а не иначе
Ты мне, друг мой, не перечь.
Люди стали жить иначе,
Но беднее стала речь
В парке плакала девочка (И. Северянин).
Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки
Переломлена лапочка.
С.Есенин.
Милая, добрая мама,
С думами грустными ты не дружись
Слушай под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
А. Разцветников.
Дети, здрасте!
Вы любите сласти?
Я пеку пирожные всевозможные.
А. Барто.
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите
Я вас благодарю.
Люди, нам надо с друзьями встречаться,
Чтобы войной горизонт не дымил,
Что нам всем нужно для счастья?
Мир! Нам нужен мир!
— Работа проверяется вместе, объясняется.
Самостоятельная работа.
Задание: подписать поздравительную открытку с днем рождения, используя обращение (на выбор детей: маме, бабушке, папе, сестре, брату, другу, однокласснику).
— Проверка выполненной работы. Ученики зачитывают, объясняют постановку знаков препинания. Делают вывод.
Мы можем отправиться на следующую станцию «Вводные слова».
— Устно составить предложение с вводными словами, выражающими уверенность и сомнение. (Задание дается по вариантам).
1 вариант. Тема: Отношение к родному краю, природе.
2 вариант. Тема: Здоровье — это спорт.
3 вариант. Тема: Знания всегда пригодятся.
Заслушиваются ответы. Делают выводы.
Самостоятельно выполняют упражнение 215.
Проверка упражнения.
Наше путешествие продолжается на станцию «Однородные члены предложения».
Продолжите предложение. « Однородные члены предложения — это….». «Знаки препинания при однородных членах предложения ставятся…»
Объяснительный диктант (обучающиеся записывают под диктовку).
Родились и выросли снежинки на небе. Ветер их не отпускал на землю, отбрасывал, заставлял плясать под музыку. Снежинки ложились на поля, на леса, на крыши домов, на дороги.
— Проверка. Зачитываются предложения, объясняются знаки препинания.
— Задание. Составить предложение по схеме (задание по вариантам).
1 вариант. 0, 0, 0.
2 вариант. 0 и 0, 0.
3 вариант. 0 и 0, 0 и 0, 0 и 0.
— Предложения записываются на доске, объясняются.
— Впереди станция «Сложные предложения».
Какие предложения называются сложносочиненными?
Работа у доски. (Предложения записываются под диктовку, объясняются знаки препинания).
Поезд промчался через мост, и Натка загляделась на реку. Павлик сказал, что Петьки он не видел. Ласточка рассказала Дюймовочке, как она поранила себе крыло о терновый куст.
Самостоятельная работа по учебнику (выполняется по вариантам). Упражнение № 275. страница 90.
Итог урока и оценивание.
— Ребята, что помогло нам побывать на всех станциях карты «Страна синтаксиса и пунктуации?»
Домашнее задание: параграф 14-17, задание № 136 на странице 105.
Используемая литература
1. Шефнер В. Сборник стихов – М.: «Просвещение», 1993
2. Северянин И. Сборник стихов – М.: «Просвещение», 1996
3. Есенин С. Сборник стихов – М.: «Просвещение», 1996
4. Разцветников А. Сборник стихов – М.: «Просвещение», 1989
5. Барто А. Сборник стихов – М.: «Просвещение», 1998
6. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.