Конспект урока по русскому языку в 8 классе Обобщающий урок по теме «Словосочетание»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Олуязский лицей»

Мамадышского района Республики Татарстан











Конспект урока по русскому языку
в 8 классе

Обобщающий урок по теме «Словосочетание»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Ганеева Эндже Магсумовна











г. Мамадыш

2013

.

Цели: проверить качество усвоения материала по теме «Словосочетание».

Задачи:

  • проверить умение анализировать словосочетание;

  • проверить умения определять тип связи в словосочетании;

  • проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи

Тип урока: повторительно-обобщающий.


Оборудование:

раздаточный материал

мультимедийное сопровождение

учебник русского языка для 8 класса под ред. М.М.Разумовской

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Беседа-опрос.

— Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст.)

Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)

Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)

Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)

Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное. Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

  1. Выполнение упражнения. Задание на экране.

Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)

Солнечный день, перед дождем, ребятам трудиться, подъехать к станции, висеть на телефоне, любимое занятие, будет петь, упорно учиться, более яркий, очень красиво, живой организм, говорить о них, начал рассказывать, встреча с людьми, начались позже.

  1. Самостоятельная работа. Тест

1 вариант.


1.Найдите словосочетание по его грамматическому значению — действие и его признак.

  1. кататься на коньках

  2. учится читать

  3. легко представить

  4. ехать по шоссе


правильный ответ: 3

2. В каком словосочетании связь слов – примыкание?

1) принять гостя

2) зашагать неторопливо

3) понадеявшись на удачу

4) презентация книги


правильный ответ: 2


3. В каком словосочетании связь слов — управление?


1) морской берег

2) описывал подробно

3) интересный рассказчик

4) лестница из мрамора


правильный ответ: 4


4. В каком словосочетании связь слов — согласование?

1) собираться домой

2) весёлая игра

3) быстро заполнил

4) сидеть тихо


правильный ответ: 2


5. Найдите ошибку в синтаксическом разборе словосочетания.


Пыль низко висела над высушенной солнцем степью.


  1. висела над степью — глаг.+ сущ. в твор. пад. с предл., тип связи — управление

  2. над высушенной степью — прич+ сущ., тип связи — согласование

  3. низко висела – нареч+ глаг., тип связи — примыкание

  4. высушенной солнцем — прич+ сущ., тип связи – согласование


правильный ответ: 4



6. В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?

1) костюм в полоску

2) зреющие хлеба

3) раненый в плечо

4) стоявший поодаль


правильный ответ: 2




7. Укажите именное словосочетание.

  1. громко кричать

  2. начал смотреть

  3. книга друга

  4. весело жить


правильный ответ: 3


  1. Укажите глагольное словосочетание.

  1. старшая сестра

  2. ленивый человек

  3. пахнет от колес

  4. лучи солнца


правильный ответ: 3


  1. Укажите наречное словосочетание.

  1. зимние сумерки

  2. спать спокойно

  3. весело мчится

  4. очень рано


правильный ответ: 4


  1. В каком словосочетании причастие является главным словом?

  1. над застывшим морем

  2. в проснувшемся лесу

  3. о строящейся даче

  4. поднимающийся из волн


правильный ответ: 4


Часть В



В1. Замените словосочетание ВИСКОЗНАЯ МОЧАЛКА, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

правильный ответ: мочалка из вискоза

В2. Замените словосочетание ГОГОЛЕВСКИЕ СЛОВА, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

правильный ответ: слова Гоголя

В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Спортивные соревнования начались рано.

правильный ответ: начались рано


.


  1. вариант


    1. Найдите словосочетание по его грамматическому признаку — признак и причина его возникновения.

  1. бегать трусцой

  2. гулять по саду

  3. красный от мороза

  4. очень мягкий.

правильный ответ: 4


  1. В каком словосочетании связь слов — управление?

  1. одеться по-зимнему

  2. распустившаяся сирень

  3. чересчур громкий

  4. раздаваться в тишине


правильный ответ: 4


  1. В каком словосочетании связь слов — примыкание?

  1. новая работа

  2. липовая аллея

  3. настойчиво требовать

  4. беседовать с друзьями


правильный ответ: 3


  1. В каком словосочетании связь слов — согласование?

  1. поступить справедливо

  2. уехать в отпуск

  3. тихо спуститься

  4. зимний вечер


правильный ответ: 4


  1. Найдите ошибку в синтаксическом разборе словосочетания.


Над береговой линией острова низко пролетел вертолет.


  1. пролетел над линией — глаг.+ сущ. с предл., тип связи — управление

  2. над линией острова— сущ+сущ., тип связи — согласование

  3. пролетел низко — глаг.+нареч., тип связи — примыкание

  4. над береговой линией — прилаг+ сущ. с предл., тип связи — согласование


правильный ответ: 2


  1. В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?

  1. смотревший вперёд

  2. резко поднялся

  3. платье в клетку

  4. пропустить вперёд


правильный ответ: 3


  1. Укажите именное словосочетание.

  1. очень сильно

  2. топать ногами

  3. платье невесты

  4. живёт хорошо


правильный ответ: 3


  1. Укажите глагольное словосочетание.

  1. старший брат

  2. ехать в город

  3. такой порядок

  4. рано утром

правильный ответ: 2


  1. Укажите наречное словосочетание.

  1. бежать быстро

  2. ждать маму

  3. звёздное небо

  4. слишком громко


правильный ответ: 4


  1. В каком словосочетании причастие является главным словом?

  1. брошенные вещи

  2. путаный ответ

  3. избалованный бабушкой

  4. израсходованные деньги

правильный ответ: 3


Часть В

В1. Замените словосочетание, БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление.

правильный ответ: колеблясь без звука

В2. Замените словосочетание В ЖЕЛЕЗНЫХ ЯЩИКАХ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

правильный ответ: в ящиках из железа

В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Осенью в лесу особенно хорошо.

правильный ответ: особенно хорошо



  1. Учащиеся друг- другу проверяют работу . Ответы на экране.


  1. Домашнее задание


Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.

1. Идти медленно

2. Совершенно справедливо

3. Совсем спокойный

4. Сильный характер

5. Говорит морщась

6. Стерегущий дом

7. Ласково бормоча

8. Две березы

9. Жизнь без забот

10. Растущее дерево

11. Более печально

12. Дом из дерева

13. Деревянный дом

14. Любить петь

15. Красивый платок

16. Вкусный сок

17. Апельсиновый сок

18. Быстро бежит

19. Список учащихся

20. кусты акации



















Список использованной литературы


1. М.М. Разумовская, С.И. Львова и др. Русский язык. 8 класс. М. 2009.

2. Русский язык 6-8 классы. Составитель Цой Н.С. Волгоград 2004.

3. Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы по программе М.М. Разумовской. Составитель О.А. Финтисова. Волгоград 2003.





Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Большая буква в начале предложения. А.Суконцев «Как ежик шубку менял»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: