Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Учимся анализу текста»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Моргаушская средняя общеобразовательная школа»

Моргаушского района Чувашской Республики











Конспект урока по русскому языку
в 9 классе

«Учимся анализу текста»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Рожкова Светлана Измайловна









С. Моргауши
2014

Тема: «Учимся анализу текста»

Эпиграф к уроку: Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем.

Т.Уайлдер

ХОД УРОКА

Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Записываем дату и тему урока «Учимся анализу текста».

Цель нашего урока: подготовить материал для мини-проекта «Притча и ее анализ».

Задачи:

  1. Отработать навыки комплексного анализа текста;

  2. Работать над развитием творческих способностей учащихся.

Для разбора мы возьмем текст Ольги Безымянной «Орел и воробьи»

И будем читать его по ролям.

Автор –

Орел-

Воробьи –

1. Инсценированное чтение текста учениками.

Орел и воробьи

Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:

Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.

Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.

И сказал тогда Орел воробьям:

Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.

Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:

Короткое крыло – низкий полет…

А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.

Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

III. Актуализация опорных знаний по речеведению.

Давайте попробуем определить стиль и жанр этого текста.

(Это текст художественного стиля) Жанр – сказка. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»).

Автор Безымянная определила жанр как сказка-притча. Что такое притча? (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)

Какую тему поднимает автор текста? ( Тема – смысл жизни)

В чем заключена идея текста? (Идея заключена в морали) (зачитать).

Идея — Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется. (Мораль)

( Каждому человеку дан разум, но не всякий устремляет его к высоким целям).

Как вы это понимаете? (Человек должен задумываться над смыслом жизни, над вопросом, зачем он пришел в этот мир)

С кем можно сравнить Орла и воробьев в нашей жизни?

Вы распределились по группам и по желанию, получили номера. Все группы работают над определенным заданием по сбору материала для мини – проекта по теме «Учимся анализу текста».

1 группа работает над композицией притчи, выделением микротем текста, подтверждающих цитатами. Для этого вы попробуете составить кластер.

ІІ группа работает над авторской характеристикой Орла и воробьев. Ваша задача :

  1. развитие творческих способностей: сочинить синквейн и диаманту по выбору.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (1 существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

диаманта больше подходит для характеристики воробьев, а синквейн – орла.

Синквейн

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

ІІІ группа покажет свои знания по нахождению изобразительно-выразительных средств языка и оформит таблицу.

Тропы

Изобразительно-выразительные средства

Примеры

Роль в притче

Эпитеты



Метафоры



Перифразы



Фигуры речи

Антитеза





Инверсия




Однородные члены






Многосоюзие





Умолчание





Афоризм






(Работа в группах – 5 минут)

Итак, вы проработали над своими заданиями. Но это еще не все. Для продолжения работы нам надо будет создать экспертные группы. 1 номера садятся за 1 стол. 2- за 2 стол , 3- за 3 стол. Каждый член вновь созданной группы – это специалист — эксперт по какой – либо проблеме. И вы работаете над передачей информации друг другу.

Затем мы начнем свое обсуждение.

— Что у нас получилось? Над 1 заданием: работой над композицией работает 1 группа, над развитием творческого мастерства – 2 группа, над средствами выразительности – 3 группа. Давайте послушаем наших экспертов.

1 Группа.

— Какой композиционный прием использует автор притчи?

(Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст. Обличительная речь Орла – центр притчи. Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.)

Завязка – реакция воробьев на рассказ Орла.

Кульминация – полные горечи слова Орла.

Развязка – ответ Орла на действия воробьев.

— Сколько микротем вы выделили в тексте? Каковы они? (Условно в тексте можно выделить 5 микротем)




























Группа 2

  • Какими свойствами наделены герои притчи?

  • Соответствует ли образ Орла первичному представлению об этой птице?

  • Как он оказался на скотном дворе?

В притче прослеживается аллегория. (Аллегория · (от греч. allos, «иной» и agoreuo, «говорю»), изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.)

Герои притчи «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные.

— Послушаем наших стихотворцев. Что же у вас получилось?

Диаманта


Птички!

Божьи, неразумные,

Чирикающие, прыгающие, вспархивающие,

Без желанья, устремленья , цели, воли

Возмущающие, перебивающиеся, неинтересующиеся,

Короткокрылые, низколетающие

Обыватели!

Синквейн


Орел

Гордый, свободный

Залетел, рассказал, удивился

Птица высокого полета

Проповедник

Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. Психология обывателя


Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом Проповедник, мудрец




— Определенную роль в стилистическом оформлении притчи играют изобразительно-выразительные средства. Послушаем 3 группу.

Группа 3

Тропы:

Метафора: «растворился в небе» – подчеркивает органичность Орла среди облаков, в небесных высях.

Перифраза:

«царь птиц» (Орел), «Божий дар» (жизнь) – помогает устранить однообразие;

«существа с крыльями» (воробьи), «прекрасные места» (фермы и свинарники) – передает авторскую иронию по отношению к жизненной позиции воробьев.

Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали, неприятное зрелище, хрюкали ужасно.

Фигуры:

Притча представляет собой развернутую антитезу «Орел – воробьи». Она реализуется через систему антонимических пар: один – стая, рассказать – слушать, птицы – свиньи, просторы – загоны, дары природы – объедки, высота – низкий полет, чудесные миры – свинарники.

Говоря о синтаксисе текста, следует отметить инверсию. Обратный порядок слов создает некоторую напевность: «стал рассказывать орел», «слушали воробьи», «нашел я», «летают они», «видят они», «протекает жизнь», «сказываешь ты».

Для создания определенного эмоционального эффекта автор использует явление однородности: «о других мирах и иной жизни», «о неведомой дали, к непостижимым высотам», «утаптывали грязь и валялись в ней», «хрюкали и визжали», «поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни».

Однородные члены образуют такую фигуру, как градация: «толстые, грязные, дурно пахнущие» (расширение отрицательных качеств), «нет устремления в их крыльях, в их взоре, и в их сердце».

Многосоюзие замедляет речь с целью дать возможность задуматься о смысле (зачитать от слов «Я считал воробьев…»).

Заканчивается монолог Орла афоризмом : Короткое крыло – низкий полет…, в конце его многоточие (умолчание), т.е. автор приглашает нас к размышлению.

— Молодцы, вы смогли собрать материал для мини-проекта. Надеюсь, что вы к следующему уроку создадите этот проект и напишете сочинение – рассуждение на одну из тем.

Вы, наверное, обратили внимание на эпиграф урока: жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем ( Торнтон Уайлдер), об этом говорится и в тексте.

Думаю, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не совпадать с позицией автора, потому что …


В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.


А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать,

И подарить его людям.

С. Островой

Выбор за вами. Но хотелось бы, чтобы мы придали жизни такой смысл, чтобы видеть в обыденном высокое, не поддаваясь серости ежедневной суеты.

Выставление оценок.

— Наш урок подходит к концу. Спасибо за работу.



















Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. https://lik-bez.com/Literatura/Bezimyannaya/skazka_orel_i_vorobji.txt

  2. https://www.wiki.vladimir.i-edu.ru

  3. https://control.audiopedia.su/








11



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе и Культуре народов Севера, 6 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: