Исследовательская работа на тему “Неологизмы одного автора” (по поэзии В. Маяковского 1922-1923 гг.) 11 класс







Исследовательская работа на тему



Неологизмы одного автора”

(по поэзии В. Маяковского 1922-1923 гг.)

















Автор:

Дяченко Полина Юрьевна

ученица 11 «а» класса



Научный руководитель:

Чекусова Алла Семеновна

учитель русского языка и литературы







Тольятти 2014



Содержание



ВВЕДЕНИЕ с. 2

ГЛАВА 1 Словообразование С. 3

1.1 Словообразование в современном русском языке С. 3

1.2 Способы словообразования С. 4



ГЛАВА 2 Окказионализмы. Маяковский – новатор слов с.7

2.1 Знакомство с понятием «окказионализм», «окказиональное

словообразование». Отличие неологизма от окказионализма. С.7

2.2 Особенности языка Маяковского 1922-1923 гг С.8

2.3 Образование глаголов, прилагательных и имен

существительных в поэзии Маяковского 1922-1923 гг С.8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..с.19

















Введение.

Каждый год русский язык пополняется все новыми и новыми словами. Некоторые из них прочно закрепляются в лексиконе, некоторые, лишь единожды зацепив наш взгляд, бесследно исчезают. Но откуда они берутся? Кто их придумывает? Как образует? Одного великого творца мы нашли — Владимир Владимирович Маяковских – гениальный поэт Серебряного века. Из под его пера выходили яркие, дерзкие, иногда режущие слух слова, никем не употребляемые ранее, так называемые окказионализмы. Опираясь на общие законы словообразования в русском языке мы сделали попытку определить специфику словотворчества поэта и классифицировать его авторские неологизмы.

Объектом исследования в представленной работе являются окказионализмы в поэтическом творчестве В.Маяковского (период 1922-1923 гг.)

Предмет исследования – особенности словообразовательной структуры этих слов.

Материал для работы — сборник стихотворений В.В. Маяковского 1922-1923 гг.

Цель исследования – выявить наиболее характерные особенности окказионального словообразования на основе языкового материала поэзии В.Маяковского.

Задачи исследования:

  1. Описать способы словообразования.

  2. Познакомиться с понятиями «окказионализм», «окказиональное словообразование». Определить отличие неологизма от окказионализма.

  3. Рассмотреть специфику словотворчества В.Маяковского.

  4. Создать определенную классификацию собранного материала и сделать выводы в области окказионального словообразования.

Основный способ исследования: лингвистический анализ текста (словообразовательный аспект), сопоставление.



Глава 1. Словообразование.

    1. Словообразование в современном русском языке

Словообразование в современном русском языке изучает структуры слов и законы их образования: образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксальным способом по определенным моделям, существующим в языке.

Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим или мотивирующим.

Словообразовательная система русского языка представлена значительным количеством словообразовательных типов. Словообразовательный тип- это схема построения производных слов. Словообразовательные типы различаются по ряду признаков. Так, словообразовательные типы различаются в зависимости от соотношения значений производного и производящего слова и от того , к какой речи принадлежат производящее и производное слова. По этому признаку выделяются две разновидности словообразовательных типов.

  1. Значение производного слова отличается от значения производящего слова: мечтать, мечтатель (тот, кто мечтает). Словообразовательные типы рассматриваемой группы называют типами лексического словообразования.

  2. Значение производного слова одинаково: грубый — грубость (обозначают один признак) Производные слова словообразовательных типов этой группы выполняют иную синтаксическую функцию, чем производящие. Словообразовательные типы данной группы называют типами синтаксического словообразования.

Выделяют типы продуктивные и непродуктивные. Тип, по которому в современном языке образуются новые слова, является продуктивным. Тип, по которому в современном языке не образуются новые слова – непродуктивным.

Ряд последовательно связанных между собой пар составляет словообразовательную цепочку. Множество однокоренных слов называется словообразовательным гнездом, а совокупность всех цепочек с этими словами задает структуру гнезда.

1.2 .Способы словообразования.

Словарный состав русского языка находится в состоянии непрерывного изменения. Одна из закономерностей развития словарного состава языка – пополнение его новыми словами. Пополнение это происходит двумя путями: путем образования новых слов и путем заимствования слов из других языков. Решающую роль в развитии и обогащении лексического состава языка играет образование новых слов на базе уже существующих в нем слов.

Словообразовательный тип – основная единица классификации в словообразовательной системе русского языка. Более крупная единица классификации – способ словообразования, объединяющая ряд словообразовательных типов с одним и тем же средством словообразования (приставкой, суффиксом, постфиксом)

Слова могут возникать в языке сами по себе, в процессе их употребления, независимо от сознательной словотворческой деятельности человека. Этот процесс можно назвать собственно словообразованием. Слова, ранее выступавшие в качестве самостоятельных лексических единиц, в процессе их длительного употребления рядом друг с другом с течением времени перестают осознаваться как отдельные, становятся частями одного структурного целого, сливаются в новое слово. Именно так из сочетания сего дня – «этого дня» образовалось слово сегодня.

Слова могут сознательно создаваться говорящим в тот или иной момент речевой деятельности. Этот процесс является уже словопроизводством. Используя сложившиеся в русском языке приемы и правила, человек намеренно создает из существующего языкового материала новые слова.

В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:

  1. Слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем).

  2. Слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем)

Основные типы морфологического словообразования, существующие в русском языке, сложение, аффиксация, безаффиксный способ словообразования, аббревиация, обратное словообразование.

Сложение основ представляет собой образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух и более слов.

Аффиксация – создание нового слова посредством присоединения к основе образующего слова или к слову в целом тех или иных аффиксов.

Безаффиксный способ словообразования среди других типов морфологического способа наименее действенным и распространенным: с его помощью только имена существительные. В качестве образующих слов могут выступать лишь основы глаголов и прилагательных.

Аббревиация – образование новых слов с помощью чистого сокращения. В целом данный способ является непродуктивным для русского языка, так как ограничен сферой имен существительных.

Обратное словообразование – это такое словопроизводство, посредством которого новое слово образуется от существующего не в виде производного, а в виде производящего: зонт – зонтик.

Неморфологические способы русского словообразования включают в себя: лексико-синтаксический способ ( сращение, слияние ), лексико-семантический способ, морфолого-синтаксический способ.

Лексико-синтаксический способ – возникновение новых слов в результате сращения в одно слово двух и более лексических единиц, которые ранее объединялись в сочетании: сей час = сейчас. Этим способом образуются разные части речи но в современном русском языке этот способ наиболее характерен для образования наречий.

Лексико-семантический способ – способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов, т. е. один из путей появления в языке омонимов, одинаковых по звуковому облику, по написанию, но различных по значению: (ключ дверной, ключ – родник)

Морфолого-синтаксический способ – образование новых лексических единиц, в результате перехода одной части речи в другую: присутствующие (из причастия в существительное)


























Глава 2. Окказионализмы. В. В. Маяковский – новатор слова.

2.1 Знакомство с понятиями « окказионализм», « окказиональное словообразование». Отличие неологизма от окказионализма.

Окказиональные слова – это слова, которые принадлежат отдельным авторам, и образованные в конкретных условиях речевой коммуникации, и, как правило, противоречащие языковой норме. Их часто называют индивидуальными. Окказиональный ( от лат. « случайный» ), «неузуальный, несоответствующий общепринятому употреблению, характеризующийся индивидуальным вкусом, обусловленный специфическим контекстом употребления». ( « Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой)

В зависимости от условий создания неологизмы следует разделить на общеязыковые, появившиеся вместе с новым понятием или новой реалией, и индивидуальные, авторские, введенные в употребление конкретными авторами. Подавляющее большинство неологизмов относится к первой группе. Ко второй группе относятся окказионализмы, образованные писателями и поэтами по существующим в языке словообразовательным моделям и употребленные лишь однажды в определенном произведении. Любой неологизм, появляющийся в русском языке, не может быть новообразованием, созданным вне правил и законов русского языка. Такое слово будет ненужным и бессмысленным набором звуков. Таким образом, литературные слова, слова общего пользования – это лексические единицы языка, а окказиональные – лексические единицы речи.

Окказиональные слова характеризуются следующими признаками:

Принадлежность к речи.

Невоспроизводимость (неповторимость)

Ненормативность.

Функциональная одноразовость.

Экспрессивность.

Индивидуальная принадлежность

Окказиональные слова отличаются от новообразований языка (неологизмов) тем, что сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их создания. Неологизм – ( греч. «новый» и «слово») – это слово, недавно появившееся в языке. Из этого определения видно, что понятие неологизма изменчиво во времени и относительно: неологизмом слово остается до тех пор, пока говорящие ощущают в нем новизну. Неологизмы создаются в языке по продуктивным моделям, по образцу уже существующих в языке слов, они обычно довольно скоро перестают восприниматься как новые слова, а окказионализмы, если они не вошли в язык, не стали общеупотребительными, то так и остаются новыми словами.

    1. Особенности языка В. Маяковского 1922-1923 гг

Окказиональные образования используются многими писателями и поэтами. Ярким примером использования окказиональных слов является В. Маяковский.

Чтобы понять, почему В. Маяковский использовал в поэтической речи неологизмы, нужно исходить от течения русской литературы, в рамках которого он работал. В. Маяковский работал в рамках кубофутуризма — направленияв искусстве 1910-хгг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предметов  «четвертомизмерении»,т. е. во времени). Кубофутуристы провозглашали, что новое время требует новых форм. Поэтому активно обновлялся и поэтический язык. Окказионализм – это средство для создания свежего, нешаблонного, оригинального слова. В. Маяковский раздвигает присущие языку словообразовательные рамки. Именно нарушая словообразовательные нормы, поэт создает яркий, оригинальный образ.


2.3 Образование глаголов, прилагательных и имен

существительных в поэзии В.В.Маяковского 1922-1923 гг.

Словообразовательной активностью отличаются в языке поэта окказиональные глаголы с приставками. Часто используются приставки раз – рас –

Мы

Свои установим праздники

И распразднуем в грозном марше.

« Наше воскресение»

Кенигсбергами

Распархивался на каникулы.

« Москва – Кенигсберг»

Мы!

Коллектив!

Человечество!

Масса!

Довольно маяться!

Маем размайся!

« 1- е Мая»

Бараны!

Что разглазелись кучей?!

« Бюрократиада»

Уж погоди,

Чека – змея!

Раздокажу я!

« Баллада о доблестном Эмиле»

Окказионализмы «распразднуем» и «раздокажу» образованы путем присоединения к глаголу празднуем приставки РАС-, что показывает полноту действия, высшую степень проявления качества. В образовании 3-х следующих глаголов «распархивался»,«размайся», «разглазелись» участвует еще и постфикс.

Глагольные образования с приставкой вы- привносят в новое слово сему «обозначение полной завершенности, законченности, исчерпанности действия»:

Высверлит поля и горы.

Совдепы вычинят в пару лет.

« 4-й интернационал»

На недели взгромоздя труда недели,

Миллионокрылые в грядущих битвах вымчим.

« Итог»

Собранье!

Митинг!

Речью сотой,

Призвав на помощь крошки – руки,

Выхваливаете ком красоты

На невозможном волапюке.

« Давиду Штеренбергу – Владимир Маяковский»

Ум,

Из зим и осеней

Умеющий

Во всегда

Высинить май.

« 1 – мая»

Глагольные новообразования с приставкой за- привносят в окказионализмы сему « начало действия»

По эллипсисам,

По параболам,

По кругам

Засвистывают на невероятные лады.

« Пятый интернационал, 1 часть»

Завинчусь.

Не будет нового покамест-

Затянусь облаками – с

Глядит

В удивленьи небесная звездь –

Затрубадурила Большая Медведица.

«Про это»

Но таких глаголов в рассматриваемых произведениях очень мало. Значение окказионализма конкретизируется посредством опоры на реализацию в нем той или иной семы используемых словообразовательных средств. Так глагольные новообразования с приставкой до- привносят в значение окказионализма сему «доведение действия до его завершения, конца:

Доскакиваем.

Огонь попритушен.

Чадит мещанство.

«4-й интернационал»

Такое же значение привносят в общее значение окказионализма приставка про-

Если люди друг друга процеловали до дыр,

Вот это по – русски называется мир.

«Телеграмма мусье Пуанкаре и Мильерону»

Некоторые глаголы В.Маяковский образует от имен существительных. Такие глаголы принято называть метафоричными.

Вчера человек –

Единым махом

Клыками свой размедведил вид я.

«Про это»

Но я

Оковался мыслей каркасом,

Вы металлизировал дух.

«Пятый интернационал»

Небольшая, но очень интересная серия глаголов создана Маяковским при помощи префикса В-. Значение этой приставки не подвергается колебаниям: она всегда указывает направление движения вовнутрь предмета. Например, у Маяковского есть такие строки:

Сквозь Францию

Дальше,

Безудержный,

Грозный,

Вгрызывается зубец краснозвездный.

Луна

Голову вправила в венчик.

«Пятый интернационал, 2 часть.

Характерна для окказионально-словообразовательной манеры поэта и полипрефиксация. При этом им конструируется часто двухприставочные новообразования:

И однажды

Расперегрянуло такое,

Что я

Затрясся антенной каждой.

« Пятый интернационал»

Закатится

С тучи

По скату,

Над ухом

Грохотом расчересчурясь.

« Пятый интернационал»

Прослеживаются системные отношения и в комплектовании рядов «излюбленных» новообразовании поэта. Это существительные собирательной семантики. В современном русском языке суффикс е- малопродуктивен, и собирательные имена вытесняются обычными формами множественного числа. Но Маяковский активно использует этот суффикс, в результате некоторые существительные приобретают оттенок пренебрежительности:

Пусть их скулит дядье! –

Наши ряды юны.

«Марш комсомольца»

Когда такая махина ахала

Не глядя,

Пылью,

Грязью,

Сугробом

Дамье

От меня ракетой шарахалось.

«Люблю»

Гостье идет по лестнице…

Ступеньки бросив –

Стенкою.

«Про это»

Сейчас же,

Вздымая культурнейший вой,

Патент старье коммуне выдало.

«4 – й интернационал, 1 часть»

Кроме собственно авторских неологизмов, в поэзии Маяковского этого периода ( 1922 – 1923 г.) мы находим всевозможные одноразовые изменения узуальных словоформ. Это уменьшительно – ласкательные и уничижительные имена существительные, образованные при помощи суффиксов.

Каждый из вас

Пусть не поленится

И, прежде

Чем испускать зряшные ноты,

Прочтет

Мое стихотвореньице.

«Универсальный ответ»

Глядят ежедневное солнце,

Зазнаются.

«Чего –мол – стоютлученышки эти?»

«Юношей»

Про сальдо язычишкой треплет.

«Газетный день»

Прочтите немедля!

Замечательная статьишка,

А в статьишке

Листов триста!

«Газетный день»

Если надо к Марсам дуги выгнуть –

Сделай милость, дай отдать мою жизнишку.

«Москва – Кенигсберг»

Увеличительные существительные:

Или

Ночь когда

В звездищах разночится

И Медведицы

Всякие

Лезут –

Неужели не завидно?!

«Разве у вас не чешутся обе лопатки?»

Товарищ мир!

Я знаю,

Ты бы мог

Спинищу разогнуть.

«На цепь»

Суффиксы ищ-,ишк- несут в себе не только смысловую нагрузку громоздкости, но и оттенки уничижительности, такую же нагрузку несут в себе суффиксы чик-, к-

И в каждом вместо зрачка — долларчик.

У нас для пищеварения кишечки узкие.

«Маяковская галерея. Стиннес.»

Дамища(груди – стог ).

«Киноповетрие»

Поэт образует и необычные формы множественного числа. Он оперирует обычными словами, имеющими предметное значение и окаменевшими в единственном числе.

Вреди,

Чтоб был

Твой вред

Всех вредовповредней.

«Коминтерн»

Знают-

Это

Пришли кануны

Нашего

Семнадцатого года.

«Уже»

Склонитесь,

Забудьте

Суеты

И суетцы.

«Пилсудский»

В поэзии В.Маяковского можно выделить новообразования иронической аналогией и не имеющие оценочной суффиксации. Например, Бюрократиада.

Прабабушка бюрократизма.

Бюрократ – бюрократиада ( ср. олимп – олимпиада)

Прилагательные В. Маяковского чаще являются сложными, то есть слиты значения двух и более корней, что усиливает их смысловую роль. Маяковский создает многосложные эпитеты.

Мое пребывание небом не считано,

И я

От зорь его,

От ветра,

От зноя

Окрасился весь небесно – защитно –

Тело лазоревосинесквозное.

Эскадры

Верблюдокорабледраконьи.

«Пятый интернационал, 2 часть»

Революции огнедымые бразды.

Бедой Ярославля горит огнегривый.

«4-й интернационал, 1 часть»

Не наркомвнешторжьим я расчетам внял.

«Германия»

Лазоревосинесквозное – лазоревый + синий + сквозной

Верблюдокорабледраконьи – верблюд + корабль + дракон

Огнедымый – огонь + дым

Огнегривый– огонь + грива

Наркомвнешторжьим – народный комиссариат +внешний + торг.

Эти примеры показывают, что сложные прилагательные образуются путем слияния самостоятельных слов. Все эти слова несут удвоенную смысловую нагрузку, то есть они заменяют описательное словосочетание.

Излюбленный Маяковским способ форсирования словесных значений – создание необычных степеней сравнений:

Совсем не Иисус.

Нежней.

Юней.

«Про это»

Разглаженнейшие брючки

И изящнейший фрачок.

В собственнейшем парке в собственнейшей вилле.

«Маяковская галерея»

Моя любовь к тебе расцветает романнее и романнее.

«Германия»

Необычно образует поэт и притяжательные прилагательные:

Издали

Совершенно вид апельсиний,

Только тот желтый,

А этот синий.

Вывод. Таким образом, основными способами образования окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского 1922 -1923 гг. являются:

1-ый способ – приставочный – 70 слов.

2-й способ — суффиксальный – 49 слов.

3-й способ  — слияние нескольких корней – 27 слов.











Заключение.

Можно спорить об «удачных» или же «неудачных» индивидуальных словообразованиях поэта, можно по-разному подходить к оценке его творчества, но все это наша недалекая история, ее блеск и горечь. Грамотно применяя правила словообразования в русском языке, В. Маяковский создавал такие «слова – выстрелы», которые несли в себе дух его времени, отражали упорные поиски поэтом художественной формы и точности ее языкового выражения.


 































Список литературы.


1.       Маяковский В.В. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 2. М., Издательство «Правда», 1978 год.

2.       Русский язык в школе. № 6, 1995 год.

3.       Виноградов В.В.К спорам о слове и образе. Вопросы литературы, 1960 год, № 5, С.66

4.       Винокур Г.О.О языке художественной литературы. М., 1991 год.

5.       Гончаров Б.П.О поэтике Маяковского. М., Издательство «Просвещение», 1973 год

6.       КатышевА.П О функциях окказионального образования. Общие  проблемы строения и организации языковых категорий. М., Издательство «Просвещение», 1998 год, С.83

7.       Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования. М., Издательство «Просвещение», 1973 год.

8.       Современный русский литературный язык. Подредакцией Леканта П.А. М., издательство «Просвещение» 1982 год.

20



Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Безударная гласная в корне слова. Составление алгоритма проверки б/г»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: