Исследовательская работа на тему
“Неологизмы одного автора”
(по поэзии В. Маяковского 1922-1923 гг.)
Автор:
Дяченко Полина Юрьевна
ученица 11 «а» класса
Научный руководитель:
Чекусова Алла Семеновна
учитель русского языка и литературы
Тольятти 2014
Содержание
ВВЕДЕНИЕ с. 2
ГЛАВА 1 Словообразование С. 3
1.1 Словообразование в современном русском языке С. 3
1.2 Способы словообразования С. 4
ГЛАВА 2 Окказионализмы. Маяковский – новатор слов с.7
2.1 Знакомство с понятием «окказионализм», «окказиональное
словообразование». Отличие неологизма от окказионализма. С.7
2.2 Особенности языка Маяковского 1922-1923 гг С.8
2.3 Образование глаголов, прилагательных и имен
существительных в поэзии Маяковского 1922-1923 гг С.8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..с.19
Введение.
Каждый год русский язык пополняется все новыми и новыми словами. Некоторые из них прочно закрепляются в лексиконе, некоторые, лишь единожды зацепив наш взгляд, бесследно исчезают. Но откуда они берутся? Кто их придумывает? Как образует? Одного великого творца мы нашли — Владимир Владимирович Маяковских – гениальный поэт Серебряного века. Из под его пера выходили яркие, дерзкие, иногда режущие слух слова, никем не употребляемые ранее, так называемые окказионализмы. Опираясь на общие законы словообразования в русском языке мы сделали попытку определить специфику словотворчества поэта и классифицировать его авторские неологизмы.
Объектом исследования в представленной работе являются окказионализмы в поэтическом творчестве В.Маяковского (период 1922-1923 гг.)
Предмет исследования – особенности словообразовательной структуры этих слов.
Материал для работы — сборник стихотворений В.В. Маяковского 1922-1923 гг.
Цель исследования – выявить наиболее характерные особенности окказионального словообразования на основе языкового материала поэзии В.Маяковского.
Задачи исследования:
Описать способы словообразования.
Познакомиться с понятиями «окказионализм», «окказиональное словообразование». Определить отличие неологизма от окказионализма.
Рассмотреть специфику словотворчества В.Маяковского.
Создать определенную классификацию собранного материала и сделать выводы в области окказионального словообразования.
Основный способ исследования: лингвистический анализ текста (словообразовательный аспект), сопоставление.
Глава 1. Словообразование.
Словообразование в современном русском языке
Словообразование в современном русском языке изучает структуры слов и законы их образования: образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксальным способом по определенным моделям, существующим в языке.
Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим или мотивирующим.
Словообразовательная система русского языка представлена значительным количеством словообразовательных типов. Словообразовательный тип- это схема построения производных слов. Словообразовательные типы различаются по ряду признаков. Так, словообразовательные типы различаются в зависимости от соотношения значений производного и производящего слова и от того , к какой речи принадлежат производящее и производное слова. По этому признаку выделяются две разновидности словообразовательных типов.
Значение производного слова отличается от значения производящего слова: мечтать, мечтатель (тот, кто мечтает). Словообразовательные типы рассматриваемой группы называют типами лексического словообразования.
Значение производного слова одинаково: грубый — грубость (обозначают один признак) Производные слова словообразовательных типов этой группы выполняют иную синтаксическую функцию, чем производящие. Словообразовательные типы данной группы называют типами синтаксического словообразования.
Выделяют типы продуктивные и непродуктивные. Тип, по которому в современном языке образуются новые слова, является продуктивным. Тип, по которому в современном языке не образуются новые слова – непродуктивным.
Ряд последовательно связанных между собой пар составляет словообразовательную цепочку. Множество однокоренных слов называется словообразовательным гнездом, а совокупность всех цепочек с этими словами задает структуру гнезда.
1.2 .Способы словообразования.
Словарный состав русского языка находится в состоянии непрерывного изменения. Одна из закономерностей развития словарного состава языка – пополнение его новыми словами. Пополнение это происходит двумя путями: путем образования новых слов и путем заимствования слов из других языков. Решающую роль в развитии и обогащении лексического состава языка играет образование новых слов на базе уже существующих в нем слов.
Словообразовательный тип – основная единица классификации в словообразовательной системе русского языка. Более крупная единица классификации – способ словообразования, объединяющая ряд словообразовательных типов с одним и тем же средством словообразования (приставкой, суффиксом, постфиксом)
Слова могут возникать в языке сами по себе, в процессе их употребления, независимо от сознательной словотворческой деятельности человека. Этот процесс можно назвать собственно словообразованием. Слова, ранее выступавшие в качестве самостоятельных лексических единиц, в процессе их длительного употребления рядом друг с другом с течением времени перестают осознаваться как отдельные, становятся частями одного структурного целого, сливаются в новое слово. Именно так из сочетания сего дня – «этого дня» образовалось слово сегодня.
Слова могут сознательно создаваться говорящим в тот или иной момент речевой деятельности. Этот процесс является уже словопроизводством. Используя сложившиеся в русском языке приемы и правила, человек намеренно создает из существующего языкового материала новые слова.
В зависимости от того, какие средства используются для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:
Слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем).
Слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем)
Основные типы морфологического словообразования, существующие в русском языке, сложение, аффиксация, безаффиксный способ словообразования, аббревиация, обратное словообразование.
Сложение основ представляет собой образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух и более слов.
Аффиксация – создание нового слова посредством присоединения к основе образующего слова или к слову в целом тех или иных аффиксов.
Безаффиксный способ словообразования среди других типов морфологического способа наименее действенным и распространенным: с его помощью только имена существительные. В качестве образующих слов могут выступать лишь основы глаголов и прилагательных.
Аббревиация – образование новых слов с помощью чистого сокращения. В целом данный способ является непродуктивным для русского языка, так как ограничен сферой имен существительных.
Обратное словообразование – это такое словопроизводство, посредством которого новое слово образуется от существующего не в виде производного, а в виде производящего: зонт – зонтик.
Неморфологические способы русского словообразования включают в себя: лексико-синтаксический способ ( сращение, слияние ), лексико-семантический способ, морфолого-синтаксический способ.
Лексико-синтаксический способ – возникновение новых слов в результате сращения в одно слово двух и более лексических единиц, которые ранее объединялись в сочетании: сей час = сейчас. Этим способом образуются разные части речи но в современном русском языке этот способ наиболее характерен для образования наречий.
Лексико-семантический способ – способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов, т. е. один из путей появления в языке омонимов, одинаковых по звуковому облику, по написанию, но различных по значению: (ключ дверной, ключ – родник)
Морфолого-синтаксический способ – образование новых лексических единиц, в результате перехода одной части речи в другую: присутствующие (из причастия в существительное)
Глава 2. Окказионализмы. В. В. Маяковский – новатор слова.
2.1 Знакомство с понятиями « окказионализм», « окказиональное словообразование». Отличие неологизма от окказионализма.
Окказиональные слова – это слова, которые принадлежат отдельным авторам, и образованные в конкретных условиях речевой коммуникации, и, как правило, противоречащие языковой норме. Их часто называют индивидуальными. Окказиональный ( от лат. « случайный» ), «неузуальный, несоответствующий общепринятому употреблению, характеризующийся индивидуальным вкусом, обусловленный специфическим контекстом употребления». ( « Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой)
В зависимости от условий создания неологизмы следует разделить на общеязыковые, появившиеся вместе с новым понятием или новой реалией, и индивидуальные, авторские, введенные в употребление конкретными авторами. Подавляющее большинство неологизмов относится к первой группе. Ко второй группе относятся окказионализмы, образованные писателями и поэтами по существующим в языке словообразовательным моделям и употребленные лишь однажды в определенном произведении. Любой неологизм, появляющийся в русском языке, не может быть новообразованием, созданным вне правил и законов русского языка. Такое слово будет ненужным и бессмысленным набором звуков. Таким образом, литературные слова, слова общего пользования – это лексические единицы языка, а окказиональные – лексические единицы речи.
Окказиональные слова характеризуются следующими признаками:
Принадлежность к речи.
Невоспроизводимость (неповторимость)
Ненормативность.
Функциональная одноразовость.
Экспрессивность.
Индивидуальная принадлежность
Окказиональные слова отличаются от новообразований языка (неологизмов) тем, что сохраняют свою новизну, свежесть независимо от реального времени их создания. Неологизм – ( греч. «новый» и «слово») – это слово, недавно появившееся в языке. Из этого определения видно, что понятие неологизма изменчиво во времени и относительно: неологизмом слово остается до тех пор, пока говорящие ощущают в нем новизну. Неологизмы создаются в языке по продуктивным моделям, по образцу уже существующих в языке слов, они обычно довольно скоро перестают восприниматься как новые слова, а окказионализмы, если они не вошли в язык, не стали общеупотребительными, то так и остаются новыми словами.
Особенности языка В. Маяковского 1922-1923 гг
Окказиональные образования используются многими писателями и поэтами. Ярким примером использования окказиональных слов является В. Маяковский.
Чтобы понять, почему В. Маяковский использовал в поэтической речи неологизмы, нужно исходить от течения русской литературы, в рамках которого он работал. В. Маяковский работал в рамках кубофутуризма — направленияв искусстве 1910-хгг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предметов «четвертомизмерении»,т. е. во времени). Кубофутуристы провозглашали, что новое время требует новых форм. Поэтому активно обновлялся и поэтический язык. Окказионализм – это средство для создания свежего, нешаблонного, оригинального слова. В. Маяковский раздвигает присущие языку словообразовательные рамки. Именно нарушая словообразовательные нормы, поэт создает яркий, оригинальный образ.
2.3 Образование глаголов, прилагательных и имен
существительных в поэзии В.В.Маяковского 1922-1923 гг.
Словообразовательной активностью отличаются в языке поэта окказиональные глаголы с приставками. Часто используются приставки раз – рас –
Мы
Свои установим праздники
И распразднуем в грозном марше.
« Наше воскресение»
Кенигсбергами
Распархивался на каникулы.
« Москва – Кенигсберг»
Мы!
Коллектив!
Человечество!
Масса!
Довольно маяться!
Маем размайся!
« 1- е Мая»
Бараны!
Что разглазелись кучей?!
« Бюрократиада»
Уж погоди,
Чека – змея!
Раздокажу я!
« Баллада о доблестном Эмиле»
Окказионализмы «распразднуем» и «раздокажу» образованы путем присоединения к глаголу празднуем приставки РАС-, что показывает полноту действия, высшую степень проявления качества. В образовании 3-х следующих глаголов «распархивался»,«размайся», «разглазелись» участвует еще и постфикс.
Глагольные образования с приставкой вы- привносят в новое слово сему «обозначение полной завершенности, законченности, исчерпанности действия»:
Высверлит поля и горы.
Совдепы вычинят в пару лет.
« 4-й интернационал»
На недели взгромоздя труда недели,
Миллионокрылые в грядущих битвах вымчим.
« Итог»
Собранье!
Митинг!
Речью сотой,
Призвав на помощь крошки – руки,
Выхваливаете ком красоты
На невозможном волапюке.
« Давиду Штеренбергу – Владимир Маяковский»
Ум,
Из зим и осеней
Умеющий
Во всегда
Высинить май.
« 1 – мая»
Глагольные новообразования с приставкой за- привносят в окказионализмы сему « начало действия»
По эллипсисам,
По параболам,
По кругам
Засвистывают на невероятные лады.
« Пятый интернационал, 1 часть»
Завинчусь.
Не будет нового покамест-
Затянусь облаками – с
Глядит
В удивленьи небесная звездь –
Затрубадурила Большая Медведица.
«Про это»
Но таких глаголов в рассматриваемых произведениях очень мало. Значение окказионализма конкретизируется посредством опоры на реализацию в нем той или иной семы используемых словообразовательных средств. Так глагольные новообразования с приставкой до- привносят в значение окказионализма сему «доведение действия до его завершения, конца:
Доскакиваем.
Огонь попритушен.
Чадит мещанство.
«4-й интернационал»
Такое же значение привносят в общее значение окказионализма приставка про-
Если люди друг друга процеловали до дыр,
Вот это по – русски называется мир.
«Телеграмма мусье Пуанкаре и Мильерону»
Некоторые глаголы В.Маяковский образует от имен существительных. Такие глаголы принято называть метафоричными.
Вчера человек –
Единым махом
Клыками свой размедведил вид я.
«Про это»
Но я
Оковался мыслей каркасом,
Вы металлизировал дух.
«Пятый интернационал»
Небольшая, но очень интересная серия глаголов создана Маяковским при помощи префикса В-. Значение этой приставки не подвергается колебаниям: она всегда указывает направление движения вовнутрь предмета. Например, у Маяковского есть такие строки:
Сквозь Францию
Дальше,
Безудержный,
Грозный,
Вгрызывается зубец краснозвездный.
Луна
Голову вправила в венчик.
«Пятый интернационал, 2 часть.
Характерна для окказионально-словообразовательной манеры поэта и полипрефиксация. При этом им конструируется часто двухприставочные новообразования:
И однажды
Расперегрянуло такое,
Что я
Затрясся антенной каждой.
« Пятый интернационал»
Закатится
С тучи
По скату,
Над ухом
Грохотом расчересчурясь.
« Пятый интернационал»
Прослеживаются системные отношения и в комплектовании рядов «излюбленных» новообразовании поэта. Это существительные собирательной семантики. В современном русском языке суффикс е- малопродуктивен, и собирательные имена вытесняются обычными формами множественного числа. Но Маяковский активно использует этот суффикс, в результате некоторые существительные приобретают оттенок пренебрежительности:
Пусть их скулит дядье! –
Наши ряды юны.
«Марш комсомольца»
Когда такая махина ахала
Не глядя,
Пылью,
Грязью,
Сугробом
Дамье
От меня ракетой шарахалось.
«Люблю»
Гостье идет по лестнице…
Ступеньки бросив –
Стенкою.
«Про это»
Сейчас же,
Вздымая культурнейший вой,
Патент старье коммуне выдало.
«4 – й интернационал, 1 часть»
Кроме собственно авторских неологизмов, в поэзии Маяковского этого периода ( 1922 – 1923 г.) мы находим всевозможные одноразовые изменения узуальных словоформ. Это уменьшительно – ласкательные и уничижительные имена существительные, образованные при помощи суффиксов.
Каждый из вас
Пусть не поленится
И, прежде
Чем испускать зряшные ноты,
Прочтет
Мое стихотвореньице.
«Универсальный ответ»
Глядят ежедневное солнце,
Зазнаются.
«Чего –мол – стоютлученышки эти?»
«Юношей»
Про сальдо язычишкой треплет.
«Газетный день»
Прочтите немедля!
Замечательная статьишка,
А в статьишке –
Листов триста!
«Газетный день»
Если надо к Марсам дуги выгнуть –
Сделай милость, дай отдать мою жизнишку.
«Москва – Кенигсберг»
Увеличительные существительные:
Или
Ночь когда
В звездищах разночится
И Медведицы
Всякие
Лезут –
Неужели не завидно?!
«Разве у вас не чешутся обе лопатки?»
Товарищ мир!
Я знаю,
Ты бы мог
Спинищу разогнуть.
«На цепь»
Суффиксы ищ-,ишк- несут в себе не только смысловую нагрузку громоздкости, но и оттенки уничижительности, такую же нагрузку несут в себе суффиксы чик-, к-
И в каждом вместо зрачка — долларчик.
У нас для пищеварения кишечки узкие.
«Маяковская галерея. Стиннес.»
Дамища(груди – стог ).
«Киноповетрие»
Поэт образует и необычные формы множественного числа. Он оперирует обычными словами, имеющими предметное значение и окаменевшими в единственном числе.
Вреди,
Чтоб был
Твой вред
Всех вредовповредней.
«Коминтерн»
Знают-
Это
Пришли кануны
Нашего
Семнадцатого года.
«Уже»
Склонитесь,
Забудьте
Суеты
И суетцы.
«Пилсудский»
В поэзии В.Маяковского можно выделить новообразования иронической аналогией и не имеющие оценочной суффиксации. Например, Бюрократиада.
Прабабушка бюрократизма.
Бюрократ – бюрократиада ( ср. олимп – олимпиада)
Прилагательные В. Маяковского чаще являются сложными, то есть слиты значения двух и более корней, что усиливает их смысловую роль. Маяковский создает многосложные эпитеты.
Мое пребывание небом не считано,
И я
От зорь его,
От ветра,
От зноя
Окрасился весь небесно – защитно –
Тело лазоревосинесквозное.
Эскадры
Верблюдокорабледраконьи.
«Пятый интернационал, 2 часть»
Революции огнедымые бразды.
Бедой Ярославля горит огнегривый.
«4-й интернационал, 1 часть»
Не наркомвнешторжьим я расчетам внял.
«Германия»
Лазоревосинесквозное – лазоревый + синий + сквозной
Верблюдокорабледраконьи – верблюд + корабль + дракон
Огнедымый – огонь + дым
Огнегривый– огонь + грива
Наркомвнешторжьим – народный комиссариат +внешний + торг.
Эти примеры показывают, что сложные прилагательные образуются путем слияния самостоятельных слов. Все эти слова несут удвоенную смысловую нагрузку, то есть они заменяют описательное словосочетание.
Излюбленный Маяковским способ форсирования словесных значений – создание необычных степеней сравнений:
Совсем не Иисус.
Нежней.
Юней.
«Про это»
Разглаженнейшие брючки
И изящнейший фрачок.
В собственнейшем парке в собственнейшей вилле.
«Маяковская галерея»
Моя любовь к тебе расцветает романнее и романнее.
«Германия»
Необычно образует поэт и притяжательные прилагательные:
Издали
Совершенно вид апельсиний,
Только тот желтый,
А этот синий.
Вывод. Таким образом, основными способами образования окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского 1922 -1923 гг. являются:
1-ый способ – приставочный – 70 слов.
2-й способ — суффиксальный – 49 слов.
3-й способ — слияние нескольких корней – 27 слов.
Заключение.
Можно спорить об «удачных» или же «неудачных» индивидуальных словообразованиях поэта, можно по-разному подходить к оценке его творчества, но все это наша недалекая история, ее блеск и горечь. Грамотно применяя правила словообразования в русском языке, В. Маяковский создавал такие «слова – выстрелы», которые несли в себе дух его времени, отражали упорные поиски поэтом художественной формы и точности ее языкового выражения.
Список литературы.
1. Маяковский В.В. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 2. М., Издательство «Правда», 1978 год.
2. Русский язык в школе. № 6, 1995 год.
3. Виноградов В.В.К спорам о слове и образе. Вопросы литературы, 1960 год, № 5, С.66
4. Винокур Г.О.О языке художественной литературы. М., 1991 год.
5. Гончаров Б.П.О поэтике Маяковского. М., Издательство «Просвещение», 1973 год
6. КатышевА.П О функциях окказионального образования. Общие проблемы строения и организации языковых категорий. М., Издательство «Просвещение», 1998 год, С.83
7. Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования. М., Издательство «Просвещение», 1973 год.
8. Современный русский литературный язык. Подредакцией Леканта П.А. М., издательство «Просвещение» 1982 год.
20