Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5″ г. Брянска
Готовимся к ГИА: образцы сочинений на лингвистическую тему по цитатам И.П.Цыбулько
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2013
Пояснительная записка
Сочинение по тексту варианта 2 из сборника
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2012.
Сочинение написано по одной из цитат И.П.Цыбулько. Может быть использовано как образец при знакомстве с сочинениями на лингвистическую тему в формате ГИА на уроке и при самостоятельной подготовке учащихся.
Великий русский писатель М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Это высказывание я понимаю так. Для того чтобы речь была ясной, автор должен иметь полное представление о том, что он говорит. Не следует употреблять двусмысленных выражений, слишком длинных фраз с уточняющими и другими обособленными конструкциями, необходимо правильно располагать в предложении слова и грамматически верно строить из них словосочетания, также следует строго следить за правильным употреблением знаков препинания. Соблюдение этих простых правил, на мой взгляд, придаст речи ясность, сделает ее понятной слушателю и читателю. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту К.Паустовского.
Художник, оказавшийся случайным попутчиком писателя, обращает внимание на удивительное явление-грозу в сентябре. Монолог художника (предложения 14-31) является, на мой взгляд, образцом ясной, понятной, но вместе с тем и выразительной речи. Односоставные предложения (предложения 15, 16) рисуют точными мазками увиденное и передают восхищение художника, при помощи парцелляции (предложения 20-24, 27-29) выделяются наиболее важные слова в предложении, они приобретают более весомый смысл (описание леса, отдельных елей, цветовой гаммы картины), вопросительные и восклицательные предложения привлекают внимание читателя, передают эмоциональный настрой художника. В этом монологе нет никакой двусмысленности, все подчинено требованиям ясности речи: и порядок слов в предложении, и использование разнообразных синтаксических конструкций, и употребление знаков препинания.
Таким образом, мы убедились в том, что грамотное использование возможностей грамматики, синтаксиса и пунктуации способствует созданию ясной речи.
Пояснительная записка
Сочинение по тексту варианта 10 из сборника
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2012.
Сочинение написано по одной из цитат И.П.Цыбулько. Может быть использовано как образец при знакомстве с сочинениями на лингвистическую тему в формате ГИА на уроке и при самостоятельной подготовке учащихся.
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Эту фразу из Литературной энциклопедии я понимаю так. Для художественного изображения персонажей автор подбирает особые для каждого действующего лица литературного произведения слова и выражения (в литературоведении такой прием называется речевой характеристикой). В одних случаях для этой цели используются слова и синтаксические конструкции книжной речи, в других средством речевой характеристики служат просторечная лексика и неполные предложения, а также слова и обороты речи, характеризующие литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.). Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту известной российской писательницы Г.Щербаковой.
«А как проверить, не был ли Шекспир трепачом? Я к чему?… Современное искусство о любви -такая брехня…» -обращается Роман Лавочкин к Татьяне Николаевне. В этом обращении, изобилующем грубыми просторечными словами, отчетливо проявляется не только невоспитанность героя, но и его желание быть непохожим на других, выделиться любой ценой. Характерна речь и учительницы Татьяны Николаевны (предложения 13-15). С одной стороны, использование в речи книжной лексики подчеркивает хорошее образование и воспитание героини. С другой стороны, в речи учительницы чувствуется влияние подросткового сленга («сплошная новация», «к тому же там хорошая музыка»).
Таким образом, мы убедились в том, что речь персонажа помогает лучше раскрыть образ героя, его индивидуальность, подчеркнуть какие-то черты характера и принадлежность к определенной группе.
Пояснительная записка
Сочинение по тексту варианта 2 из сборника
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2012.
Сочинение написано по одной из цитат И.П.Цыбулько. Может быть использовано как образец при знакомстве с сочинениями на лингвистическую тему в формате ГИА на уроке и при самостоятельной подготовке учащихся.
Известный лингвист А.А. Потебня утверждал: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они…выражают не действительные события, а идеальные, то есть представляемое существующим только в мыслях говорящего». Слова А.А. Потебни я понимаю так. Повелительное и условное наклонение обозначают такие действия, которые представляются как необходимые, желательные или возможные при определенных условиях. Эти действия существуют только в воображении говорящего. По этому признаку повелительное и условное наклонение сходны. Убедимся в этом, обратившись за примерами к тексту К.Г.Паустовского.
Так, в предложении 10 глагол «поглядите», употребленный в повелительном наклонении, выражает побуждение к действию. Художник призывает рассказчика обратить внимание на красоту окружающего мира, но не уверен, что его просьба будет выполнена. То есть действие существует только в воображении художника.
В предложении 40 глагол в условном наклонении «хватило бы» выражает действие, которое может произойти при определенных условиях. К.Г.Паустовский хочет сказать своим читателям, что красками и светом в природе надо не только любоваться, ими надо «попросту жить». Только при этом условии каждая ветка вереска может вызвать столько мыслей, что «их хватило бы на несколько поэм в прозе». Но и это действие существует только в воображении автора.
Таким образом, мы убедились в том, что условное и повелительное наклонения похожи тем, что «выражают не действительное событие, а идеальное».
Пояснительная записка
Сочинение по тексту варианта 4 из сборника
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2012.
Сочинение написано по одной из цитат И.П.Цыбулько. Может быть использовано как образец при знакомстве с сочинениями на лингвистическую тему в формате ГИА на уроке и при самостоятельной подготовке учащихся.
Известный современный лингвист Н.С. Валгина утверждает: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Это высказывание я понимаю так. Абзацное членение, как известно, необходимо для выделения значимых частей текста, зависит от стиля речи и типа текста. Однако выделяться части текста могут и по другим причинам: с целью усиления выразительности и придания экспрессии, для выделения значимых, по мнению автора, частей. Такое членение отражает намерения автора, является «индивидуально-авторским». Убедимся в этом, обратившись к тексту известной писательницы М.О.Чудаковой.
В этом тексте автор размышляет о «законах чтения». При помощи абзацев М.Чудакова логически последовательно поясняет эти законы (предложения 8-17): сначала говорит о том, что чтение зависит от возраста и носит индивидуальный характер, затем о необходимости прочитать те или иные книги в определенном возрасте и, наконец, убеждает читателей составить свою «золотую полку».
Примером авторского членения текста может служить начало текста (предложения 1-6), в котором М.Чудакова хочет привлечь внимание читателя к законам чтения, выведенных ею лично. Такое членение текста смещает ритм, прерывает ровное течение рассуждения — автор эмоционально воздействует на читателя.
Таким образом, мы убедились в том, что функции абзаца связаны не только с «функционально-стилевой принадлежностью текста», но и «отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Использованная литература
Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2012.