Семина Л.А.
МОУ «Кадетская школа «Патриот» г.Энгельс
Формирование проектных умений учащихся на уроках физики и во внеурочное время
Концепция модернизации образования нацеливает школу на подготовку разносторонней личности, обладающей мобильностью и компетентностью, способной быстро адаптироваться к новым условиям, умеющей анализировать происходящее и самостоятельно принимать решения, учиться и переучиваться на протяжении всей своей жизни. Для выполнения поставленной цели школа вынуждена делать акцент на такие образовательные технологии, которые учили бы школьников мыслить, создавали бы условия для приобретения профессиональных навыков, развивали бы проектное мышление с формированием личностных качеств. Обновляющейся школе требуются и новые прогрессивные методы обучения.
Ведущее место среди таких методов в мировой и отечественной педагогике принадлежит методу проектов (от латинского projectus — выдвинутый вперёд). Метод проектов в отличие от других методов обучения:
позволяет не только эффективно осваивать предметное содержание, но и формировать многие личностные качества учащихся;
всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников;
органично сочетается с групповым подходом к обучению;
предполагает решение какой-то проблемы, с использованием совокупности разнообразных методов и средств обучения, знаний из различных областей науки, техники, технологии;
создаёт условия для использования широкого спектра проблемных, исследовательских поисковых методов, ориентированных на практический результат значимый для ученика;
может быть использован преподавателем любого учебного предмета.
Трудности реализации этого метода заключаются в проблеме выбора темы и огромных временных затратах учителя на подготовку. Однако они полностью компенсируются большим желанием помочь школьникам овладеть проектной деятельностью и зачастую блестящими результатами работы [1].
Метод проектов применяю с 5-го класса, когда учащиеся начинают изучать предмет «Естествознание».
Основные требования к использованию метода проектов, которыми я руководствуюсь:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и так далее); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита, творческий отчёт, просмотр и так далее); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования [3].
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной учебной деятельности желательно исследовательского, поискового, творческого характера.
Овладевая методом проектов, мои учащиеся учатся планировать свою работу.
Обучающимся предлагаются задания, связанные с составлением оптимальных планов организации деятельности, рассчитанные на то, чтобы за короткое время выполнить как можно больше дел с наилучшим качеством.
Задание: составьте развернутый, расписанный по часам и минутам, план работы на ближайшие 2-3 будничных дня, когда вам предстоит в течение дня сделать очень многое и когда у вас не будет хватать времени для того, чтобы со всем успешно справиться.
Все виды приобретаемых проектных навыков в школе имеют одну цель: в процессе продуктивной деятельности подготовить учащегося к жизни вне школы, максимально компетентного в образовательной сфере, умеющего решать жизненные проблемы, непрерывно учиться, получать информацию, организовывать работу группы и участвовать в ее деятельности.
Преподавание физики благоприятствует эвристическому обучению основам исследовательской деятельности. На уроках создаются проблемные ситуации, которые приводят учащихся к необходимости стать исследователем: высказать и обосновать гипотезу, предложить опыт и провести его для доказательства высказанной гипотезы и, наконец, самостоятельно сделать вывод.
Во внеурочное время стараюсь выявлять и развивать у учеников склонности и способности к работе по различным направлениям творческой деятельности, что способствует эффективному решению учебно-воспитательных задач.
Началу проектной деятельности могут предшествовать упражнения, с помощью которых отрабатывается отдельные навыки проектирования. Для тренировки ассоциативного мышления учащимся предлагаются задания на поиск ассоциаций и аналогий [2].
Ассоциация – метод формирования идеи, который позволяет отражать в сознании человека взаимосвязи между проблемами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, представлениями и т.д. Основная цель генерирования ситуаций заключается в том, чтобы «расшатать» стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение [4].
Развитие образно-ассоциативного мышления обучающихся – одна из важнейших задач в обучении творческой личности проектированию.
Аналогия – метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях.
Аналогия в творческом процессе выступает в двух аспектах: как средство освоения знаний об объекте и как средство синтеза нового знания об объекте и окружающей среде. Наибольший интерес при активизации творческого мышления представляет второй аспект как продукт нового знания, догадок, гипотез, принципов.
Чем отдаленнее аналогия от совершенствуемого объекта, тем более неожиданный, неочевидный, результат получен при решении проблемы. Учеными доказано, что между двумя любыми понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход длиною в четыре-пять шагов.
Группам предлагается установить ассоциативный переход межу понятиями:
«проект» и «счастье»;
«цель» и «порядок»;
«дерево» и «мяч»;
«гипотеза» и «весна»;
«небо» и «чай».
В основе любого проекта лежит проблема. Проблема обуславливает мотивацию деятельности, направленной на ее решение. Одна из задач использования метода проектов – обучение умениям и навыкам проблематизации. Также это позволяет найти нестандартные решения.
Упражнение на развитие творческого мышления «Поиск нестандартных решений». Обучающимся предлагают найти необычное применение обычным предметам:
1) ваза; 2) линейка; 3) газета и т.д.
Нужно привести как можно больше решений.
Решение проблемы проекта необходимо не вообще, а для практической и (или) общественной пользы. Такое прикладное применение знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации [1].
Мини-проект «Сотовый телефон»
Руководитель формирует проблему: «За последние годы сотовый телефон из игрушки и мерила богатства превратился в обычный рабочий инструмент, каким он и должен быть. Сотовыми пользуются почти все, и звонок сотового телефона можно услышать сегодня где угодно. А так ли безопасен сотовый телефон, как мы думаем? Пользователи признают ,что он:
создает электромагнитное излучение, причиняющее вред здоровью;
создает радиопомехи различным радиоэлектронным устройствам;
отвлекает учащихся во время уроков;
является причиной ДТП из-за невнимательности водителей и пешеходов;
вызывает раздражение у окружающих в общественных местах и т.д.
Проблема: «нужен ли нам сотовый телефон, и если нужен, то какой?»
В проекте также предусматриваются экспериментальные исследования, которые помогают в изучении материала и объяснении многих явлений и законов, наглядно демонстрируют их действия.
Каждый проект должен завершать получением какого-либо продукта: видеофильм, газета, сайт и т.д.
Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом. Понятно и объяснимо желание педагога услышать во время презентации о том, чему научились и что узнали ученики в процессе работы. Но на презентации должен быть представлен продукт проектной работы. Вместе с тем существует такая культурная форма, в рамках которой речь может идти о формировании проектного замысла, об основных этапах проектной работы и т.п. Это так называемая защита проекта. Организация защиты проекта может иметь смысл, если учитель намерен сделать акцент на развитии компетентности публичной коммуникации учащегося, если учащиеся готовят долгосрочный проект или стремятся привлечь к участию в проекте других учеников [1].
Также следует отметить, что использование проектного метода предоставляет учителю возможность активизировать скрытые резервы для профессионального роста и вывести свою работу на качественно новый уровень, а в своих учениках открыть активных и заинтересованных партнеров.
Литература:
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. «Основы проектной деятельности школьника». Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе). Под редакцией профессора Когана Е.Я. Изд. «Учебная литература», 2006г.
Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений». Москва. АРКТИ, 2005г.
Щербакова С.Г. «Формирование проектных умений школьников» 7-9 классы. Практические занятия. Издательство «Учитель», 2009г.
Концепция модернизации содержания образования на период до 2010 г. [Электронный ресурс] www.dvgu.ru