Средняя общеобразовательная школа №117 г.Снежинска
Открытый урок
по физике в 7-м классе
по теме:
«Способы уменьшения и увеличения давления»
Учитель физики:
Лариса Николаевна Дмитракова
2007 г.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по теме: «СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ И УМЕНЬШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ»
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Характер и форма учебно-познавательной деятельности учащихся: проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности; фронтальная, индивидуальная и парная работа.
Цели урока:
Образовательная: систематизация знаний по теме «Давление твердых тел»; формирование умений находить давление в разных случаях; сравнивать давление в различных практических ситуациях; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления; повторение основных формул темы; обеспечение усвоения формулы для расчета давления твердого тела на опору; формирование у ребят умения осуществлять самоконтроль и самооценку работы на уроке с помощью использования дидактических материалов.
Развивающая: совершенствование навыков самостоятельной работы, активизация мышления школьников; развитие умения самостоятельно формировать выводы, развитие речи. Развитие творческих способностей на основе практической работы. Отработка практических навыков в работе с физическими приборами. Тренировка рационального запоминания формулы.
Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач и выполнение экспериментального задания; развитие навыка работы в паре, развитие мотивации изучения физики; использование разнообразных приемов деятельности, развитие кругозора учащегося и их интереса к предмету.
Задачи урока:
Научиться формулировать ответы на качественные задания.
Уметь пользоваться формулами.
Отрабатывать практические навыки в работе с физическими приборами.
Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.
Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы и использовать свои знания для решения задач.
Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы увеличения и уменьшения давления и уметь объяснять примеры изменения давления в природе, технике и быту.
Оборудование урока:
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Записи на доске: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент (задания на рефлексию). Запись домашнего задания §§ 33, 34, упражнение 13, задание 6 (по желанию).
Объявление цели урока.
Путешествие по станциям:
«Повторяйка» | |
2 станция — | «Отгадайка» |
3 станция — | «Умелые ручки» |
4 станция — | «Знайка» |
5 станция — | «Решайка» |
6 станция — | «Итоговая» |
4. Подведение итогов урока. Задание на рефлексию.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Запись домашнего задания: §§ 33, 34, упражнение 13, задание 6 (по желанию).
2. На предыдущем занятии мы с вами изучали тему «Давление твердых тел на опору». Настало время теорию применить на практике.
— научиться на практике измерять давление твердого тела на опору;
— познакомиться со способами увеличения и уменьшения давления;
— научиться применять свои знания для решения задач.
В течение урока вы заполните вот такое задание (задание на рефлексию), где вы отметите, какое у вас было настроение на уроке, что вам понравилось или не понравилось на уроке.
3. Я приглашаю вас в путешествие по теме «Давление твердых тел».
1 станция «Повторяйка»
Ответьте на вопросы:
Какую силу называют силой давления?
Что называют давлением?
От чего зависит результат действия силы давления на опору?
В каких единицах измеряют давление?
Что принимают за единицу давления 1 Па?
Какие кратные и дольные единицы давления вы знаете?
Закончи предложение:
Для вычисления силы, действующей перпендикулярно к поверхности, нужно …
Для вычисления давления нужно …..
Для вычисления площади опоры нужно ….
2 станция “Отгадайка»
Вопрос: Что находится в «черном» ящике?
Этот маленький предмет
Нам подскажет всем ответ,
Почему при малой силе
В стенку вдруг его вонзили.
Учащиеся отгадывают загадку (кнопка), а учитель прикрепляет к доске кнопкой листок с формулой (треугольником).
Учитель: Берет стакан и держит его за дно и за верх.
Вопрос: Почему одному пальцу больно, а другому пальцу не больно?
Учащиеся дают ответ.
Вопрос: Почему малой силой достигается большое давление? (проблема)
На этот вопрос мы попытаемся дать ответ на нашем уроке.
Запишите тему урока: «Способы увеличения и уменьшения давления».
3 станция «Умелые ручки»
Настоящие любители физики не только знают теорию, но и умеют выполнять исследования и эксперименты.
Учитель дает экспериментальные задания по рядам.
Учащимся предстоит выяснить, при каком положении бруска давление на стол будет наибольшим (I ряд), наименьшим (II ряд) при одной и той же силе давления; зависит ли давление от силы давления при одной площади (III ряд)?
Учащиеся выполняют измерения, вычисляют давление бруска на стол, а затем сравнивают свои результаты по рядам и делают выводы.
Учитель следит за выполнением заданий, а затем выслушивает выводы учащихся и включает слайд с верными выводами.
Выводы:
Чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.
Давление, производимое на одну и ту же опору тем большее, чем больше сила давления.
4 станция «Знайка»
А сейчас мы отправимся на станцию «Знайка».
Подумай и ответь:
Почему тупым ножом труднее резать, чем острым?
Почему у вездехода широкие гусеницы?
Зачем у лыжной палки делают кольцо?
Объясните, почему по тонкому льду человек передвигается ползком; провалившемуся под лед протягивают доску, лестницу и тому подобное?
Зачем природа дала «вездеходу» пустыни — верблюду широкие подошвы?
Для чего у большегрузных машин делают широкие колеса?
Как уменьшают давление здания на почву при его проектировании?
Почему оса или пчела при укусе создает большое давление малым усилием?
Почему пиранья, рыбка-невеличка длиной всего 25-30 см, наводит страх на жителей Амазонки?
Как ледокол прокладывает путь во льдах?
Работа с таблицей «Давление» (сравнить….).
Учитель задает обобщающие вопросы: Как увеличить давление? Как уменьшить давление?
Таблица «Способы увеличения и уменьшения давления» (обобщение)
5 станция «Решайка»
Задача.
Масса собаки 25 кг. Когда она приходит в школу и ложится на крыльцо, чтобы дождаться своей хозяйки, площадь соприкосновения тела и крыльца 625 см2 . Найдите давление, которое четвероногий друг оказывает на крыльцо. (ответ: p = 4 кПа)
Учащиеся выполняют тестовые задания в двух вариантах (четыре качественных вопроса и одно вычислительное задание).
6 станция «Итоговая»
Пришла пора подвести итоги. Как увеличивают давление? Как уменьшают давление? (записи в тетрадях.)
Учитель: Мы сегодня на вопросы по теории отвечали? Практическую работу выполняли? Задачи решали? Много мы сделали на уроке. Молодцы. Итак, мы узнали способы увеличения и уменьшения давления и смогли объяснить примеры изменения давления в природе, технике и быту.
На следующих уроках мы выясним, чем обусловлено давление в газах и жидкостях.
Учащиеся заполняют задание на рефлексию: «Мое настроение на уроке».
Учащиеся сдают учителю задание на рефлексию, тестовые задания.
Если останется время, можно сделать взаимоконтроль по тестовым заданиям. Для этого нужно ответы написать заранее на обратной стороне доски.
Задача.
Вычислите давление, которое диван на четырех ножках оказывает на пол комнаты, если площадь одной ножки 9 см2 , масса дивана 50 кг, а на диване лежит 8-килограммовый кот. (ответ: p = 16Па)