ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
спортивно – оздоровительного направления
«Мы волонтеры»
для учащихся 8-9-х классов
Авторы:
Учителя физической культуры
БОУ г. Омска СОШ № 93 Птушко Н. Н.
БОУ г. Омска «Лицей № 143» Коваль С. Б.
Омск – 2012-13
СОДЕРЖАНИЕ
3 5 7 9 11 |
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Актуальность состоит в том, чтобы сформировать у старших школьников культуру общения в социуме. Из опыта работы мы сделали следующие выводы, что школьники имеющие опыт волонтерской деятельности быстрее, по окончанию школы, адаптируются в обществе. Легче переносят трудности повседневной жизни. Делают правильный профессиональный выбор, где в дальнейшем добиваются хороших успехов.
Цели программы:
формирование ценностного отношения к ЗОЖ через волонтерство;
создание условий для организации волонтерских групп из учащихся старших классов;
достижение оптимального уровня физического развития учащихся;
установка на активное приобщение учащихся к физической культуре и спорту через волонтерскую деятельность;
развитие социальной активности учащихся;
создание базы для дальнейшего развития данного вида деятельности и повышения результатов.
Задачи программы:
обучение учащихся навыкам волонтерской деятельности;
расширение знаний и опыта волонтерской деятельности за счет применения и закрепления их на практике;
повышение уровня мастерства с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям волонтерской деятельностью;
воспитание у детей устойчивого интереса к волонтерской деятельностью;
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
включение учащихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Направления программы: сохранение и укрепление здоровья учащихся и вовлечение их в волонтерскую деятельность.
Для успешного проведения занятий по организации волонтерской деятельности учащихся необходимо иметь соответствующую методическую копилку, материально-техническую базу. Школьные спортивные залы, спортивные площадки, дворовые площадки, стадионы, рекреации. Занятия могут проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своих возможностей обучится волотерской деятельности;
самостоятельность и личная ответственность за свои действия, установка на здоровый образ жизни средствами волонтерской деятельности.
Регулятивные, универсальные, учебные действия:
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя и партнеров по волонтерской деятельности;
оценивать правильность выполнения действий как волонтера
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск и воспринимать конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевое высказывание в устной форме, оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения.
Коммуникативные, универсальные, учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общественному решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
использовать невербальные способы общения;
взаимодействовать с партнерами по волонтерской деятельности;
активно участвовать в работе группы .
Ожидаемые результаты
Воспитательные результаты внеурочной спортивно – оздоровительной волонтерской деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом и волонтерской деятельности.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно – оздоровительной и волонтерской деятельности в социальном пространстве.
Планируемые результаты реализации программы:
В результате реализации программы учащиеся должны знать:
основные правила организации деятельности волонтера;
специальную терминологию (владеть методической основой знаний волонтерской деятельности);
Учащийся должен уметь:
самостоятельно организовать деятельность социальной группы как волонтер:
самостоятельно организовать деятельность группы волонтеров:
грамотно использовать дидактический материал;
взаимодействовать с партнерами по волонтерской деятельности;
активно участвовать в социуме.
2. Тематическое планирование
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия | Форма организации внеурочной деятельности/форма занятия | Количество часов | ||
аудиторные | внеаудиторные | |||
1 | Волонтер- это здорово! | Индивидуальная, групповая (для родителей) | 1,5 |
|
2. | Волонтер-это здорово! | Индивидуальная, групповая | 1 |
|
3. | «Мы – волонтеры!
| Групповая ( для педагогов ОУ) | 1 |
|
4. | Меры безопасности в деятельности волонтера. | Индивидуальная, групповая | 0,5 | 0,5 |
5. | Все вместе-мы сила! | Индивидуальная, групповая, поточная | 1,5 |
|
6.
| Практический семинар. Создание и оформление методической копилки | Индивидуальная, групповая | 5 |
|
7. | «От утренней зарядке к большому спорту» | Индивидуальная, групповая, поточная |
| 6 |
8
| Активная перемена | Индивидуальная, групповая |
| 6 |
9 | «Спортивный день»
| Индивидуальная, групповая | 3
|
|
10 | «Веселые игры» | Групповая |
| 6
|
11 | «Спортивный день»
| Групповая |
| 5
|
12 | «Полезные продукты» | Групповая | 1 | 1 |
13 | «Я — волонтер! Я – помощник!» | Индивидуальная, групповая, в парах |
| 6 |
14 | «Если не мы, то кто?» | Групповая |
| 3 |
15 | «В гостях у Деда Мороза» | Групповая |
| 6
|
16 | «Я – будущий защитник Отечества» | Групповая, в парах | 2 |
|
17 | «Рыцарский турнир»
| Групповая |
| 6 |
18 | «Наши папы лучше всех» |
|
| 1 |
19 | Разработка положения «Умницы-красавицы» | Групповая | 2 |
|
20 | «Умницы-красавицы» | Групповая |
| 5 |
21 | Сладкая ярмарка — | Групповая |
| 2 |
22 | «Никто не забыт, ничто не забыто!» | Групповая, парная | 4 |
|
23 | Разработка положения «День здоровья» | Групповая | 4 |
|
24 | «День здоровья» | Групповая |
| 6
|
25 | «В здоровом теле-здоровый дух!» | Групповая |
| 2
|
26 | «Веселое лето!» помощь в работе пришкольного лагеря | Индивидуальная, групповая, парная |
| 13 |
27 | Отчет по работе детского объединения « Я- волонтер!» | Индивидуальная, групповая. Презентация | 1 |
|
Всего часов: 102 | 27,5 | 74,5 |
Тема1.
Волонтер- это здорово!
Родительское собрание: «Презентация деятельности волонтерского движения». Основные направления. Обсуждение роли родителей в деятельности школьников. Принятие основных направлений.
Тема 2.
Волонтер-это здорово!
Собрание старшеклассников: «Актуальность деятельности волонтера в современном обществе». Презентация деятельности волонтерского движения. Основные направления.
Тема 3.
«Мы – волонтеры!
Представление программы на методическом совете ОУ.
Тема 4.
Меры безопасности в деятельности волонтера.
Инструктаж по ОТ при обучении работе волонтера. Формирование начальных групп.
Тема 5.
Все вместе-мы сила!
Изучение опыта волонтерского движения МКОУ «Любимовская СОШ». Составление плана работы на учебный год. Обсуждение предложенного.
Тема 6.
Практический семинар. Создание и оформление методической копилки.
Обучение работе волонтера; оформление карточек: ОРУ; утренней гигиенической гимнастики; подвижных игр; активных перемен. ( Применение ИКТ. Работа художников-оформителей).
Тема 7.
«От утренней зарядке к большому спорту»
Организация и проведение утренней зарядки для учащихся начальной школы (используя дидактический материал — карточки).
Тема 8.
Активная перемена.
Организация и проведение подвижных игр (используя дидактический материал — карточки).
Тема 9.
«Спортивный день»
Разработка положения мероприятия. Назначение ответственных за организацию и проведение. Подготовка инвентаря и оборудования.
Тема 10.
«Веселые игры».
Организация и проведение подвижных игр (используя дидактический материал — карточки).
Тема 11.
«Спортивный день».
Организация и проведение спортивного праздника для ОУ учащихся 1х-4х, 5х-6х, 7х— 8х,9х— 10х, 11х классов.
Тема 12.
«Полезные продукты» — викторина.
Организация и проведение викторины для дошкольников ДОУ № 165 (старшая группа).
Тема 13.
«Я — волонтер! Я – помощник!»
Оказание помощи членам сотрудничества по проведению спортивных мероприятий. (БОУ ДОД СДЮСШОР РЦПФ «Иртыш»; БОУ ДОД СДЮСШОР № 7; БОУ ДОД СДЮСШОР № 4; БОУ ДОД СДЮСШОР № 11; БОУ ДОД СДЮСШОР им. Промина В.Н.; БОУ ДОД «Гор ДЮЦ» — «Бодибилдинг»; БОУ ДОД «Гор ДЮЦ» — «Таэквондо»; БОУ ДОД СДЮСШОР №13).
Тема 14.
«Если не мы, то кто?»
Сбор канцелярских товаров и вещей для детского дома.
Тема 15.
«В гостях у Деда Мороза»
Оказание помощи КТОС в проведении Новогодних мероприятий и праздников для детей.
Тема 16.
«Я – будущий защитник Отечества»
Разработка положения по проведению «Рыцарского турнира». Подготовка инвентаря и оборудования.
Тема 17.
«Рыцарский турнир»
Проведение спортивно-патриотического мероприятия для параллелей: 7х-8х; 9х, 10х-11х; для сборных команд СОШ № 93 и «Лицея № 143»; сборных ОУ 143 и 93 , студентов СиБГУФК.
Тема 18.
«Наши папы лучше всех»
Спортивные состязания семей по программе «Рыцарского турнира».
Тема 19.
Разработка положения «Умницы-красавицы» .
Разработка положения мероприятия «Умницы-красавицы», посвященного дню 8 Марта.
Тема 20.
«Умницы-красавицы»
Проведение (согласно положения) праздничного мероприятия для параллелей: 7х-8х; 9х, 10х-11х классов.
Тема 21.
Сладкая ярмарка
«Презентация рецептов национальной кухни» (конкурс для мамочек членов школьного волонтерского сообщества). Чаепитие.
Тема 22.
«Никто не забыт, ничто не забыто!»
Поздравление ветеранов войны и тружеников тыла с праздником Победы. Сопровождение ветеранов на митинги и мероприятия, посвященные празднику.
Тема 23.
Разработка положения «День здоровья».
Изучение и анализ специальной методической литературы по теме. Рассмотрение и обсуждение предложений членов группы. Оформление положения с применением ИКТ. Подготовка инвентаря и оборудования.
Тема 24.
«День здоровья»
Организация и проведение: веселые старты для 1-3 классов; «Папа-мама и спортивная семья»-4-5 классы; 6 классы — «Перестрелка»; 7 классы -пионербол с 2мя мячами; 8 классы-«Русская лапта»; 9-11-школьная баскетбольная лига.
Тема 25.
«В здоровом теле — здоровый дух!»
Организация и проведение спортивного мероприятия, посвященного Дню Защиты детей. Л/а эстафета 4*200 м для учащихся 3-10 классов.
Тема 26.
«Веселое лето!»
Оказание помощи в работе пришкольного лагеря: организация и проведение утренней зарядки, подвижных игр.
Тема 27.
Отчет о работе детского объединения « Я — волонтер!»
Представление отчета на августовском педагогическом совете ОУ членами волонтерского сообщества. Подведение итогов работы в группе. Анализ и планирование на следующий учебный год.
Волонтерское движение: подготовка к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в городе Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 г. в городе Казани / гл. ред. Ю. И. Глазков ; отв. ред. Я. В. Семичева. — М. : Про-Пресс, 2011. — 70 с.
Алещенок, С. В. Социальное добровольчество в Россиии: состояние и перспективы развития / С. В. Алещенок. – М., 1994.-219 с.
Кобякова, Т. Г., Смердов, О. А. Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости / Т. Г. Кобякова, О. А. Смердов. – Кемерово, 1997. -287 с.
Зобнин Ф. К. Игры в слободе Усть-Ницынской Тюменского округа // Живая старина. СПб., 1896.:
Киселев П.А.,С.Б. Киселева. Справочник учителя физической культуры. Волгоград «Учитель», 2010
КозакО.Н., Летние игры для больших и маленьких. Союз Санкт-Петербург,1997
Смирнова Л.А., Общеразвивающие упражнения для младших школьников «ВЛАДОС», 2002
Чайцев В.Г.,ПронинаИ.В. Новые технологии физического воспитания школьников. Москва, «Аркти», 2007
Приложение
Однажды утром бедный шотландский фермер Флеминг услышал крик о помощи. Он бросил свои инструменты и побежал на крик. Вскоре он заметил до смерти перепуганного ребенка, находящегося по пояс в болоте и тщетно пытающегося выбраться из него. Флеминг вытащил мальчика из болота. На следующий день к дому фермера подъехала богатая карета. Из нее вышел элегантный аристократ: «Ты спас моего сына, я должен отплатить тебе», на что фермер ответил: «Я не могу принять деньги от тебя». В тот момент из дома фермера вышел мальчик. «Это ваш сын?» — спросил аристократ. «Да», — гордо ответил фермер. Тогда аристократ сказал: «Позволь мне дать твоему сыну хорошее образование, и если в нем есть хоть частичка тебя, он вырастет человеком, которым ты будешь гордиться». Сын Флеминга окончил школу «Святой Марии» в Лондоне, и имя Алексанра Флеминга, открывшего пенициллин, известно на весь мир. Годы спустя, когда сын аристократа заболел пневмонией, его спас тот самый пенициллин. Кстати, имя того аристократа Лорд Рандольф Черчиль, а его сын сэр Уинстон Черчиль.
История знает множество подобных примеров. В России, например, милосердие и помощь бедным в дворянских кругах были в моде. Богатые дамы устраивали фонды в помощь нуждающимся и спонсировали их из своего кошелька. В советские времена сам государственный строй способствовал добровольной инициативе на благо общества. Достаточно вспомнить пионерские и комсомольские организации. А в современном мире появилось понятие «волонтерство».
Волонтеры — это люди, которые добровольно тратят свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
Что побуждает людей становиться волонтерами?
Согласно проведенному опросу, люди, работающие добровольно, приводили следующие причины:
хочу помогать нуждающимся людям;
надеюсь научиться чему-то новому;
хочу иметь какое-то занятие;
для собственного удовольствия;
хочу познакомиться с новыми людьми;
хочу ответить людям за добро добром;
хочу бороться с определенной проблемой;
у меня есть свободное время.
Так уж устроены люди, что они не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. Волонтерский труд позволяет внести в их жизнь разнообразие, найти новых знакомых и реализовать свои желания и возможности.
В организации программы волонтерства имеются свои трудности. Проблемы волонтерства кроются в отсутствии в нашей стране единой системы волонтерства. Конечно, создаются различные волонтерские организации, но все они носят разрозненный характер. Многим современная жизнь диктует другие требования и волонтерская помощь рассматривается ими с оттенком скептицизма. Если шире посмотреть на мир, то не сложно заметить, что наша жизнь, как ни странно, и состоит из концепции волонтерства — помогать людям. Каждый из нас не пройдет мимо человека на улице, которому стало плохо, и обязательно наберет на своем мобильном «03». Каждый второй подскажет заблудившемуся прохожему, как найти нужный адрес. И каждый третий купит бумажный пакет в супермаркете по акции «помощь детям, оставшимся без родителей». Вспомните, разве мы никогда не подовали монетки нищим и не уступали места пожилым людям в транспорте? Для нас это мелочи, но сколько положительных эмоций мы испытываем, совершая эти добрые поступки. В каждом человеке от природы заложено много хорошего, главное открыть в себе это, и тогда жизнь будет намного проще и счастливее. И сегодня к волонтерам присоединятся люди разного возраста и социального статуса.
Актуальность волонтерства постепенно расширяет масштабы деятельности во благо. На сегодняшний день выделяются виды волонтерства:
Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
Благотворительность или служба на благо других.
Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления.
Выделяются цели волонтерства:
создание сплоченного общества,
дополнение услуг, предоставляемых правительством, которые не рентабельны с точки зрения бизнеса, но необходимые обществу.
К волонтерской деятельности относятся:
благотворительные концерты и театральные выступления;
просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;
экологические марши,
уборка мусора и загрязнений,
помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;
волонтерство в школе;
помощь таким категориям граждан, как престарелые, безработные, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные.
Волонтеры оказывают помощь детям-сиротам, детям-инвалидам.
Волонтерство в социальной работе предполагает:
помощь в улучшении социального положения перечисленных категорий граждан;
пропаганда здорового образа жизни;
интернет-добровольчество;
благоустройство и оборудование дворов, городских улиц и многое другое.
За рубежом и в последнее время в современной России практикуется корпоративное волонтерство. Сотрудники фирм бескорыстно посвящают свою профессиональную деятельность на благо окружающих. Это может быть оказание бесплатных медицинских или юридических услуг, экскурсии для школьников, содержащие рассказ о работе предприятия, волонтерство в детских домах. Руководители фирм всячески поощряют такую инициативу своих сотрудников, так как корпоративное волонтерство способствует личностному росту человека, получению новых навыков, развитию организаторских и лидерских способностей.
Благотворительность и волонтерство в последнее время становятся более распространенными, они привлекают многих людей. Различные акции, марши, семинары дают возможность людям почувствовать свою значимость. В молодежной среде состоять в волонтерских движениях становится модно. Приверженность какой-либо идее, антураж и команда единомышленников дают почувствовать свою значимость.
Мода, как известно, изменчива и непостоянна. Для того чтобы помочь в уходе за больным человеком, убрать мусор в своем дворе или купить продукты пожилому соседу, не нужно специфических знаний и навыков, не нужно организаторов, бонусов и призов. Как однажды заметил В. Скотт: «Если люди не научатся помогать друг другу, то человечество исчезнет с лица земли». Если наш мир до сих пор существует, значит, есть все-таки люди, которые поддерживают его существование добрыми поступками. К таким людям и относятся волонтеры.
13