ПРОГРАММА внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Мы волонтеры» для учащихся 8-9-х классов






ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

спортивно – оздоровительного направления

«Мы волонтеры»

для учащихся 8-9-х классов




Авторы:

Учителя физической культуры

БОУ г. Омска СОШ № 93 Птушко Н. Н.

БОУ г. Омска «Лицей № 143» Коваль С. Б.


















Омск – 2012-13

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………..

  2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ……………………………………..

  3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КРУЖКА «Мы волонтеры»……………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА ……………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………

3

5


7

9

11





































1. Пояснительная записка.

Актуальность.

Актуальность состоит в том, чтобы сформировать у старших школьников культуру общения в социуме. Из опыта работы мы сделали следующие выводы, что школьники имеющие опыт волонтерской деятельности быстрее, по окончанию школы, адаптируются в обществе. Легче переносят трудности повседневной жизни. Делают правильный профессиональный выбор, где в дальнейшем добиваются хороших успехов.


Цели программы:

  • формирование ценностного отношения к ЗОЖ через волонтерство;

  • создание условий для организации волонтерских групп из учащихся старших классов;

  • достижение оптимального уровня физического развития учащихся;

  • установка на активное приобщение учащихся к физической культуре и спорту через волонтерскую деятельность;

  • развитие социальной активности учащихся;

  • создание базы для дальнейшего развития данного вида деятельности и повышения результатов.

Задачи программы:

  • обучение учащихся навыкам волонтерской деятельности;

  • расширение знаний и опыта волонтерской деятельности за счет применения и закрепления их на практике;

  • повышение уровня мастерства с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

  • привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям волонтерской деятельностью;

  • воспитание у детей устойчивого интереса к волонтерской деятельностью;

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:


  • включение учащихся в активную деятельность;

  • доступность и наглядность;

  • связь теории с практикой;

  • учёт возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).


Направления программы: сохранение и укрепление здоровья учащихся и вовлечение их в волонтерскую деятельность.

Для успешного проведения занятий по организации волонтерской деятельности учащихся необходимо иметь соответствующую методическую копилку, материально-техническую базу. Школьные спортивные залы, спортивные площадки, дворовые площадки, стадионы, рекреации. Занятия могут проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе.


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:


Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание своих возможностей обучится волотерской деятельности;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои действия, установка на здоровый образ жизни средствами волонтерской деятельности.

Регулятивные, универсальные, учебные действия:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать словесную оценку учителя и партнеров по волонтерской деятельности;

  • оценивать правильность выполнения действий как волонтера

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск и воспринимать конкретную информацию с помощью учителя;

  • строить речевое высказывание в устной форме, оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения.

Коммуникативные, универсальные, учебные действия:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общественному решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • использовать невербальные способы общения;

  • взаимодействовать с партнерами по волонтерской деятельности;

  • активно участвовать в работе группы .


Ожидаемые результаты

Воспитательные результаты внеурочной спортивно – оздоровительной волонтерской деятельности школьников распределяются по трем уровням:

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом и волонтерской деятельности.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно – оздоровительной и волонтерской деятельности в социальном пространстве.


Планируемые результаты реализации программы:


В результате реализации программы учащиеся должны знать:

  • основные правила организации деятельности волонтера;

  • специальную терминологию (владеть методической основой знаний волонтерской деятельности);


Учащийся должен уметь:

  • самостоятельно организовать деятельность социальной группы как волонтер:

  • самостоятельно организовать деятельность группы волонтеров:

  • грамотно использовать дидактический материал;

  • взаимодействовать с партнерами по волонтерской деятельности;

  • активно участвовать в социуме.



2. Тематическое планирование


п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности/форма занятия

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

1

Волонтер- это здорово!

Индивидуальная, групповая (для родителей)

1,5


2.

Волонтер-это здорово!

Индивидуальная, групповая

1


3.

«Мы – волонтеры!


Групповая ( для педагогов ОУ)

1


4.

Меры безопасности в деятельности волонтера.

Индивидуальная, групповая

0,5

0,5

5.

Все вместе-мы сила!

Индивидуальная, групповая, поточная

1,5


6.




Практический семинар. Создание и оформление методической копилки

Индивидуальная, групповая

5


7.

«От утренней зарядке к большому спорту»

Индивидуальная, групповая, поточная


6

8


Активная перемена

Индивидуальная, групповая


6

9

«Спортивный день»


Индивидуальная, групповая

3



10

«Веселые игры»

Групповая


6


11

«Спортивный день»


Групповая


5


12

«Полезные продукты»

Групповая

1

1

13

«Я — волонтер! Я – помощник!»

Индивидуальная, групповая, в парах


6

14

«Если не мы, то кто?»

Групповая


3

15

«В гостях у Деда Мороза»

Групповая


6


16

«Я – будущий защитник Отечества»

Групповая, в парах

2


17

«Рыцарский турнир»


Групповая


6

18

«Наши папы лучше всех»



1

19

Разработка положения «Умницы-красавицы»

Групповая

2


20

«Умницы-красавицы»

Групповая


5

21

Сладкая ярмарка —

Групповая


2

22

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Групповая, парная

4


23

Разработка положения «День здоровья»

Групповая

4


24

«День здоровья»

Групповая


6


25

«В здоровом теле-здоровый дух!»

Групповая


2


26

«Веселое лето!» помощь в работе пришкольного лагеря

Индивидуальная, групповая, парная


13

27

Отчет по работе детского объединения

« Я- волонтер!»

Индивидуальная, групповая.

Презентация

1


Всего часов: 102

27,5

74,5

Содержание деятельности

Тема1.

Волонтер- это здорово!

Родительское собрание: «Презентация деятельности волонтерского движения». Основные направления. Обсуждение роли родителей в деятельности школьников. Принятие основных направлений.

Тема 2.

Волонтер-это здорово!

Собрание старшеклассников: «Актуальность деятельности волонтера в современном обществе». Презентация деятельности волонтерского движения. Основные направления.

Тема 3.

«Мы – волонтеры!

Представление программы на методическом совете ОУ.

Тема 4.

Меры безопасности в деятельности волонтера.

Инструктаж по ОТ при обучении работе волонтера. Формирование начальных групп.

Тема 5.

Все вместе-мы сила!

Изучение опыта волонтерского движения МКОУ «Любимовская СОШ». Составление плана работы на учебный год. Обсуждение предложенного.

Тема 6.

Практический семинар. Создание и оформление методической копилки.

Обучение работе волонтера; оформление карточек: ОРУ; утренней гигиенической гимнастики; подвижных игр; активных перемен. ( Применение ИКТ. Работа художников-оформителей).

Тема 7.

«От утренней зарядке к большому спорту»

Организация и проведение утренней зарядки для учащихся начальной школы (используя дидактический материал — карточки).

Тема 8.

Активная перемена.

Организация и проведение подвижных игр (используя дидактический материал — карточки).

Тема 9.

«Спортивный день»

Разработка положения мероприятия. Назначение ответственных за организацию и проведение. Подготовка инвентаря и оборудования.

Тема 10.

«Веселые игры».

Организация и проведение подвижных игр (используя дидактический материал — карточки).

Тема 11.

«Спортивный день».

Организация и проведение спортивного праздника для ОУ учащихся 1х-4х, 5х-6х, 7х— 8х,9х— 10х, 11х классов.

Тема 12.

«Полезные продукты» — викторина.

Организация и проведение викторины для дошкольников ДОУ № 165 (старшая группа).

Тема 13.

«Я — волонтер! Я – помощник!»

Оказание помощи членам сотрудничества по проведению спортивных мероприятий. (БОУ ДОД СДЮСШОР РЦПФ «Иртыш»; БОУ ДОД СДЮСШОР № 7; БОУ ДОД СДЮСШОР № 4; БОУ ДОД СДЮСШОР № 11; БОУ ДОД СДЮСШОР им. Промина В.Н.; БОУ ДОД «Гор ДЮЦ» — «Бодибилдинг»; БОУ ДОД «Гор ДЮЦ» — «Таэквондо»; БОУ ДОД СДЮСШОР №13).

Тема 14.

«Если не мы, то кто?»

Сбор канцелярских товаров и вещей для детского дома.

Тема 15.

«В гостях у Деда Мороза»

Оказание помощи КТОС в проведении Новогодних мероприятий и праздников для детей.

Тема 16.

«Я – будущий защитник Отечества»

Разработка положения по проведению «Рыцарского турнира». Подготовка инвентаря и оборудования.

Тема 17.

«Рыцарский турнир»

Проведение спортивно-патриотического мероприятия для параллелей: 7х-8х; 9х, 10х-11х; для сборных команд СОШ № 93 и «Лицея № 143»; сборных ОУ 143 и 93 , студентов СиБГУФК.

Тема 18.

«Наши папы лучше всех»

Спортивные состязания семей по программе «Рыцарского турнира».

Тема 19.

Разработка положения «Умницы-красавицы» .

Разработка положения мероприятия «Умницы-красавицы», посвященного дню 8 Марта.

Тема 20.

«Умницы-красавицы»

Проведение (согласно положения) праздничного мероприятия для параллелей: 7х-8х; 9х, 10х-11х классов.

Тема 21.

Сладкая ярмарка

«Презентация рецептов национальной кухни» (конкурс для мамочек членов школьного волонтерского сообщества). Чаепитие.

Тема 22.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

Поздравление ветеранов войны и тружеников тыла с праздником Победы. Сопровождение ветеранов на митинги и мероприятия, посвященные празднику.

Тема 23.

Разработка положения «День здоровья».

Изучение и анализ специальной методической литературы по теме. Рассмотрение и обсуждение предложений членов группы. Оформление положения с применением ИКТ. Подготовка инвентаря и оборудования.

Тема 24.

«День здоровья»

Организация и проведение: веселые старты для 1-3 классов; «Папа-мама и спортивная семья»-4-5 классы; 6 классы — «Перестрелка»; 7 классы -пионербол с 2мя мячами; 8 классы-«Русская лапта»; 9-11-школьная баскетбольная лига.

Тема 25.

«В здоровом теле — здоровый дух!»

Организация и проведение спортивного мероприятия, посвященного Дню Защиты детей. Л/а эстафета 4*200 м для учащихся 3-10 классов.

Тема 26.

«Веселое лето!»

Оказание помощи в работе пришкольного лагеря: организация и проведение утренней зарядки, подвижных игр.

Тема 27.

Отчет о работе детского объединения « Я — волонтер!»

Представление отчета на августовском педагогическом совете ОУ членами волонтерского сообщества. Подведение итогов работы в группе. Анализ и планирование на следующий учебный год.


Литература

Волонтерское движение: подготовка к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 г. в городе Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 г. в городе Казани / гл. ред. Ю. И. Глазков ; отв. ред. Я. В. Семичева. — М. : Про-Пресс, 2011. — 70 с.


Алещенок, С. В. Социальное добровольчество в Россиии: состояние и перспективы развития / С. В. Алещенок. – М., 1994.-219 с.

Кобякова, Т. Г., Смердов, О. А. Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко-алкогольной зависимости / Т. Г. Кобякова, О. А. Смердов. – Кемерово, 1997. -287 с.

Зобнин Ф. К. Игры в слободе Усть-Ницынской Тюменского округа // Живая старина. СПб., 1896.:

Киселев П.А.,С.Б. Киселева. Справочник учителя физической культуры. Волгоград «Учитель», 2010

КозакО.Н., Летние игры для больших и маленьких. Союз Санкт-Петербург,1997

Смирнова Л.А., Общеразвивающие упражнения для младших школьников «ВЛАДОС», 2002

Чайцев В.Г.,ПронинаИ.В. Новые технологии физического воспитания школьников. Москва, «Аркти», 2007





























Приложение

Однажды утром бедный шотландский фермер Флеминг услышал крик о помощи. Он бросил свои инструменты и побежал на крик. Вскоре он заметил до смерти перепуганного ребенка, находящегося по пояс в болоте и тщетно пытающегося выбраться из него. Флеминг вытащил мальчика из болота. На следующий день к дому фермера подъехала богатая карета. Из нее вышел элегантный аристократ: «Ты спас моего сына, я должен отплатить тебе», на что фермер ответил: «Я не могу принять деньги от тебя». В тот момент из дома фермера вышел мальчик. «Это ваш сын?» — спросил аристократ. «Да», — гордо ответил фермер. Тогда аристократ сказал: «Позволь мне дать твоему сыну хорошее образование, и если в нем есть хоть частичка тебя, он вырастет человеком, которым ты будешь гордиться». Сын Флеминга окончил школу «Святой Марии» в Лондоне, и имя Алексанра Флеминга, открывшего пенициллин, известно на весь мир. Годы спустя, когда сын аристократа заболел пневмонией, его спас тот самый пенициллин. Кстати, имя того аристократа Лорд Рандольф Черчиль, а его сын сэр Уинстон Черчиль.


История знает множество подобных примеров. В России, например, милосердие и помощь бедным в дворянских кругах были в моде. Богатые дамы устраивали фонды в помощь нуждающимся и спонсировали их из своего кошелька. В советские времена сам государственный строй способствовал добровольной инициативе на благо общества. Достаточно вспомнить пионерские и комсомольские организации. А в современном мире появилось понятие «волонтерство».


Волонтеры — это люди, которые добровольно тратят свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.


Что побуждает людей становиться волонтерами?


Согласно проведенному опросу, люди, работающие добровольно, приводили следующие причины:

хочу помогать нуждающимся людям;

надеюсь научиться чему-то новому;

хочу иметь какое-то занятие;

для собственного удовольствия;

хочу познакомиться с новыми людьми;

хочу ответить людям за добро добром;

хочу бороться с определенной проблемой;

у меня есть свободное время.

Так уж устроены люди, что они не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. Волонтерский труд позволяет внести в их жизнь разнообразие, найти новых знакомых и реализовать свои желания и возможности.


В организации программы волонтерства имеются свои трудности. Проблемы волонтерства кроются в отсутствии в нашей стране единой системы волонтерства. Конечно, создаются различные волонтерские организации, но все они носят разрозненный характер. Многим современная жизнь диктует другие требования и волонтерская помощь рассматривается ими с оттенком скептицизма. Если шире посмотреть на мир, то не сложно заметить, что наша жизнь, как ни странно, и состоит из концепции волонтерства — помогать людям. Каждый из нас не пройдет мимо человека на улице, которому стало плохо, и обязательно наберет на своем мобильном «03». Каждый второй подскажет заблудившемуся прохожему, как найти нужный адрес. И каждый третий купит бумажный пакет в супермаркете по акции «помощь детям, оставшимся без родителей». Вспомните, разве мы никогда не подовали монетки нищим и не уступали места пожилым людям в транспорте? Для нас это мелочи, но сколько положительных эмоций мы испытываем, совершая эти добрые поступки. В каждом человеке от природы заложено много хорошего, главное открыть в себе это, и тогда жизнь будет намного проще и счастливее. И сегодня к волонтерам присоединятся люди разного возраста и социального статуса.


Актуальность волонтерства постепенно расширяет масштабы деятельности во благо. На сегодняшний день выделяются виды волонтерства:

  • Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.

  • Благотворительность или служба на благо других.

  • Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.

  • Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления.


Выделяются цели волонтерства:

  • создание сплоченного общества,

  • дополнение услуг, предоставляемых правительством, которые не рентабельны с точки зрения бизнеса, но необходимые обществу.


К волонтерской деятельности относятся:

  • благотворительные концерты и театральные выступления;

  • просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;

  • экологические марши,

  • уборка мусора и загрязнений,

  • помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

  • волонтерство в школе;

  • помощь таким категориям граждан, как престарелые, безработные, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные.

Волонтеры оказывают помощь детям-сиротам, детям-инвалидам.

Волонтерство в социальной работе предполагает:

  • помощь в улучшении социального положения перечисленных категорий граждан;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • интернет-добровольчество;

  • благоустройство и оборудование дворов, городских улиц и многое другое.


За рубежом и в последнее время в современной России практикуется корпоративное волонтерство. Сотрудники фирм бескорыстно посвящают свою профессиональную деятельность на благо окружающих. Это может быть оказание бесплатных медицинских или юридических услуг, экскурсии для школьников, содержащие рассказ о работе предприятия, волонтерство в детских домах. Руководители фирм всячески поощряют такую инициативу своих сотрудников, так как корпоративное волонтерство способствует личностному росту человека, получению новых навыков, развитию организаторских и лидерских способностей.

Благотворительность и волонтерство в последнее время становятся более распространенными, они привлекают многих людей. Различные акции, марши, семинары дают возможность людям почувствовать свою значимость. В молодежной среде состоять в волонтерских движениях становится модно. Приверженность какой-либо идее, антураж и команда единомышленников дают почувствовать свою значимость.

Мода, как известно, изменчива и непостоянна. Для того чтобы помочь в уходе за больным человеком, убрать мусор в своем дворе или купить продукты пожилому соседу, не нужно специфических знаний и навыков, не нужно организаторов, бонусов и призов. Как однажды заметил В. Скотт: «Если люди не научатся помогать друг другу, то человечество исчезнет с лица земли». Если наш мир до сих пор существует, значит, есть все-таки люди, которые поддерживают его существование добрыми поступками. К таким людям и относятся волонтеры.


13


Свежие документы:  Урок физкультуры на тему "Если хочешь быть здоров"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: