Урок химии в 9 классе на тему «Мир металлов». Разработку составила учитель химии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Искандарова Альфинур Дамировна.
Цели урока:
1. Образовательные:
Рассмотреть положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения их атомов.
Исследовать общие физические свойства металлов.
Познакомиться с отличительными свойствами металлов.
2. Развивающие:
Активизировать познавательную деятельность учащихся путем создания проблемной ситуации.
Повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и металлической кристаллической решетке.
Развивать самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, умение преодолевать трудности в учении.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитывать у учащихся интерес к познавательной деятельности.
Оборудование и реактивы:
модели кристаллических решеток металлов, таблица «Металлическая связь», на компьютерном слайде: «Теплопроводность и электропроводность некоторых металлов», «Относительная твердость некоторых металлов», «Плотность некоторых металлов», «Температуры плавления некоторых металлов», короткопериодный и длиннопериодные варианты периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, компьютерные слайды семи чудес света и произведений искусств металлов и их сплавов, на столах учащихся: набор металлов (медь, железо, алюминий, цинк, натрий в ампуле).
Ход урока:
*Актуализация прежних знаний.
? — Назовите семь чудес света и укажите, какую роль играли металлы в их создании? (После того, как учащиеся ответят на вопрос, демонстрируются слайды).
— Какие свойства металлов или сплавов лежат в основе образования литературных выражений: «стальной характер», «железные нервы», «золотое сердце», «металлический голос», «свинцовый кулак»?
— Какую роль в истории человечества играли металлы?
— Алхимики считали, что семь металлов создал свет по числу семи планет». Назовите эти металлы и соответствующие им планеты.
Семь металлов создал свет
По числу семи планет…
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера их отец.
И спеши скорей узнать:
Всем им ртуть – родная мать.
*Изучение нового материала.
Используя образцы металлов, находящиеся на столах, учащимся предлагается:
? Назвать общие физические свойства металлов.
Учащиеся делятся на шесть групп, проводят исследование. Предполагаемые ответы учащихся:
Твердость (исключение-ртуть),
Электропроводность,
Теплопроводность,
Ковкость (пластичность),
Металлический блеск (непрозрачность) и т.д.
*Постановка проблемы.
? В чем причина общности физических свойств металлов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, учащимся предлагается охарактеризовать элементы: натрий, кальций и алюминий по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
* Решение проблемы.
После того, как охарактеризовали химические элементы, учащиеся обнаруживают, что у данных элементов на наружном электронном слое находится небольшое число электронов, значит, причина общности свойств металлов кроется в их общем строении. Имея относительно большие радиусы атомов и небольшое число наружных электронов, металлы легко отдают свои валентные электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы металлов, проявляя при этом восстановительные свойства:
Ме — n℮ Меn+
? Учитель просит учащихся вспомнить, что такое металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка.
Металлическая связь – это связь в металлах и сплавах между атомами и ионами металлов, расположенными в узлах кристаллической решетки, осуществляемая обобществленными электронами.
В силу особенностей валентных оболочек элементов-металлов обобществляются все валентные электроны всех атомов, входящих в кристалл. Образуется общее многоэлектронное облако. Образно его называют электронным газом.
Демонстрируются модели кристаллических решеток металлов, сообщается, что металлы чаще всего кристаллизуются в трех типах структур:
объемно-центрированные — типа вольфрама (вольфрам, хром, железо, калий, литий, молибден, натрий, ванадий);
гранецентрированные — типа меди (медь, барий, серебро, алюминий, золото, свинец, палладий, платина);
гексагональные — типа магния (магний, бериллий, кадмий, титан, цинк).
*Постановка проблемы.
Найти отличительные и похожие свойства металлический связи с с ковалентной и ионными связями.
* Решение проблемы.
— С ковалентной связью металлическая связь похожа тем, что валентные электроны переходят на общее пользование. Различие: в металлах – для связывания всех атомов данного металла, а в ковалентной связи – между двумя атомами.
— С ионной связью металлическая связь похожа наличием ионов. Различие: в металлах положительно заряженный ион удерживается свободными электронами, а в ионной связи – отрицательно заряженным ионом.
? Сколько всего металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева? ( Из 110 химических элементов 88 — металлы.)
? Нахождение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
В левом нижнем треугольнике, если провести диагональ от бора до астата (лучше демонстрировать длиннопериодный вариант Периодической Системы).
Во всех побочных подгруппах.
В четных рядах больших периодов (4, 6, 8, 10 ряды).
В двух нижних рядах (лантаноиды, актиноиды).
? Мы выяснили общие свойства металлов. Неужели у металлов нет отличительных свойств?
Учащиеся рассуждают в группах и приходят к выводу, что металлы отличаются друг от друга по тем же признакам, по которым сходны друг с другом.
* Объяснение учителя.
Металлы бывают мягкие и твердые. Щелочные металлы – натрий и калий легко режутся ножом, а из вольфрама и хрома изготавливают бурильные и режущие инструменты. (Демонстрируется слайд «Относительная твердость некоторых металлов»)
Самые электропроводные металлы – серебро, медь, золото, алюминий, а самые теплопроводные – серебро, медь, алюминий, железо. Демонстрируется слайд « Теплопроводность и электропроводность некоторых металлов».)
Самый пластичный металл – золото: из 1 г. золота можно вытянуть до 2 км проволоки, а из образца размером со спичечную головку – прокатать лист площадью 50 м2
При пластической деформации металлов происходит изменение его внешней формы под воздействием механических факторов, не приводящих ни к разрушению на части, ни к изменению его объема. Если металл ковкого типа подвергается давлению в определенном направлении, то атомы в нем могут перемещаться параллельно одной из атомных плоскостей. Это явление называют скольжением. Наибольшей способностью к пластическим деформациям обладают металлы со структурой типа меди и магния, т.к. в них особенно легко осуществляется скольжение.
*Постановка проблемы.
? Что произойдет, если такое же воздействие оказать на вещества с атомной и ионной кристаллической решеткой?
Учащиеся совещаются в группах. Предполагаемый ответ:
Аналогическое воздействие на твердое вещество с ковалентными связями (атомной кристаллической решеткой) приводит к их разрыву. Разрыв связей в ионной кристаллической решетке приводит к взаимному отталкиванию одноименно заряженных ионов. Поэтому вещества с ионными кристаллическими решетками хрупкие.
По плотности металлы делятся на легкие (с плотностью до 5 г/см3) и тяжелые (с плотностью больше 5 г/ см3). ( Демонстрируется слайд «Плотность некоторых металлов».) Самым легким является литий, его плотность 0,54 г/ см3, а самым тяжелым – осмий, плотность которого 22,6 г/ см3.
Электроны, заполняющие межатомное пространство, отражают световые лучи, а не пропускают, как стекло, поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск. Самые блестящие металлы – ртуть, серебро, палладий. В порошке все металлы, кроме алюминия и магния, теряют блеск и имеют черный или темно-серый цвет.
По температурам плавления металлы делятся на легкоплавкие (с температурой плавления до 10000 С) и тугоплавкие (с температурой плавления выше 1000С). Самые легкоплавкие металлы – ртуть (-39С), цезий (29С), галлий (29,8С), а самый тугоплавкий – вольфрам (3420С).
(Демонстрация слайда «Температуры плавления некоторых металлов».)
*Закрепление знаний.
Ребята, а сейчас я загадаю вам несколько загадок о металлах. Отгадайте их.
☺ Я – металл серебристый и легкий
И зовусь «самолетный металл»,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
(Алюминий)
☺ В холод прячется в нору,
Поднимается в жару.
( Ртуть)
☺ По прозванью инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)
☺ Красноватый будто цветом,
Ковкий, мягкий, как металл.
Из кислот же он при этом
Водород не выделял.
(Медь)
А сейчас – игра «Третий лишний»
☺ Эти металлы хорошо проводят электрический ток:
А) Алюминий
Б) Магний
В) Медь
Г) Серебро
☺ Эти металлы легкоплавкие:
А) Ртуть
Б) Галлий
В) Вольфрам
Г) Цезий
☺ Эти металлы относят к цветным:
А) Медь
Б) Железо
В) Золото
Г) Калий
☺ Данные металлы относят к мягким:
А) Хром
Б) Калий
В) Натрий
Г) Литий
? — В чем причина общих свойств металлов?
Нахождение металлов в Периодической Системе.
Самый твердый металл?
Самый легкий металл?
* Подведение итогов.
Ученики дают характеристику своей работы на уроке.
Оцениваются ответы учащихся.
Выставляются оценки.
Домашнее задание: § 5, вопр. 1, 2; § 6, вопр.2-5.
Напишите мини-сочинения на темы (по выбору): «Железо – труженик», «Роль металлов в искусстве», «Металлы в нашем организме».
Литература :
Габриелян О.С., Химия. 9 класс : учеб. Для общеобразоват.учреждений .М. Дрофа, 2001 г.
Фельман Ф.Г., Рудзитис Г.Е., Химия. Для 9 кл. сред. общеобразоват. Учеб. заведений. М.: Просвещение, 1994 г.
Гузей Л.С., Суровцева Р. П., Сорокин В.В., Химия. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. — М.: Дрофа, 1997г.
Хомченко Г. П. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.: Новая Волна.1996 г.
Глинка Н. Л. Общая химия. Л.: «Химия», 1978 г.