Коцюбинская Ирина Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 18
Г.Кунгура Пермского края
Урок литературы в 7 классе
Тема: «Хочу, чтобы каждый из людей был человеком» (М. Горький)
По произведению Ф.М. Достоевского «Мальчики»
Цели урока:
— расширить знания учащихся о творчестве Ф.М. Достоевского;
— развивать навыки анализа текста;
-воспитывать нравственные качества: сочувствие, сострадание, сопереживание;
— способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Оборудование:
— учебники;
— карточки-задания;
— презентация по материалу урока.
Ход урока
Беседа
— Приходилось ли вам сталкиваться с проявлениями несправедливости, чёрствости?
— В каких ситуациях?
-Как избежать конфликтов, озлобленности, жестокости?
Очень важно стремиться понимать других, уметь сочувствовать, сопереживать.
-Почему я начала разговор на уроке с этих вопросов?
Слово учителя.
Фёдор Михайлович Достоевский – писатель сложный. (Слайд3) Но он считал, что и в самых сложных его книгах есть куски, доступные детскому пониманию. Он хотел выбрать такие отрывки и издать их отдельной книгой. Смерть помешала писателю, но остались записи о том, что хотел включить Фёдор Михайлович в эту книгу. Такой сборник подготовил и издал историк литературы Миллер, хорошо знавший Достоевского. Туда вошли следующие произведения: «Неточка Незванова», «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Мальчики», «Мальчик у Христа на ёлке», «Столетняя». (Слайд4)
Книга вызвала противоречивые мнения. Одни утверждали: «Достоевский не для детей». Другие считали, что «мрачность» Достоевского не опасна, а, напротив, благотворна.
— Прочитайте статью на странице и найдите аргументы в защиту того или другого мнения (можно по группам). (Слайд5)
«Мрачность Достоевского не опасна, а, напротив, благотворна» | |
Втягивает в переживания | Заставляет думать о жизни |
Заставляет страдать | Возбуждает жалость |
Трудный стиль | Воспитывает добрые чувства |
Писатель Круглов сказал: «На книгу капнут слёзы, но не слёзы злобы и отчаяния, а сочувствия, сострадания, любви».
-При помощи какой приставки образовались слова сочувствие, сопереживание? Найдите лексическое значение приставки со- в толковом словаре.(Слайд6)
Именно эти чувства вызывают книги Достоевского, потому что он хотел, чтобы «каждый из людей был человеком».
-Записывается тема урока.
Тема: «Хочу, чтобы каждый из людей был человеком»
М. Горький
Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой в то,
что все наши девяносто миллионов русских (или
там сколько их тогда народится) будут все когда-
нибудь образованны, очеловечены и счастливы.
Ф.М. Достоевский
-Найдите в эпиграфе к уроку ключевое слово.(Слайд 7)
3. Анализ эпизодов.
Работа по группам. Каждая группа получает вопросы, обсуждает. (Слайд 8-11)
«Связался со школьниками»
Почему мальчики так озлобились, даже «остервенели» в драке?
Что по этой главе вы можете сказать об Алёше Карамазове?
Согласны ли вы со словами штабс-капитана Снегирёва: «Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе…часто безжалостны».
Происшествие с Жучкой
Какой «зверской шутке» научил Смердяков Илюшу?
Осуждаете ли вы мальчика?
Болезнь Илюши
Кто из мальчиков первым пришёл помириться с Илюшей?
Какие чувства испытал Илюша, увидев «участие к себе всех этих мальчиков»?
Илюша и Коля Красоткин
Почему Коля так долго не приходил к Илюше?
Ради себя или ради него он выжидал?
Объясните, почему в конце главы «Илюша» автор характеризует речь Коли такими словами резко и сердито крикнул», «совсем уж свирепо прокричал».
«Речь у камня»
Почему дети поддаются нравственному влиянию Алёши Карамазова?
Какую роль сыграл Алёша в жизни Мальчиков?
Что Алёша считает важным в жизни? К чему призывает?
Итог урока.
«Братья Карамазовы» — это последний роман Ф.М. Достоевского. «Смерть Илюши» — его заключительная глава, следовательно речь Алёши у камня – это последнее слово писателя. (Слайд12)
-Какие слова Алёши вам кажутся самыми значительными?
«Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг об друге».
— Почему эти слова адресованы детям?
— Актуально ли произведение Достоевского сегодня?
— Нужны ли в наше время сочувствие, сострадание?
4. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Нужны ли сегодня сочувствие, сострадание?» (Привести аргументы) (Слайд 13)
5. Рефлексия.
Сегодня на уроке я понял, что…