Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Поспешишь – людей насмешишь. Чтение рассказа М. М. Пришвина «Выскочка»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ГОРОДА ЖИЗДРЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

















Конспект урока литературного чтения в 4 классе


«Поспешишь – людей насмешишь.

Чтение рассказа М. М. Пришвина «Выскочка».




подготовила

учитель начальных классов

Федотова Людмила Ивановна

















Тема урока: «Поспешишь – людей насмешишь.

Чтение рассказа М. М. Пришвина «Выскочка».

УМК «Школа России»

Программа 2007 года

Учебник «Родная речь» книга 3 часть 2

Составители: М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова


Цели урока:

общедидактические: целостное восприятие текста, понимание авторского замысла и идеи произведения; свободное ориентирование в прочитанном тексте и использование выборочного чтения для подтверждения своих суждений и мыслей;

воспитательные: содействовать совершенствованию у детей эстетического и этического восприятия мира, а также коммуникабельности, адекватной самооценки и самоконтроля; способствовать формированию детского интереса и уважения к родной природе;

познавательные: формировать у детей представление о собачьих повадках и птичьей тактике;

развивающие: обогащать и усложнять словарный запас; расширять кругозор; развивать воображение, творческое мышление, память; развивать мыслительные действия анализа и синтеза.


Оборудование: выставка книг М. М. Пришвина; презентация к уроку, ноутбук, экран, проектор; набор карточек для индивидуальной работы детей с текстом рассказа; толковый словарь С. И. Ожегова; физическая карта России.


Ход урока.


I. Мобилизующее начало.

Создание положительного настроя на работу в уроке: проводится игра «Солнышко». В этой игре участвуют все присутствующие в аудитории. Учитель произносит слово: солнышко. Все встают, руками имитируют лучи солнца и дарят друг другу улыбки.


II. Подготовка к восприятию новой темы.

1. Учитель к детям:

— Откройте учебники на странице 81. Сегодня мы начнем работать с новым разделом книги. Прочитайте его название. (Природа и мы).

— Как вы думаете, о чем мы будем вести разговор, читая произведения из этого раздела? (О взаимоотношениях человека и природы) (Книги закрываются)

— Что такое природа? (Все существующее во вселенной, не созданное руками человека)

— Прочитайте цитату из книги М. М. Пришвина «Дорога к другу». (Слайд 1)

— Как вы понимаете смысл этих слов? (Беседа с детьми)

— Слова М. М. Пришвина для размышлений взяты не случайно, т.к. новый раздел начинается с его рассказа.

Сообщение учителя о писателе: (Слайд 2,3)

М. М. Пришвин родился в 1873 году в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Но материальное положение в семье вынуждает уехать Пришвина в Тюмень к своему дяде, крупному сибирскому промышленнику. Сдав экзамены, поступил в политехникум. Мытарства по стране, смена рабочих мест и наконец – Пришвин корреспондент петербургских газет.

Писать для детей М. М. Пришвин стал в 1925 году. Первый сборник его детских рассказов назывался «Матрёшка в картошке».

2. Работа с выставкой книг. (Рассматривание, короткая беседа)

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Урок исследование С. Есенина «Бабушкины сказки»


III. Подготовка к чтению.

1. Работа над скороговоркой. (Слайд 4)

Трещит сорока: «Я пестра»,

Другой сороке: «Я сестра»,

И повторяет сорок раз

Скороговоркой свой рассказ.

2. Составление устного рассказа с описанием сороки. (Слайд 5)

3. Сообщение темы и целей урока.(Слайд 6)

4. Лексическая работа.(Слова выписаны на доске).

Выскочка – (разговорный жанр) человек, который, выдвигая себя, стремится выслужиться или который занял какое-нибудь положение в обществе незаслуженно.

Полено – кусок распиленного и расколотого бревна для растопки.

Выводок – птенцы или детёныши, ещё живущие с матерью.

Срам – позор, стыд.

Нет большего срама.(Обратить внимание на ударный слог)

Вьюшка – в тексте кличка собаки.

Мгновение – очень короткий промежуток времени.

Мгновеньишко – слово, образованное в рассказе М. М. Пришвиным.


IV. Чтение и анализ рассказа.

Книги детей закрыты, знакомство с текстом идет по карточкам с частями текста, выделенными учителем.

  1. Экспозицию (завязку) рассказа читает учитель.

Вопросы к детям:

— Что вы узнали о месте и условиях будущего действия в рассказе?

— Кто действует в рассказе? (Обращение к физической карте России с целью определения места рождения Вьюшки (Слайд 7) — героини рассказа — и нынешним её пребыванием)

— Расскажите, как Пришвин описывает Вьюшку. (Охотничья весёлая собачка. Ушки у неё, как рожки, зубки белые, как чеснок) (Слайд 8)

— С чего начинается развитие действия? (Достались ей от обеда косточки …)

Физкультминутка. (Упражнения для глаз)

  1. Плотно закрывайте и широко открывайте глаза 5-6 раз.

  2. Смотрите вверх, вниз, вправо, влево пытаясь как будто кого-то найти, голову не поворачивать.

  3. Вращение глазами по кругу по часовой стрелке, потом в обратную сторону.

  4. Крепко зажмуриться на 3-5 секунды, затем открыть на такое же время – повторить 6-8 раз.

  5. зафиксировать тело, быстро и усердно моргать в течении

1 минуты.

6. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и посмотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.



2. Работа детей по карточкам с частями текста в технологии развития критического мышления посредством чтения и письма.


Технологическая карта чтения по карточкам.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета. (Составление кластера)

Сопоставление версии с новым фрагментом текста. (Инсерт)

Выдвижение новой версии развития сюжета. (Возвращение к кластеру)


— Продолжение чтения рассказа с использованием метода «чтение с остановками» (текст порезан на части): каждый раз в момент остановок учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета, т.е. выступают в своем роде соавторами писателя.

После чтения и осмысления каждой части текста детям предлагается вопрос: « Как вы теперь полагаете, о чем пойдет речь далее?» Текст рассказа разделен учителем на 6 частей, и каждый раз учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Познакомившись со следующим фрагментом текста, те дети, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться от своей точки зрения. После того как прочитана последняя часть, наступает последняя стадия – рефлексия. Проводится беседа с детьми, предметом которой станет формулировка главной мысли произведения.

Вопросы:

— Какое впечатление произвел на вас рассказ? Что вас удивило?

— Какое событие в рассказе главное?

— Откройте учебник на странице 83. Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду данная иллюстрация?

— С каких слов начинается самый напряженный – кульминационный момент рассказа?

— Почему сорока так поступила ?Как автор это объясняет?

— Найдите и прочитайте эпизод, где автор рассказа поясняет крылатое выражение «В семье не без урода».

— Что сороке говорили её сородичи? («Скачи, как всему сорочьему обществу надо»)

— Что о сороке думает автор? (Он описывает: «Одна… поскакала дуром». На противоположной стороне «наступали шесть умных сорок». Значит одна из сорочьего племени была «с пыльцой в голове»)

— Чем наступление выскочки закончилось?

— Почему М. М. Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

— Как бы сформулировали основную мысль рассказа? (Выход на русскую пословицу, ставшую названием темы урока – «Поспешишь – людей насмешишь»)

— Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека?(Да. И в этом — правда жизни. А М. М. Пришвин дает нам в рассказе замечательный урок жизни).



V. Итог урока.

— Докажите, что данное произведение познавательное. (Раскрыты собачьи повадки и птичья тактика)


VI. Домашнее задание:

1. с.81-83 читать.

2. Рассказ М. М. Пришвина «Выскочка» заканчивается поражением Выскочки и победой Вьюшки. Представь себе, что всё закончилось наоборот, придумай и напиши своё окончание рассказа.

Можешь начать так:

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и …


VII. Оценивание работы детей – выслушиваются учащиеся, выставляются коллегиально отметки .












1.



Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у неё означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников.

С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.





2.



Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! Другая сорока с другой стороны – хвать! – унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигали все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.






3.


Говорят, что в семье не без урода. То же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и пыльцой в голове.

Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

— Тра-та-та-та-та! – застрекотали сороки.

Это у них значило:

— Скачи назад, скачи, как надо, как всему сорочьему роду надо!

— Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.

Это у неё значило:

— Скачите, как надо, а я – как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчёте, что Вьюшка, глупая, бросится на неё, выбросит кость, она же изловчится и кость унесёт.

4.



Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо понимала и не только не бросилась на неё, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок и подумают, — наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.

И только бы ещё мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко!





5.



Вот только-только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост, и кость выпала…

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти её длинным острым кинжалом.






6.



Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пёстрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Ничего сорочьего не остаётся тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пёстрый с головкой.

Бесхвостая выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанью, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста.


Список литературы:


  1. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова Учебник «Родная речь» книга 3 часть 2 Москва «Просвещение» 2011г.

  2. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Москва ОНИКС 2009г.

  3. Подборка произведений М. М. Пришвина

  4. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» Москва «Просвещение» 1991г.

  5. thepoem.narod.ru



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: