Технологическая карта урока
Алексеева Елена Георгиевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 489
Московского района Санкт-Петербурга
Урок литературы в 7 классе
Тема урока: М.Горький. «Старуха Изергиль».
Тип урока: изучение нового произведения.
Задачи урока:
— образовательные: ввести понятия «романтический герой» и «романтический пейзаж», «вечный образ» (Прометей, Каин), закрепить сведения о роли рассказчика в художественном произведении;
—развивающие: уметь использовать новые понятия при анализе произведения, уметь сопоставлять и делать выводы из сопоставлений; уметь находить в тексте портрет и пейзаж и определять их роль;
— воспитательные: рассматривать позиции Ларры и Данко как позиции жертвующего собой и самоутверждающегося героев; подвести учащихся к осмыслению идеи произведения; воспитывать интерес к чтению; умение оценивать поступки, различать добро и зло.
Опорные понятия: литературный характер, герой, пейзаж, индивидуализм, эгоизм, композиция произведения, конфликт, рассказчик.
Новые понятия: романтизм, романтический герой и пейзаж, антитеза, вечные образы.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, русский язык.
Цели урока для учителя: Выявить уровень понимания самостоятельно прочитанного текста, познакомить с новыми понятиями, научить понимать роль композиции, рассказчика, идею произведения, научить использовать новые понятия при анализе произведения. Ресурсы урока: учебник «Литература» для 7 класса. Часть 1. Под редакцией д.ф.н. профессора И.Н.Сухих. М., «Академия», 2013. Поурочное планирование к учебнику, рабочая тетрадь к учебнику (материалы предоставлены кафедрой АППО СПБ). | Цели урока для ученика: научиться внимательно читать, познакомиться с новыми понятиями и уметь использовать их при разговоре о литературном произведении. Уметь находить портрет героя и пейзаж. Уметь доказывать, что данное описание является романтическим. Научиться понимать роль пейзажа и портрета в произведении. Продолжить учиться сопоставлению героев, строить сравнительную характеристику. Закрепить представление о роли рассказчика в произведении и значении композиции. | Планируемые предметные результаты: учащиеся знают понятия «романтизм», «романтический герой и пейзаж», умеют пользоваться понятиями при разговоре о произведении, знают и понимают текст произведения М.Горького «Старуха Изергиль». | Планируемые метапредметные результаты. Познавательные, регулятивные, коммуникативные на каждом этапе урока. | Планируемые личностные результаты: учащиеся учатся оценивать чужие и свои поступки; осознают свои эмоции при чтении произведения, могут их объяснить; Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него и умеют отличать добро от зла; формулируют свою точку зрения на правоту или неправоту героя; умеют делать выводы о том, как поступить в неоднозначной ситуации. | |||||||
| Учитель объявляет тему, рассказывает об авторе, говорит о его отношении к книгам и понимании их роли в жизни человека. Вопрос классу: согласны ли вы с мнением Горького о роли книг ? Что дали книги вам? Как книги могут помогать человеку стать духовно сильнее? Учебник, статья на стр175-176. | Делают записи в тетради, отвечают на вопросы. Обсуждают проблему в форме дебатов. | Знакомство с писателем, с его мнениями о роли книг, чтения в жизни человека. Знакомство с новыми понятиями. | Познавательные: умение слушать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: определять цель деятельности. Коммуникативные: излагать свое мнение, слушать других. | Личностные: аргументировано оценивать свой личный опыт. | ||||||
Мотивация познавательной деятельности. Технология критического мышления. | Мы говорим о рассказе Горького, в котором есть очень разные герои. Подумаем, как это произведение может помочь нам стать духовно сильными. Послушаем сообщения учеников о вечных образах, которые помогут нам понять образы героев Горького. | Реализуют домашнее задание – рассказывают Каине и Прометее. Класс записывает в тетрадь основные тезисы сообщений. | Знакомство с понятием «вечные образы» и конкретными примерами.
| Умение слушать и записывать главное. Умение преподносить новую информацию.
|
| ||||||
Организация познавательной деятельности. Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия.
Работа со статьей «Романтический герой» на стр. 176-178.
Работа со статьей «Романтический пейзаж» на стр. 178. | Какое духовное стремление выражает каждый из этих «вечных образов» ? Делит класс на группы, дает задания: 1-3 группы подобрать определения, характеризующие Ларру, записать его характеристику в виде связного ответа. 4-6 группы то же о Данко.
Сделайте выводы о героях на основе статьи.
Найти пейзажи в тексте. Чем отличается романтический пейзаж от реалистического? Докажите, что это романтические пейзажи. Рассмотрите иллюстрации. Прокомментируйте их. | Каин – зависть, гордыня, эгоизм, жизнь для себя. Прометей – жертвенность, самоотдача, самоотверженность. 1 этап – каждый в своей тетради. 2 этап – обсуждение в группе. 3 этап – зачитывание полученных результатов 4 этап – рефлексия (что получилось).
Выводы: оба героя романтические, исключительные, незаурядные личности. Но Ларра присвоил право стоять над людьми, а Данко – вместе с ними преодолевает трудности и все же оказывается противопоставлен им своей силой и жертвенностью.
Читают статью, находят пейзаж в произведении. Доказывают, что они романтические: одушевление природы (степь поглотила…и выпила). Используются традиционные для романтизма образы: море, степь, лес). Построены на контрастах (тень и свет). |
| Познавательные: владение смысловым чтение, умение анализировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Определение цели, выдвижение версий, работа по плану. Коммуникативные: Создание устного высказывания, организация работы в группе, преодоление конфликтов. | Осознание своих эмоций, осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, умение выбирать, как поступить в неоднозначных ситуациях. | ||||||
Подведение итогов. Рефлексия | Что узнали? Что делали? Чем пользовались? Каковы выводы? Вспомним главный вопрос урока: как книга Горького помогают нам стать духовно более сильным? | Ларра и Данко – романтические образы, рассказ – романтическое произведение, построенное на контрастах, антитезе. Герои противопоставлены друг другу как идеал и антиидеал. Рассказ Горького учит верить в предназначение человека, его возможности, силу, опасаться гордыни, индивидуализма и трусости, которая не готова принять подвиг героя. | Понимают проблематику произведения, знают понятие «вечные образы», могут применить знание при анализе конкретного произведения. |
|
|