УРОК-ДИСКУССИЯ ПО РОМАНУ М.А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» «ЧЕЛОВЕК.СЕМЬЯ. ИСТОРИЯ»


ГБОУ СОШ№799
Департамента образования


ВАО города Москвы















УРОК-ДИСКУССИЯ ПО РОМАНУ М.А. БУЛГАКОВА

«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» «ЧЕЛОВЕК.СЕМЬЯ. ИСТОРИЯ».




Подготовила и провела учитель литературы и русского языка

Усалева Ирина Евгеньевна

«

Цель урока-дискуссии:

  1. Выявление основных идей романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

  2. Формирование приоритетных универсальных учебных действий:

А) личностных: нравственно-этические ориентиры,

Б)регулятивных: целеполагание, планирование, контроль

В) познавательных, общеучебных: смысловое чтение, устное высказывание.

Г) познавательных, логических: формулирование нравственных проблем, поиск способов решения,

Д) коммуникативные навыки

Ход урока.

1. Введение.

— Почему мы обращаемся к роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»? Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа? (Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова — одно из немногих про­изведений, которое рассказывает о видении гражданской войны бе­лыми офицерами. В нем поднимаются сложные общечеловеческие про­блемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенна интересна роль семьи в их разрешении.)

— Какую форму урока лучше выбрать?

(Учащиеся предлагают форму урока-дискуссии.)

— Вспомним правила проведения урока-дискуссии.

( Одиннадцатиклассникам они должны быть хорошо известны, но можно предложить заранее подготовленные распечатки.)

2. Определение темы дискуссии и главных проблем, над которыми будемработать, исходя из опыта прочитанного и предложенных для рассмотрения высказываний исследователей творчества Булгакова и его самого.

(Для этого ребятам необходимо дать некоторое время для размышления.)

1 цитата:

Булгаков смолоду смотрел на движущуюся историю как на часть биографии, а на свою судьбу как на некоторую частицу истории.

(В. Лакшин)

2цитата:

Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе: дом, родину, семью.

(И. Подхватилин)

3 цитата

И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах: «Дни Турбиных», «Бег» и романе «Белая гвардия»: упорное изображение рус­ской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение русской интеллигентско -дворянской семьи, волею не­преложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии.

(Из письма М.А. Булгакова И.В. Сталину)

3. Определение и запись темы дискуссии и проблем для дальнейшего исследования

В результате обмена мнениями приходим к теме «Человек. Семья. История» и следующим проблемам для исследования:

а) Отношения «человек — человек»;

б) Отношения «человек- семья -дом (взаимоотношения, взаимопроникновение);

в) Отношения «человек — время — война»( Человек- частица истории.)

г) Отношения «семья — время — война» (Значение семьи в смутные времена.)

д) Отношения «человек — семья- вечность» (Как выжить? В чем спасение?)

  1. Учащимся предлагается выбрать аспект проблемы , интересующий их,
    и распределиться по группам для работы.

  2. Работа в группах (накопление материала, анализ информации, подготовка к выступлению и оппонированию. (Обязательно помнить о правилах работы в группах.)

  3. Собственно дискуссия ( обмен мнениями).

а) Отношения «человек-человек». Выступающие отмечают, что для
Турбиных и их друзей главное в отношениях между людьми — искрен
ность, правда, честь. Интерес вызывают отношения Турбиных и Таль-
берга, Николки и семьи Най-Турс, Турбиных и Лисовичей.

б) Отношения «человек- семья- дом». Прежде всего объясняется
само понятие «дом». Дом- жилище, дом — семейные устои, дом — тра
диции, дом — духовный мир, дом- отечество, дом -мироздание. Осо
бенности дома Турбиных (любовь, уют, покой, традиции, главное-
духовные ценности, вера и надежда), притягивающие к нему людей.

в) Отношения «человек- время -война». Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? От понятия дома, чести, воспитанных в семье. Они не могут не участвовать! Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту прежде всего вечных ценностей: дома, родины, семьи.
Идет разговор об офицерах Белой гвардии, «показанных не в «плакатной личине врага», а как обычные люди- хорошие и плохие мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде — с очевидным сочувствием.»(Цитата из Б. Мягкова) Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужа
се братоубийственной войны.

г) Отношения «семья- время- война».Выступающие приходят к вы
воду, что для Булгакова, как и для Л.Н. Толстого «равноценны» в своей значимости сцены семейные и исторические. Это отмечали и критики. Что несут Турбины во внешний мир? И что мир дает им? В результате обсуждения рождается следующая схема (см. приложение).Особое внимание учащиеся уделяют Елене. Ее отношению к братьям,

мужу, друзьям. Молитва Елены. Сон Алексея. Мечта о покое, мирной жизни. Турбины ищут объяснения этому историческому бедствию, чувствуют, что это «неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых.» (Цитата Б. Мягкова)

д) Время историческое и вечность. Особое внимание уделяется эпи­графам, связанным с прошлым (воспоминания), настоящим (только миг) и будущим (вечность). Начало и конец романа — что относится к этим пластам? Последняя запись на печке «Я взял билет на «Аиду»». Почему? (Вечная ценность человеческой жизни- душа, питаемая красо­той и любовью.)

Далее разговор идет о символах романа. Святой Владимир с крестом. (Вера православная, с которой нет разрыва и не чувствуется полной верности ей. Крест- символ мученичества, покаяния, искупления. «Кто ответит за кровь?») Звезда — символ надежды. Символы цвета. Главный вопрос: в чем видит Булгаков спасение? (В любви и духовности). Но все-таки надо помнить, что финал романа открытый.

7. Заключение.

Вопрос классу. Следующее произведение, которое мы будем изучать, -роман «Мастер и Маргарита». Что наследует он у романа «Белая гвардия»? (» Вопрос о свете и покое. Тему дома. Связь частного лица и истории. И связь неба и земли.» И. Золотусский)

8. Рефлексия.


Свежие документы:  Сочинение на тему: "Мотивы русской волшебной сказки"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: