Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС (2 часа)
подготовила
учитель начальных классов
Ронгинская Светлана Борисовна
г.Киров
2013 год
Тема: Борис Заходер «Птичья школа»
Цель: учить работать с информацией в стихотворной форме и формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Задачи:
образовательные:
закрепить знания о рифме как отличительном признаке стихотворения;
учить находить выразительные средства языка в стихотворном тексте;
учить делить текст на части;
учить выразительному чтению текста.
воспитательные:
прививать любовь к предмету и позитивное отношение к школе;
учить слушать и считаться с мнением других;
учить доказывать и отстаивать свою точку зрения;
учить работать в группах.
развивающие:
развивать мышление, воображение и речь.
Планируемые результаты:
предметные:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
воспитание интереса к чтению и книге;
понимание заглавия произведения;
адекватное соотношение заглавия с содержанием текста;
определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка, жанр, авторское произведение, структура (композиция);
характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение) данного текста.
метапредметные:
личностные УУД:
развитие познавательных интересов, учебных мотивов (смыслообразование);
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия (самоопределение);
развитие этических чувств (нравственно-этическая ориентация);
коммуникативные УУД:
овладение речевой и коммуникативной культурой (особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению; использование норм речевого этикета в условиях учебного общения);
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
регулятивные УУД:
целеполагание;
оценка;
саморегуляция;
коррекция;
познавательные УУД:
выделение и формулирование познавательной цели;
поиск необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
анализ объектов;
личностные:
воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 2 класс (2-ая часть) Л.А.Ефросининой, Вентана-Граф
карточки
иллюстрации птиц
портрет писателя
Ход урока:
Оргмомент
Учитель: — Прозвенел звонок,
Ученики (хором): — Начинается урок.
Актуализация знаний
Учитель: — Звонок и урок – это возможные школьные слова. Какие ещё школьные слова вы знаете?
Ученики называют школьные слова
Учитель: — Все вместе эти слова создают образ школы (прикрепляется НА ДОСКУ карточка ШКОЛА). Что же такое школа?
Ученики высказывают свои версии, учитель читает Словарную статью из Толкового словаря Ожегова. Учитель: — Какую личную ассоциацию у вас вызывает школа, скажите её одним словом?
Ученики называют свои ассоциации.
Учитель: — Какой бы вы хотели видеть школу?
Ученики высказывают своё видение школы.
Учитель: — Кто может учиться в школе?
Ученики говорят свои варианты.
3. Формулирование темы и цели урока
(НА ДОСКЕ карточки) Б.Заходер «Косточка»
В.Осеева «Птичья школа»
Л.Толстой «Три товарища»
Учитель: — Прочитайте карточки на доске.
Ученики читают предложенные записи.
Учитель: — Сформулируйте задание к карточкам.
Ученики: — Надо соединить автора с его произведением.
Учитель: — Соедините автора с его произведением.
Один ученик у доски выполняет задание, остальные следят за правильностью выполнения и реагируют: хлопают в ладоши, соглашаясь с выполнением – поощряют товарища.
Учитель: — Проанализируйте нашу предшествующую беседу и выполненное задание, и определите автора и произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться на уроке.
Ученики: — Мы сегодня будем знакомиться с произведением Б.Заходера «Птичья школа», т.к. с остальными авторами и произведениями мы уже знакомы, и это произведение содержит слово «школа».
Учитель открывает на доске: ТЕМА – Б.Заходер «Птичья школа».
Учитель: — Какую цель перед собой поставим?
Ученики по опорам (карточки НА ДОСКЕ – познакомиться, учиться, сравнить): — Нам сегодня надо будет познакомиться с новым произведением, учиться его выразительно читать и сравнить с другими произведениями автора.
Учитель: — Согласна, но сегодня я предлагаю сравнить птичью школу у Заходера с нашей школой.
4. Новый материал
(открывается доска, НА ДОСКЕ – портрет Заходера и даты жизни: 1918 – 2000гг.)
Учитель: — Борис Заходер родился в семье юриста и переводчицы. Школьные годы провёл в Москве, отличался неугомонным и озорным характером. С детства увлекался биологией, учился на биологических факультетах Московского и Казанского университетов. Затем любовь к литературе победила — в 1938 году Заходер поступил в Литературный институт, который закончил с отличием. В 1955 году вышла в свет его первая книга весёлых стихов под названием «На задней парте», затем появились и другие сборники (выставляет У ДОСКИ – книги автора). Также Заходер известен как переводчик. Поднимите руку, кто читал книгу А.А.Милна про Винни – Пуха. А перевёл эту сказку с английского именно Заходер. Кроме того, Борис Заходер был одним из авторов программы «Радионяня» и сотрудничал с журналами «Весёлые картинки» и «Мурзилка».
Учитель: — Прежде чем познакомимся с произведением «Птичья школа», давайте попробуем определить жанр этого произведения, ориентируясь на творчество Заходера.
Ученик: — Я считаю, что это будет стихотворение, т.к. Заходер писал стихи.
Ученик: — Я считаю, что это будет сказка, потому что у птиц нет школ, как у людей. Это вымысел автора, значит, сказка.
Ученик: — Не согласен с одноклассником, родители – птицы учат своих птенцов премудростям жизни, так что школа у птиц возможна, и это будет рассказ об этой школе.
Учитель: — Познакомившись с произведением, мы выясним, насколько были верны ваши гипотезы. И напоследок выскажите свой прогноз, о чём будет же данное произведение?
Ученики: — В произведении будет рассказано о том, как птенцы учатся птичьей жизни.
Учитель: — Я предлагаю вам закрыть глаза и представить описываемое автором.
Чтение текста учителем в учебнике Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 2 класс» (2 часть) на с.133 – 135.
Учитель: — Каково ваше впечатление по прочитанному?
Ученики: — Произведение понравилось, оно было весёлым.
Учитель: — Теперь определим жанр прочитанного.
Ученики: — Это сказка в стихах.
Учитель: — Откройте учебник на с.135 прочитайте задание 1.
Ученики читают и выполняют задание.
Учитель: — Любая сказка делится на части. Сейчас нам надо разделить этот текст на части, работать будете в 4-ках.
Ученики работают в 4-ках. Затем выясняется, сколько получилось частей у каждой группы и уточняется, что их — три.
Учитель: — Что узнаём в 1 части?
Ученики: — Мы узнаём о том, что на старой липе во дворе появилось объявление про школу.
Учитель: — Как озаглавим 1 часть? (НА ДОСКЕ карточка – 1. Объявление)
Учитель: — Где же открылась птичья школа?
Ученики: — Школа открылась на старой липе во дворе.
Учитель: — Когда работает птичья школа?
Ученики: — Школа работает летом.
Учитель: — Во сколько начинаются школьные занятия?
Ученики: — Занятия начнутся в пять часов.
Учитель: — Прочитайте выразительно первую часть.
Один ученик выразительно читает первую часть.
Учитель: — Что узнаём из 2 части?
Ученики: — Мы узнаём про то, какие ученики прилетели в школу.
Учитель: — Как озаглавим вторую часть? (НА ДОСКЕ карточка – 2. Ученики)
Учитель: — Сделайте столько приседаний, сколько разных видов птиц захотело стать учениками.
Ученики перечитывают и делают приседания, называя виды птиц.
Учитель: — Перечитайте, как ведут себя будущие ученики.
Ученики зачитывают нужный отрывок.
Учитель: — Как вы думаете, почему они так себя ведут?
Ученик: — Они ещё не учились в школе и поэтому не знают, что так нехорошо себя вести.
Ученик: — Птенцы очень волнуются, поэтому так себя ведут.
Учитель: — Что узнаём из 3 части?
Ученики: — В третьей части мы узнаём, какие были уроки в птичьей школе.
Учитель: — Какое заглавие подойдёт к этой части? (НА ДОСКЕ карточка – 3. Школьный день)
Учитель: — Кто работает учителем в этой школе?
Ученик: — Учитель в птичьей школе — Старый воробей.
Учитель: — Почему именно Старый Воробей выбран на роль учителя?
Ученик: — Я считаю, что старый воробей — он опытный и справедливый, поэтому может научить других птиц своим знаниям.
Ученик: — Воробей – не грозная птица как орёл, не хищник, поэтому он не съест птенцов.
Учитель: — Какие уроки проходят в школе, перечислите.
Ученики перечитывают названия уроков.
Учитель: — Чему же учатся в птичьей школе?
Ученики зачитывают отрывки про каждый урок.
Учитель: — Какими показаны ученики?
Ученик: — Птенцы очень стараются (зачитывает отрывок).
Учитель: — Прочитаем на с.136 задание 3.
Ученики читают и находят слово «желторотые»и объясняют его смысл..
Учитель: — Выберите отрывок из 3 части и проинсценируйте в 4-ках.
Ученики готовят сценки, а затем их разыгрывают.
Учитель: — Прочитаем на с. 136 задание 2.
Ученики читают и находят отрывки к иллюстрациям.
Учитель: — Вспомним нашу цель на урок, что ещё не сделали?
Ученики: — Мы познакомились с произведением, выразительно его читали, осталось сравнить школу птиц с нашей школой.
Учитель: — Сейчас в 4-ках проведите сравнение птичьей школы и нашей.
Ученики работают в 4-ках: три группы находят общее, а три – отличия птичьей школы от человечьей, нужное фиксируют на листах. Затем отчитываются группы, перечисляя по очереди, по одному общему признаку, а затем по одному отличию, отмечая в своих коллективных записях названное товарищами и дополняя других.
Учитель: — Заходер употребил фразу «заморить червячка». Как вы её поняли?
Ученики: — Заморить червячка, значит, птенцы съели реального червячка.
Учитель: — Употребляем ли мы эту фразу в нашей речи и когда?
Ученики: — Когда очень хочется есть, часто говорят надо заморить червячка.
Учитель: — Как же называются такие фразы?
Ученики: — Это фразеологизм.
5. Итог
Учитель: — Как вы думаете, нужна ли птицам школа?
Ученики высказывают свою точку зрения.
Учитель: — А в реальной жизни птиц как проходит обучение птенцов?
Ученик: — У птиц обучением занимаются родители или один из опытных птиц.
Учитель: — Зачем же Заходер придумал птичью школу?
Ученики: — Автор хотел показать, что учение нужно всем: и людям, и птицам.
Ученик: — А я считаю, что Заходер хотел показать нам, как мы во многом похожи с птицами, ведь человек тоже животное, часть живой природы.
Учитель: — Какие уроки вы бы ещё порекомендовали для птичьей школы и почему?
Ученики предлагают: изобразительное искусство – рисунки при помощи отпечатков лапок;
птицеведение – различение видов птиц – друзей и врагов; математика – сколько раз родители летают за кормом для своих птенцов, сколько надо самим съедать в день, сколько нужно пролететь осенью до тёплых стран.
Учитель: — Представьте, что вы стали учеником птичьей школы, то какой бы вид птицы вы для себя выбрали?
Ученики называют вид птицы – личную ассоциацию (соловей, утка, коршун).
Учитель: — Как вы думаете, какую отметку вам поставил бы Старый Воробей за этот урок?
Ученики анализируют и высказывают своё мнение о результате своей работы на уроке.
6. Домашнее задание — со с.136 выполнить задание 4.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Биография Б.Заходера — https://ru.wikipedia.org/wiki/Заходер_Б.
https://www.geokorolev.ru/biography/biography_person_zahoder.html