Конспект урока по Литературе «Духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках» Н.А.Некрасова»

17


План-конспект урока.


Тема урока: Духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках» Н.А.Некрасова. (2 урока).

Цель урока: раскрыть духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках».

  1. Задачи: 1. Познакомить учащихся с отрывком из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», помочь выяснить идейно-художественное своеобразие легенды, определить фольклорные и христианские традиции.

  2. Учить видеть авторскую позицию и идейный замысел.

  3. Способствовать формированию необходимых ценностных установок, духовно-нравственных основ жизни, воспитывать такие качества, как совестливость, справедливость, ответственность.

  4. Развивать самостоятельность мышления, вырабатывать умение обосновывать оценку прочитанного.

Формирование УУД:

  1. Познавательные: работать с различными источниками, уметь видеть авторскую позицию, идейно-художественное своеобразие легенды.

  2. Коммуникативные: строить устное и письменное высказывание, читать и осмысливать текст, уметь слушать и слышать друг друга.

  3. Регулятивные: определять цель урока, производить рефлексию.

  4. Личностные: вырабатывать духовно-нравственные основы жизни, ценностные ориентации.

Оформление:

1. Мультимедийная презентация: портрет Некрасова, иллюстрации к поэме «Кому на Руси жить хорошо», словарь понятий, отрывок из Нагорной проповеди.

Эпиграфы к уроку:

1. Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и русском искании правды. (Н.Бердяев).

2. Не верь, чтоб вовсе пали люди;

Не умер Бог в душе людей,

И вопль из верующей груди

Всегда доступен будет ей. (Н.А.Некрасов)


План-конспект урока.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1.

Организационный.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку.



2.

Актуализация знаний.

— На прошлом уроке мы познакомились с основными темами и мотивами лирики Некрасова. Давайте вспомним их.













— Каков основной пафос поэзии Некрасова?


Отвечают на вопросы:

/назначение поэта и поэзии

— любовь к родине

— тема материнской любви

— сострадание к простому народу

— мотив вины и покаяния перед страдающим народом/

/-Некрасов – поэт-гражданин, страдающий за народ, любящий родину:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан./

Слайд: портрет

3.

Целеполагание.

Сегодня нам предстоит знакомство с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси…». Центральной проблемой этого произведения является вопрос, вынесенный в заголовок. А темой нашего урока станет духовно-нравственное содержание легенды «О двух великих грешниках».



— Тему я обозначила. А вы попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.



/Попробуем разобраться в духовно-нравственном содержании легенды, выяснить, какие проблемы ставит Некрасов и как их решает, постараемся выяснить авторскую позицию и сформировать собственную/.



Эпиграфами к уроку послужат слова философа Н.Бердяева и поэта Н.А.Некрасова.







Записывают тему урока в тетради.















Совместно с учителем формулируют цель урока.


Слайд:

Тема урока































Слайд: эпиграфы

4.

Усвоение нового материала.

1. — Я знаю, что многие из вас целиком прочитали поэму «Кому на Руси жить хорошо».

— О чем эта поэма? Каков ее сюжет?







Слово учителя:

Итак, семеро беспокойных крестьян из «смежных деревень» странствуют по Руси в поисках счастливого, в поисках правды. Некрасов использует фольклорные традиции, в частности, мотив странничества и правдоискательства.







Индивидуальное опережающее задание: краткий пересказ сюжета поэмы.








Слайды:

иллюстрации к поэме



2. Работа с эпиграфом.

— Прочитайте эпиграф – слова Н. Бердяева.

Кто такие странники?

Слово учителя:

Традиционно герой русских сказок отправляется в путь-дорожку ради какого-то общего дела: то прослышал, что Змей Горыныч мучает жителей дальнего села; то выручает царскую дочь, томящуюся у Кощея Бессмертного. А то и так просто идет себе солдат: окончил службу и бродит по Руси, освобождая города и изгоняя чертей. А то спорят о том, как лучше жить – правдой или кривдой. И спор этот разрешается в пользу мужика, стоящего за правду.

Так и герои поэмы отправляются в путь искать общее счастье, узнать правду./



— А вы как понимаете слово «правда»?

-Какие однокоренные слова можно подобрать?







Слово учителя:

«Правдивый»,«справедливый»,«праведный». Сам язык подсказывает родство этих понятий.

А высшая справедливость исходит от Бога. Вершиной народных представлений о правде и справедливости в поэме «Кому на Руси жить хорошо» стала легенда «О двух великих грешниках».





Читают эпиграф.

Отвечают на вопрос.































Отвечают на вопрос,

подбирают однокоренные слова.




















Слайд.



3. Работа с литературоведческим понятием.

— Выясним, что такое легенда.

Читают определение легенды из литературоведческого словаря.

Записывают определение в тетради.

Слайд: понятие «легенда»

4.Слово учителя.

Легенда «О двух…» имеет народную основу. Она соединяет два фольклорных сюжета: о разбойнике Кудеяре, который является в народном сознании олицетворением удали, вольницы и в конечном счете протеста против насилия и гнета; и о раскаявшемся грешнике. В народе бытовали две основные версии легенды о великом грешнике: 1. Некий великий грешник кается в грехах и заслуживает прощение, убив еще более грешного грешника. 2. Герой заслуживает прощение грехов добрыми христианскими подвигами: молитвами, постом, самоистязанием.

Некрасов создает свой особый вариант легенды. Рассказывал ее странник-богомол Иона Ляпушкин.





































Выразительное чтение легенды подготовленным учеником.




  1. Анализ легенды.



Целевая установка:

— Попробуем выяснить идейный смысл легенды и авторскую позицию.

— О чем эта легенда?

/Речь идет о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, и он раскаялся/



— Какой путь к спасению раскаявшемуся Кудеяру указал Бог? Найдите в тексте.

— Зачем старец решил рассказать пану Глуховскому свою тайну?

тарец стремился пробудить совесть пана, о котором слышал много страшного и жестокого/



— Каков ответ пана? Найдите в тексте.



— О чем свидетельствует ответ пана?

-/Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь Глуховский обращается к старцу с поучением: «Жить надо, старче…»



— Какова реакция старца на эти слова пана?

— /Вызывает бешеный гнев, и старец убивает пана Глуховского/



— Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок?

/Гнев в душе грешника рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского/



— И именно за убийство, расправу над тираном, притеснителем народа, он и получает прощение грехов. Найдите в тексте.



— Сделайте вывод, в чем идейно-нравственный смысл легенды и какова позиция Некрасова?

/ Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа над тираном засчитывается как подвиг, как путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда утверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи. С точки зрения «Божьего суда» пан является большим грешником, чем Кудеяр. А «Божий суд» — это проявление высшей справедливости. Вот почему рассказ на самую острую тему современности ведет «смиренный богомол» Ионушка. Поэтому в легенде обилие слов из религиозного обихода: Господь, грешник, инок, божий промысел, угодник…

Такова позиция Некрасова: он не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетенному народу./











Отвечают на вопросы, работают с художественным текстом.







Работают с текстом.















Работают с текстом.



Отвечают на вопрос.













Отвечают на вопрос.







Отвечают на вопрос.













Работают с текстом.







Совместно с учителем делают вывод об идейно-нравственном смысле легенды, позиции Некрасова. Записывают в тетради.




6. Постановка проблемного вопроса.

— Итак, «око за око», смерть за смерть – высшая справедливость?

— Согласны ли вы с такой позицией?





Устно отвечают на вопрос (возможна дискуссия)




7. Работа с нравственными понятиями.

— А что есть

  • справедливость

  • покаяние

  • искупление

  • страдание

  • грех

  • терпение?

Слово учителя:

-это краеугольные камни православия. Именно на его каноны и на народное понимание христианских ценностей ориентировался Некрасов, а народное понимание не всегда совпадает с христианскими законами и главными заповедями «Не убий!» и «Прощай своих врагов».

— «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»- сказано в Нагорной проповеди Христа.

— Как вы понимаете эти слова?

/Христос в своей проповеди говорит о любви и сострадании к ближнему, человек должен стать человеком – добрым и прекрасным. Главное, по Христу, открыть сердце каждого для каждого/.



Дают свое понимание этих понятий.







































Отвечают на вопрос.




Слайд: слова: словарь понятий





















Слайд: слова из Нагорной пропове-ди




5.

Закрепление полученных знаний.


















1. Беседа:

— Какие проблемы ставит Некрасов в легенде?

— Какова идея легенды?

— Какие фольклорные традиции использовал Некрасов?

— Какие христианские мотивы звучат?

-Отличается ли позиция Некрасова от истинно христианских?

-А вам какая позиция ближе?



Отвечают на поставленные вопросы.


2. Работа со вторым эпиграфом (слова Н.А.Некрасова).

Прочитайте второй эпиграф к уроку – слова Некрасова.

— Как вы понимаете слова поэта?

Вывод:

Есть зло, творимое людьми. Но есть и раскаяние в содеянном, а значит, есть и надежда.






Читают эпиграф.



Отвечают на вопрос.

Слайд.

6.

Подведение итогов, рефлексия.

1. — Что узнали на уроке?

— Что показалось трудным? Интересным?



2. А теперь творческое задание. Дайте письменный ответ на вопрос:

«О чем заставила задуматься легенда Некрасова?»


Устно отвечают на вопросы.







Дают письменный ответ на вопрос.





7.

Информирование о домашнем задании.


Творческое задание: сопоставьте легенду Н.А.Некрасова и притчу Платона Каратаева Л.Н.Толстого из романа «Война и мир».

«Мотивы покаяния, прощения, справедливого суда… Какими они предстают у Н.А.Некрасова и Л.Н.Толстого?»

Записывают домашнее задание.
































































Панина Г.Ю. МАОУ СОШ№1, г.Верхняя Пышма

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Рассказ В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: