МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
Методический кабинет
С.А.ЕСЕНИН. В ГОСТЯХ У ПОЭТА
(УРОК – ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ)
Подготовила Кофанова В.Н.,
учитель русского языка и литературы
Старый Оскол 2013
Цели: 1) продолжить знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина, раскрыть содержание ключевого образа поэзии Есенина (тема Родины), формировать навык анализа лирического произведения; 2) развивать чувство прекрасного, аналитическое мышление и речь обучающихся; 3) воспитывать любовь к родному краю, родной природе.
Оборудование: аудиозапись романсов «Тихо струится река серебристая», «Там, где вечно дремлет тайна»; магнитофон; репродукции: И.С Остроухов «Первая зелень», «Золотая осень», А.А. Рылов «Полевая рябинка», Е. Б. Романова «Дом окнами в поле», И.И.Левитан «Сумерки. Луна», «Над вечным покоем»; фотографии родителей и деда С.А. Есенина, поэта с сёстрами и односельчанами, учениками земского училища, похвального листа С.А.Есенина; листы с текстами стихотворений; схемы анализа лирического произведения.
План урока
Оргмомент (сообщение темы и целей урока)
Слово учителя. Знакомство с биографией поэта
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости.
С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.
Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду, Я неу- мело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал:
“Эх, стерва! Ну куда ты годишься?” “Стерва” у него было слово ласкательное. После лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.
Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: “Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче”.
Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки: две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.
Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
АВТОБИОГРАФИЯ
Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года.
Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст”.
Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого.
Нянька, старуха-приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.
Уличная же моя жизнь была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2—З в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду, руками, или выводками утят.
После, когда я возвращался, мне частенько влетало.
В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.
Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.
Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес.
Анализ поэтических текстов:
а) прослушивание романса «Тихо струится река серебристая», работа с репродукциями;
б) чтение текстов стихотворений согласно плану анализа лирического произведения;
в) прослушивание романса «Там, где вечно дремлет тайна», формулирование выводов.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание (выразительное чтение стихотворений, стр.339 – 340)
Материалы к уроку, посвящённому творчеству С.А.Есенина
Сыплет черёмуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.
Сыпь ты, черёмуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. 1910
| |
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в вазах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на перемётке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в чётки Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого – то Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришёл на эту землю, Чтоб скорей её покинуть. 1914 | Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Кленёночек маленький матке Зелёное вымя сосёт. 1910 Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем – совсем немного Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани. 1917 |
Вот оно глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат.
Здравствуй, златое затишье, С тенью берёзы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде. | Где – то за садом несмело, Там, где калина цветёт, Нежная девушка в белом Нежную песню поёт.
Стелется синею рясой С поля ночной холодок… Глупое, милое счастье, Свежая розовость щёк! 1918 |