Урок литературы в 5 классе по теме В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Нравственные проблемы сказки»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Продолжить знакомство с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина «Attalea princeps»
Знать содержание сказки и ее основную мысль
II. В. М. Гаршин: страницы биографии. «Attalea princeps»
— Сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы попробуйте вспомнить, как называется сказка и кто ее автор?
«Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и деревнями, полными хлеба в скирдах, оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:
— Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.
И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:
— Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне: — утки лягушку несут!»
Скорее всего, дети вспомнят, что это сказка «Лягушка-путешественница». Ее автор — ВсеволодМихайлович Гаршин.
Тема урока: В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.
Биография писателя.
Беседа по прочитанному и работа с текстом.
Ребята, дома вы прочитали сказку, которая называется «Attalea princeps».
-К какому типу сказок мы ее отнесем? (волшебная сказка) Что значит это странное название «attalea princeps»?
(“Attalea princeps” это научное название пальмы.
Верно. Attalea princeps это название бразильской пальмы, данное дереву учёными-ботаниками на латинском языке. Латинский язык это язык древних римлян, который сейчас вышел из широкого употребления (как говорят, «умер»), но остался только в научном употреблении.
Сказка «Attalea princeps» была написана в 1879 году, когда писателю было всего лишь 24. А тремя годами ранее Всеволод Гаршин сочинил стихотворение «Пленница». Вот, послушайте несколько строк их этого стихотворения.
Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт.
Стихотворение «Пленница» стало первоосновой сюжета сказки «Attalea princeps». А о чём эта сказка?
О пальме, которая стремилась к свободе.
Ребята. С чего начинается в сказке повествование? (С описания оранжереи.
Как автор рассказывает о ней? Зачитайте этот эпизод. (Чтение отрывка от слов «Она была очень красива» до слов мелко отшлифованном драгоценном камне». Какой предстаёт оранжерея в начале сказки? Как вы думаете, почему такое красочное описание оранжереи с началом другого абзаца вдруг меняет своё настроение на грустно-мрачное?
Каково на самом деле жилось растениям в этой красивой оранжерее? (Растениям было тесно, они толкались, гнулись и ломались. Они тосковали по родным краям, по ясному небу, по теплому ветру.
Что нужно было растениям? О чём они мечтали в заточении? (Им нужны были простор и свобода
Учитель литературы:
Мы с вами выяснили, что красивая внешне оранжерея для растений является тюрьмой.
Скажите, как называется прием, который использует автор при описании оранжереи? Сначала показывая красоту оранжереи, а затем описывая её как тюрьму? (антитеза) стр. 307. Краткий словарь литературоведч. терминов.
Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Вернемся к сюжету сказки. Что собой представляет директор оранжереи? (бразильянец
Сравните их.
(Ученый-ботаник. все время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересую только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает и не хочет знать. Он отгорожен от внешнего мира).
Как отнесся к пальме приезжий гость)? (Очень нежно и трогательно, назвал ее по имени. Пальма напомнила ему родину. Ему стало грустно оттого что пальма живет в неволе).
Вывод: Два героя – два характера. Директор – человек замкнутый, слуга науки. Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный. Образы противопоставлены друг другу.
Ребята, а на кого похожи растения, описанные в сказке? (на людей). Почему? (живут, разговаривают, переживают, ссорятся).
Кто, по вашему мнению, является главным персонажем сказки? (пальма).
Расскажите , о чем думает сама пальма о себе и о своей жизни (рассказ ученика от 1 лица) 3-4мин. Стр. 156
Ребята, а где особенно было бы хорошо пальме? Почему? (на родине)
Учитель литературы: В сказке растения говорят и действуют, как люди; у них свои мысли, свои рассуждения, своё отношение к происходящему. Послушаем, что говорят о своей жизни в оранжерее некоторые жители.
Давайте зачитаем только прямую речь саговая пальма, кактус, корица, маленькая травка). )
А что же выделяет пальму среди обитателей оранжереи? (пальма не смирилась со своим положением, она готова бороться) Пальма, живя в оранжерее, мечтает о свободе. Подтвердите словами из текста
Поддерживают ли это стремление к свободе другие обитатели оранжереи? Нет. (Они испугались новой жизни, света, воздуха. Жизнь в темнице лучше свободы, они не понимают пальму).
Какое чувство вызвала у вас эта маленькая травка? Чувство жалости и, возможно, восхищения ее способностью сострадания и любви к пальме
Как пальма устремилась к свободе? Что она делала для того, чтобы увидеть живое небо, почувствовать свежий воздух? (Она принялась стремительно расти ввысь, пока не лопнула толстая железная полоска и не разбилась стеклянная крыша оранжереи. Это далось пальме с большим трудом) Подтвердите это текстом стр. 160
Что ожидала увидеть пальма на воле и что она увидела?
Она ожидала увидеть то, что еще хранилось в ее памяти о теплых краях, но увидела лишь тусклое серое небо, капли дождя пополам со снегом, скучную, грязную, нищую погоду и почувствовала леденящий осенний ветер. Вырвавшись на свободу, она поняла, что для нее все было кончено. Она замерзала. Пальма достигла своей цели, но это обернулось для нее разочарованием.
А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть? Или пытаться изменить жизнь к лучшему?
Пальма достигла своей мечты, она стала свободной, хотя ее поступок был необдуман, но им восхищаемся. Каждый имеет право на ошибку.
Каждый имеет право выбора.
. Ее стремление к свободе осуждалось и осмеивалось. Несмотря на унижения и боль пальма пробила железную решетку, не смирилась с теми жизненными условиями, в которых жила много лет. Она помнила простор, родной край и свободу.
Учитель Финал сказки трагичен, но и светел одновременно, ведь в нем не только понимание обреченности борьбы в одиночку, но и восхищение этой смелой борьбой. В сказке Всеволода Гаршина отразилось стремление к независимости и свободолюбие.
Рефлексия. Из ДМ стр100
Подведение итогов. Выставление оценок.
Д.З.Прочитать об Отечественной войне 1812 г.
1. Военаначальники русской и французской армий?
2. Количество войск в битве возле деревни Бородино?
3. Какие происходили военные действия возле деревни Бородино?
4. Кого из героев войны вы знаете? Или какое произведение вы читали?
Читать стр. 165-170
Сдать сочинение.
4