Конспект по литературному чтению «Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо»» для 1 класса

МБОУ Кочетовская СОШ





















Конспект

по литературному чтению

«Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо»»

1 класс












Подготовила:

учитель начальных классов

Курочкина С.А.













Тема. Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо»

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «рифма», развития умения находить рифмы в стихах; способствовать воспитанию культуры речи.

Планируемые результаты: личностные УУД: проявляют интерес к чтению, стремятся к взаимопониманию детей и взрослых; метапредметные УУД: регулятивные – принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; познавательные – понимают фактическое содержание текста, работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков; коммуникативные – входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; предметные УУД: научатся выделять рифмы в тексте стихотворения, составлять пары рифмующихся слов; получат возможность научиться задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Образовательные ресурсы: рисунок или мягкая игрушка «Гном», иллюстрация цветов ромашек, цветик-семицветик, рисунок «Дедушка Эхо», рисунок для игры на внимание, музыкальная запись.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить мог.

– Сегодня на уроке мне будет помогать…

Отгадайте вы игрушку.

Колпачок, как у Петрушки,

Маленький, удаленький,

Вырос ростом с валенок.

                        (Гном.)

Показ иллюстрации или мягкой игрушки.

II. Объявление темы и постановка цели урока.

1. Работа по учебнику (с. 24–25).

Познавательные УУД: работа с дидактическими иллюстрациями.

– Рассмотрите карту в учебнике.

Мы уже преодолели все препятствия на огородах Бабы-яги. Впереди у нас таинственная пещера. Прочитайте ее название. (Эхо.) Что такое эхо? (Свободные высказывания детей.)

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Я бегу у самого откоса

И смешную песенку пою.

Эхо громко, весело и звонко

Повторяет песенку мою.

Я спросила эхо:

– Замолчишь ты? –

А сама притихла и стою.

А оно в ответ мне:

– Ишь ты, ишь ты!..

Значит, понимает речь мою.

Я сказала:

– Ты поёшь нескладно! –

А сама притихла и стою.

А оно в ответ мне:

– Ладно, ладно! –

Значит, понимает речь мою.

                        Е. Благинина

– Давайте войдем вместе с гномом в пещеру и узнаем ее секреты.

2. Отработка навыка чтения.

Дыхательная гимнастика.

ЗАДУЙ СВЕЧУ

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. задуйте одну большую свечку.

Представьте, что у вас на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Свежие документы:  Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива" 7 класс

Работа по рабочей тетради (с. 17, № 1–3).

III. Актуализация опорных знаний.

Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в громкоречевой форме.

концерт.

 Физкультминутка

Я иду и ты идешь – раз, два, три.

(Ходьба на месте.)

Я пою и ты поешь – раз, два, три.

(Хлопки в ладоши.)

Мы идем, и мы поем – раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем – раз, два, три.

(Ходьба на месте.)

IV. Изучение нового материала.

– Гнома вы повеселили, позабавили, да и он не остался в долгу, гостя развеселого для нас пригласил.

В волшебной пещере живет дедушка Эхо,

С ним разговаривать – просто потеха.

Давайте крикнем все:

«Ау-у-у-у…»

В ответ услышим:

«У-у-у-у…»

Скажем все:

«Иди сюда!»

Отвечает Эхо:

«А-а-а-а…»

Крикнем дедушке:

«Ты где?»

Отвечает он нам:

«Де-де-е-е…»

Хватит, дедушка, шалить,

Только бы тебе шутить!

Иди сюда, мы ждем тебя!

1. Работа по группам (коммуникативные УУД).

– Ребята, нарисуйте, как вы себе представляете дедушку Эхо.

Выполнение работы и организация выставки лучших рисунков.

Звучит музыкальная запись.

Дедушка Эхо.        Я в пещере живу,

                                Целый день кричу,

                                Отвечаю тут и там

                                Самым разным голосам.

                                Только я хочу сказать,

                                Что люблю я поиграть,

                                Пошутить, побаловать,

                                Всех вокруг позабавлять.

2. Работа по учебнику (с. 24).

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделения необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).

– Рассмотрите иллюстрацию. Дедушка Эхо любит прятать слова, оставляя лишь их хвосты. Кот сказал Мише и Маше, что это и есть главный секрет пещеры. Мы на пути к ее разгадке.

1) Чтение истории Г. Остера «Эхо».

а) Первичное чтение учителем.

– Кто уже был знаком с героями этой истории?

– Какую игру они придумали на этот раз?

б) Повторное чтение учащимися.

– Как бы вы назвали эту игру? (Рифмы.)

– Прочитайте, как котенок и щенок играли. (Простокваша – ваша, колбаса – оса, антрекот – кот.)

– Что бы вылетело из трубы, если бы они крикнули слово «котлета»? (Лето.)

– Как вы догадались? (Ответы детей.)

– Хотите продолжить эту игру?

2) Игра дедушки Эхо.

Слушай, слушай,

Не зевай, не зевай.

Все за мной,

Все за мной

Повторяй,

Повторяй.

Экран – кран, шутка – утка, смех – мех, олень – лень, хлопушка – пушка.

 Физкультминутка
МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

Свежие документы:  Классный час в 1 классе по теме «Покорение космоса»

Море волнуется – раз!

(Ходьба на месте.)

Море волнуется – два!

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется – три!

(Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри!

(Присели.)

3. Продолжение работы по теме урока.

1) Работа по учебнику (с. 24).

– Гном решил нам помочь разгадать секрет пещеры. Посмотрите на иллюстрацию (показ иллюстрации ромашек). Вспомните, что любили ромашки на огородах Бабы-яги. (Считалки.)

Познавательные УУД: поэтапное формирование понятия «рифма».

– Из каких знакомых считалок эти хвосты слов? («Аз, бас, трибабас, / И выходит кислый квас». «Аты-баты на базар, / Аты-баты самовар». «Стакан, лимон, / Выйди вон!».)

– Почему вам было трудно определить по данным хвостам слова? (Ответы детей.)

2) Работа по тетради (с. 17, № 4).

А сейчас игра такая,

Она тоже не простая.

– Спрятал Эхо в пещере слова. Прочитайте.

– На что будут похожи их «хвосты» (концы)? Подчеркните и нарисуйте. (Окошка – кошка, получай – чай, гармошка – мошка, прибаутка – утка, незабудка – будка, виноград – град.)

V. Итог урока.

– Пора выбираться из пещеры. Гном построил для вас лестницу. Угадаете слово – поднимаетесь выше. Все слово на ступеньку не поместится, поэтому вы должны вписать только «хвосты» слов.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

                        (Бабочка.)

Висит сито,

Не руками свито.

                        (Паутина.)

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается.

                        (Муха.)

Под каждым кустом

Сидит клубком,

А выйдет в свет –

Вкусней его нет.

                        (Картофель.)

– Сегодняшнее путешествие по пещере дедушки Эхо закончилось, но впереди у нас новые встречи и открытия.

– О чем вы узнали сегодня на уроке?

– Кому понравилась история пещеры Эхо?

– Как она называется?

– Кто автор?

– Кому захотелось дома прочитать ее еще раз?

– Кому захотелось прочитать другие истории про котенка Гав и щенка?

Урок окончен.








Список использованной литературы.

1. Н.А.Чуракова /учебник по литературному чтению/ 1 класс: Москва,2013

2. сайт nsportal.ru

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: