Методическая разработка урока литературы на тему: « Повесть А.С. Пушкина «Метель». « Погружаясь в вальс метели…» 6 класс

Нижегородская область

Шатковский район

Муниципальное образовательное учреждение

Лесогорская средняя общеобразовательная школа









Методическая разработка урока

литературы

на тему: « Повесть А.С. Пушкина «Метель».

« Погружаясь в вальс метели…»

6 класс


Время проводимого урока: 2 учебных часа




Разработали:

учитель русского языка и литературы МОУ ЛесогорскаяСОШ

Утина Елена Александровна,

учитель русского языка и

литературы МОУ Лесогорская СОШ

Котова Анна Александровна







р.п. Лесогорск

2008 г.



Тема: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». «Погружаясь в вальс метели…».

Тип урока: мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний.

Цель:

создать условия для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.

Задачи:

1) образовательные:

формирование аналитических навыков при работе с текстом;

развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания;

2) развивающие:

-развитие образного и критического мышления,

— развитие личностной рефлексии;

3) воспитательные:

-формирование интереса к изучению творчества А.С Пушкина;

воспитание чувства уважения к своей личности, чувства толерантности.

Оборудование:

1.Тексты повести у каждого, тексты стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», фрагмент из повести «Капитанская дочка» размножены для каждой группы.

2.Фломастеры, карандаши или маркеры (записываются ключевые слова).

3.Мультимедиа или заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети – в тетрадях.

4. Памятки «Нормы и правила совместной деятельности ».

5. Аудиозапись музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести

А.С. Пушкина “Метель”.

6. Несклики.

План урока:


№ п/п

Содержание урока

Время

Методы и приемы

1.

Организационный момент.

2 мин

Рефлексия настроения

2.

Сообщение темы урока.


1мин

Индуктор

3.

Изучение новой темы:

— работа над словом, подбор слов-ассоциаций

2 мин

Самоконструкция

— работа в группе


5мин

Социоконструкция

— работа в группе с текстами.


10 мин

Социоконструкция

Разрыв

— работа над сочинением-миниатюрой


7 мин

Самоконструкция

— обмен мнениями в группе; чтение работ

4 мин

Социализация

— работа с текстом повести


5 мин

Разрыв

— аналитическая беседа


7 мин

Самоконструкция

— сочинение.


42 мин

Рефлексия

4.

Итог и вывод по уроку.

5 мин

Рефлексия настроения























Конспект урока:

I. Рефлексия настроения

Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца).

— А какое у вас настроение?

— У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи.

— Покажите, какое у вас настроение. (Ребята показывают несклики, соответствующие их настроению).

— Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.

Творческого вдохновения всем нам!


II. Индуктор.

— Предлагаю вам, ребята, сесть по группам.

— Сейчас запишем первое слово, которое будет темой наших записей, темой наших поисков.

-Откройте тетради и запишите слово «метель». Писать можно вдоль, поперек, по диагонали – как захочется. Можно и нарисовать что-нибудь, только быстро. Можно поиграть буквами, составляющими это слово, можно изобразить что-то графически.


III. Самоконструкция.

Звучит запись вальса Г. Свиридова «Метель».

Учащиеся в это время подбирают слова, кто-то рисует спиралеобразные завихрения.


IV. Социоконструкция.

-Обменяйтесь словами в группах, выясните, что общего, в чем различия.

Ребята выделяют общее и записывают (снег, ветер, холодно, замерз, противно)

Мультимедиа (Приложение № 3) или заранее заготовленные листы, на которых учитель записывает слова на доске, ученики — в тетрадях.


V. Социоконструкция, разрыв.

— Я сейчас раздам каждой группе карточки – пушкинские тексты, в которых упоминается метель, зимняя дорога, буря («Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Бесы», фрагмент из повести «Капитанская дочка»). Дополните свои «метельные ассоциации» пушкинскими. (Приложение № 4)

VI. Самоконструкция.

— На основе выписанных слов напишите сочинение-миниатюру «Я попал в метель». (5 минут)


VII. Социализация.

— Вы закончили свои работы, теперь настал момент обменяться опытом. Поэтому надо прочитать друг другу сочинения сначала в своей группе, а затем каждая группа вынесет на суд всего коллектива класса только один из текстов – по собственному выбору.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Знакомство с творчеством Бориса Петровича Екимова. Анализ рассказа «Смертельно»

Обмен мнениями в группах. Затем представители групп читают свои работы.

VIII. Разрыв.

После того, как вы погрузились в стихию метели, внесем туда же героев пушкинской повести «Метель».

— Разделите лист тетради на три колонки, запишите некоторые слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношение каждого из героев повести с метелью.

У учащихся возникают вопросы:

-Какие же тут взаимоотношения?

— Кого и с кем?

— Считайте метель полноправным героем повести, что это не просто плохая погода, а живое существо со своим характером.

Учащиеся выписывают слова по колонкам и подводят резюме.

Взаимоотношения метели с

Машей

Владимиром

Бурминым

— Метель пытается ее остановить.

— Потом позволяет отправиться ей в путь, добраться до церкви.

— Стихия кружит, запутывает Владимира.

— Он безнадежно опаздывает.

— Какая-то сила выталкивает ехать его в самую бурю.

— Приводит в ту же самую церковь.

— Ребята, предлагаю вам самим задать вопросы к повести. Ничего сложного не требуется – просто по содержанию. Возможно, что-то осталось непонятным.

Учащиеся задают вопросы:

— Почему Маша не узнала Бурмина четыре года спустя?

— Почему Маша во время венчания не распознала, что жених не тот?

— А разве Владимир умер?

Учащиеся помогают друг другу отыскать ответы на все вопросы, обращаясь к тексту повести.

IX. Самоконструкция.

— Ребята, посмотрите на доску и найдите то общее, что объединяет эти изображения.

Мультимедиа (приложение № 5)

Дети:

— Эти события произошли в жизни А.С. Пушкина.

— Какие это события? И знал ли он о них заранее?

Пушкину цыганка предсказала смерть от белого человека на белой лошади.

— Пушкин возвращается в Болдино, когда ему дорогу перебегает заяц, вследствие чего не попадает на Сенатскую площадь.

— Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, белым человеком, и был смертельно ранен.

То есть Пушкин не просто знал, но и верил в предсказание, в судьбу.

— Что значит – верить в судьбу?

Верить в предсказание и в исполнение их.

— Верить вещим снам.

Ты не вправе выбирать свой жизненный путь, это кто-то определил за тебя.

— Ты исполняешь в жизни то, что предначертано кем-то свыше.

— Что должно произойти, то и произойдет, хочешь ты этого или нет.

— Ребята, как судьба распорядилась жизнями героев пушкинской «Метели»?

Судьба развела Марью Гавриловну с Владимиром, но зато соединила ее с Бурминым.

— Владимир умер от ран, полученных при Бородине.

— Судьба наказала Марью Гавриловну и Владимира за своеволие, за то, что они ослушались родителей, нарушили заведенный порядок.

— Судьба наказала героев за самовольство, за то, что они хотели сами вершить свою судьбу.

Кто или что повлияло на судьбы героев повести?

Во всё, что произошло с героями, вмешалась метель.

— Она поменяла женихов, не дав обвенчаться Маше с Владимиром, сделав ее женой Бурмина.

— Метель сделала так, что Маша и Бурмин будучи женатыми не знали друг о друге, испытала их временем.

— Жених, как минутное видение исчезает, а потом появляется вновь.

— Накануне решительного дня Марье Гавриловне был вещий сон, который предупреждает ее об опасности, а в день венчания метель еще раз становится знаком угрозы.

— Метель повлияла на судьбы героев.

Мультимедиа (Приложение № 6)

— Выделите слова, которые могут быть включены для разговора или сочинения по этой повести? (метель, любовь, неожиданность, предопределение, порядок, судьба)

Мультимедиа (Приложение № 7). Запись учителем — на доске, учениками — в тетрадях.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Два лика человечества» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») 11 класс

X. Рефлексия.

— Вот теперь вокруг этих верстовых слов-столбов и будем «завихривать» свои опусы.

Предлагаю выразить свои ощущения, написав сочинение на вольную тему. Тем, кому трудно сочинять на свободную тему, предлагаю ограничить себя самостоятельно, то есть придумать себе подходящую формулировку или вопрос.


-Я желаю всем нам не потерять способности мыслить, творить, искать и помнить слова Х.-Л. Борхеса: «Всем людям должны быть по силам все мысли».

Дети пишут сочинение.

VIII. Рефлексия результативности, настроения.

Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже. Я себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала вашу работу так, что вы самостоятельно научились анализировать текст, отбирать необходимый материал, создавать монологические высказывания. Покажите свои рисунки.

Мультимедиа (Приложение № 8).

Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце). А какое настроение у вас?

Спасибо вам за урок. До свидания.

Приложение № 1

Основные методические приемы.

Индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, рефлексия.

Индуктор — включение в творческий процесс, точка удивления, недоумения, поэтому его нужно соотнести с чувствами, мыслями, эмоциями. Индуктор позволяет обратиться к субъектному опыту учащихся.

Самоконструкцияиндивидуальное создание гипотезы, текста. Позволяет каждому высказаться, не отсидеться.

Социоконструкция — работа в группах. Конкретному ученику дает возможность самореализоваться; развивается ответственность за результат работы группы. Реализуется потребность ребенка в общении в процессе обучения.

Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, т.е. социальную пробу.

Выступать за группу почетно. Каждому хочется, чтобы группа выступила хорошо, это «заражает» всех.

Разрыв. Работа с литературой, знакомство с авторским текстом позволяет сравнить свое знание с другим. Возникает разрыв — внутреннее осознание участником мастерской неполноты своего знания; внутренний эмоциональный конфликт, интеллектуальный, подвигающий к углублению в проблему, к пониманию себя, других, науки.

Рефлексия — это самоисследование, самоанализ, который дает возможность каждому осмыслить не только затруднения в ходе работы, но и позволяет понять себя и других.






Приложение № 2.


Нормы и правила совместной деятельности:

  • Слушать и слышать друг друга.

  • Не перебивать.

  • Соблюдать регламент.

  • Слушать команды ведущего.

  • Не критиковать.

  • Уважать позицию каждого.

  • Соблюдать очередность слова и т.д.





















Приложение № 3




снег

ветер

вихрь

холодно

замерз

противно










Приложение № 4

Зимнее утро.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как, бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… посмотри в окно:


Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет;

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь, не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?


Скользя по утреннему снегу,

Друг, милый предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.


Зимний вечер.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.


Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?


Выпьем, добрая подружка,

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой по утру шла.


Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка,

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.


Зимняя дорога.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.


По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.


Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То раздолье удалое,

То сердечная тоска…


Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.


Скучно, грустно… Завтра, Нина,

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.


Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удалая,

Полночь нас не разлучит.


Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.


Бесы.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-лин …

Страшно, страшно по неволе

Средь неведомых равнин!


«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.


Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон – теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».


Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?» —

«Кто их знает? пень иль волк?»


Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-лин …

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.


Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?


Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце нем…


Фрагмент из повести «Капитанская дочка»

Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями, ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича;

Лошади шли шагом – и скоро мы стали… Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая… я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание по бурному морю. Савельич охал, поминутно толка меня в мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.



























Приложение № 5













Приложение № 6













Приложение № 7


Метель

Любовь

Неожиданность

Предопределение

Порядок

Судьба









Приложение № 8


















Свежие документы:  Технологическая карта урока «Авторские сказки» 2 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: