Конспект урока по Литературе «Анализ святочного рассказа Каразина Н.Н. «Кровавая ёлка»» 7 класс

Класс: 7

Тема урока: Анализ святочного рассказа Каразина Н.Н. «Кровавая ёлка».

Тип урока: урок внеклассного чтения, комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества Каразина Н.Н.

  • Выявить в рассказе Каразина типологические черты святочного жанра

  • Проанализировать рассказ Каразина «Кровавая ёлка», найти художественные особенности рассказа.

Развивающие:

  • развивать умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями;

  • развить интерес к литературе через чтение произведений забытых авторов;

  • развивать творческие способности учащихся, способность к логическому мышлению;

  • продолжить формирование навыков интерпретации и анализа художественного текста;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство любви к русской литературе;

  • Воспитывать способность вдумчиво вчитываться в художественное произведение.

  • Повышение общей языковой культуры

  • Воспитание языкового чутья учащегося

Структура урока:

  1. Оргмомент. (1 минута)

  2. Постановка целей, объявление темы урока. (7 минут)

  3. Доклад подготовленного ученика о биографии писателя (10 минут)

  4. Работа с текстом. (20 минут)

  5. Итог урока. Выставление оценок. (5 минут)

  6. Домашнее задание. (2 минуты)

Опережающее задание: прочитать рассказ Каразина «Кровавая елка» и первый сон Раскольникова из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского про забитую лошадь. Провести параллель.

Оборудование и наглядность: мультимедийный комплекс (экран, проектор, ноутбук).

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Постановка целей, объявление темы урока.

Сегодня на уроке я предлагаю вам продолжить знакомство с творчеством забытого писателя рубежа 19-20 веков – Н.Н. Каразина. И проанализировать его рассказ «Кровавая ёлка» с точки зрения основных признаков жанра святочного рассказа.

Задачи урока. Ребята, что нам необходимо сделать на уроке для достижения данной цели?

— Повторить…

— Решить…

— Найти интересные сведения…

— Проверить…

— Обобщить…

  1. Доклад подготовленного ученика о биографии писателя. Можно использовать презентацию «Н.Н. Каразин». (см. Приложение 1.)

  2. Работа с текстом.

Как строится интрига истории?

В экспозиции автор нас знакомит с вполне благополучной семьёй, состоящей из мамы, папы и двух детей. Но рассказ начинается не с описания семьи, а с описания дома, точнее даже одной комнаты, «особенной», «страшной» комнаты.

Что необыкновенного в этой комнате? Докажите текстом.

Обычно она не называется детьми, а эвфемизируется местоимениями «та», «там», «туда», тем самым подчеркивается её таинственность, обособленность от других комнат дома. Потом Каразин разрушит этот эвфемизм. Оказывается, эта комната охотничья, и в ней находится всё то, что может быть связано с этим занятием: мебель и люстра, сделанные из ножек с копытцами и рогов, страшные картины с изображением сцен охоты, чучела многочисленных животных. Всё в этой комнате кажется страшным и неуютным для семилетней Нины. Даже камин, эмблема тепла и уюта, — не домашний очаг, а нечто, напоминающее пасть огромного животного, пожирающего целые брёвна за раз, пышущего красным огнем, как от пожара, «а по стенам, по потолку» от этого «двигались причудливые черные тени». И ведет в эту комнату красный ковер, «кровавая» дорожка.

Страшная, зловещая комната, страшны в ней и чучела животных: голова кабана, два огромных бурых медведя с подносами, свирепые и хитрые одновременно, «будто они задумали: протяни кто свою лапу к графину, так сейчас и хапну». Даже хорошенькие на первый взгляд семейки зайчиков, куличков, тетеревов и куропаток страшны в своей немой неподвижности, замерших в своих позах «как кого пришпилили».

Как рассуждает Костя о чучелах и об убитых животных? Что бросается в глаза в характере его речи?

Десятилетний Костя говорит об этих животных сестре: «Все эти птички и зверьки, даже страшные медведи, не живые, а всё-таки настоящие, что когда они были живые, то тогда они и бегали, и летали, и визжали, и пищали, кусались и брыкались, а теперь они уже ничего этого не могут, потому что стали чучелами, и теперь можно медведю с графином всю руку засунуть в пасть, — не тронет, куропаток брать просто руками, — не улетят, а в стеклянные глазки хоть пальцем тыкать, не сморгнут и не мигнут даже…»

Так рассуждает ребенок. Можно подумать, что циничный взрослый объясняет несмышленому ребенку вполне нормальные вещи. В этом принципиальная разница между детьми Ниной и Костей. В этом и выражается обособленность главной героини от всех остальных членов семьи и общества.

Проведите параллель между Ниной и Костей и Фрицем и Мари из «Щелкунчика» Гофмана.

Мари тоже отличается от брата своей мягкостью и добрым сердцем.

Как относится Нина и Костя к страшной комнате? Какие чувства она вызывает у них? Как описаны остальные комнаты в доме? Приведите примеры.

Нина всячески избегает эту страшную комнату. Костя же частенько засиживается вместе со взрослыми – папой и теми «дядями», которые приходят к нему и рассказывают множество охотничьих историй. Естественным поэтому было и желание Кости получить к Рождеству охотничье ружьё, рожок и патронаж – атрибуты настоящего охотника. Маленькая Нина боится этой комнаты, и даже за целый фунт сливочных тянучек она бы не согласилась в ней остаться одна и днем. По замечаниям Нины, мама тоже не любит эту комнату. Но мама всё же взрослый человек, воспринимающий жизненный уклад более рационалистически, а не эмоционально, как обычно воспринимают мир дети. Поэтому она, видимо, давно смирилась с таким положением вещей и не пытается бороться с этим.

По сути своей эта комната – кладбище убитых братьев наших меньших, убитых с целью развлечения. Показательно, что няня называет всех зверюшек «упокойничками». Нет сомнений в том, что эта оценка полностью совпадает с оценкой автора.

По контрасту с этой комнатой описывается детская и спальня взрослых: «наверху было много других комнат, поменьше, все такие красивые, светлые; на окнах цветы, и тропические растения, и кружевные занавески, на стенах чудные картинки в золотых рамах; мебель такая красивая, легкая и широкая, мягкая, крытая бархатом и шёлком…Уж я и не говорю про чудную, уютную детскую, где всё так мило, так светло и приветливо… А уж про мамину спальню и говорить нечего: совсем как описывают в волшебных сказках!..».

Какие цвета преобладают в описании охотничьей комнаты? Почему?

Если в описании других комнат преобладают светлые краски, то страшная комната описывается преимущественно с помощью черного, красного цветов. Черные тени, черные головы кабанов, черные глазки зверей. Черное рождает в душе неприязнь, страх, это цвет смерти, а красный цвет – цвет крови, крови убитых животных. Красный – цвет огня, пожара. В комнате от камина становилось не светло, а красно. Все напоминает здесь о смерти, о жестокости, убийстве невинных, даже картины на стенах изображают травлю, битву кабана с собаками. По контрасту, как белое пятно, чисто белое, дан образ падающего лебедя. Заметим, не летящего в высь, а падающего, «растопырив крылья, а в него, в плечо под левым крылом, вцепился пестрый ястреб и рвал бедную птицу и когтями, и клювом, так что алая кровь текла и пачкала белоснежные перья…».

С какого момента происходит завязка? Когда обозначается конфликт?

Сюжетный конфликт оформляется следующим образом. Однажды взрослые решили, неизвестно, из каких соображений, устроить рождественскую ёлку именно в охотничьей комнате. Хотя в доме для подобных случаев была прекрасная белая зала, где помещался рояль. Разумеется, Нина была не рада этому решению, в отличие от Кости, который был в восторге: «он скакал на одной ножке, становился на четвереньки и даже перекувыркнулся раз через голову». Каразин описывает сцену неподдельного детского восторга.

Расскажите, как ведет себя Нина в этот день, что ее тревожит, пугает? Как автор передает ее настроение?

Всё было весело и торжественно и для Нины, но недолго. Когда все гости и дети пришли в охотничью комнату, веселье для маленькой Нины закончилось. Несмотря на то, что «страшная, всегда полумрачная комната преобразилась в какой-то сказочный, волшебный храм, сверкающий всеми огнями». Всё лишнее, неудобное, куда-то унесли, посередине красовалась ёлка, убранная игрушками, ватой и чучелами мелких животных. Камин превратили в гостиную для кукол. Везде были чучела, снизу прикрытые ватой, чтобы не было заметно подставочек, на которых они держались. Мы видим внешнее великолепие, счастье, благополучие. Нине даже захотелось взять в «ручки» одного птенчика куропатки с ветки ели, но «крепкая проволока не пускала». Тогда кто-то из взрослых объяснил девочке: «они будто совсем живые, они и были живые, но их застрелили, содрали шкурки и напихали внутрь ваты и проволоки. Они теперь мертвые, а сделаны как живые. Они теперь чучелки!..». И это слово «чучелки», несмотря на уменьшительно-ласкательный суффикс, не звучит нежно, скорее, наоборот, зловеще. Страшно подумать только, что в таких подробностях объясняют ребенку весь процесс «изготовления» «чучелок». Приучают ребенка с ранних лет смотреть на явление умерщвления, как на что-то обыденное, само собой разумеющееся. Невольно возникает ощущение, что здесь мертвы все, так же напиханы ватой и проволокой, так же, как «чучелки», все как будто живые, а на самом деле мертвые, бесчувственные, со стеклянными глазами. Глаза ведь, как известно, — зеркало души.

Объяснение взрослых про чучела животных почти не отличается от объяснения Кости. Оно также страшно и цинично. Нина понимает, что все это «когда-то жило, радовалось…». Даже злой медведь уже не страшен ни Нине, ни читателю, его просто жалко, ведь у него, несмотря на его грозный вид, «как раз на животе немного распоролся шов, и из этой «раны»…высовывалось что-то вроде мочала, не то соломы». Весь праздник для Нины превращается в кровавое пиршество. Отовсюду слышится ликование, шум, пальба, музыка, звук хлопушек Нине это напоминает стрельбу на охоте из ружей.

Нина плачет тихо в уголке, как потом будет плакать раненый ангелочек. Бедный медведь теперь совсем беззащитен перед каким-то мальчишкой с игрушечной рогатиной в руках. Этого уже невозможно тихо снести девочке, закрыв «личико руками и громко рыдая», Нина кричит: «Не надо, не надо!..», как потом будет кричать ангелочек с верхушки ели. С Ниной случился обморок, её отнесли в её комнату и положили в кроватку, где девочке приснился сон.

Перескажите кратко содержание сна. О чем он?

Героине снится чудесный настоящий лес, с настоящим снегом, с настоящими животными, ёлкой, носящей название «Бабушкин приют» (как ласково принимает природа своих детей) и с ангелочком на верхушке, следящим за тем, чтобы никто никого не обижал. И Нина «хорошо знала, что рождественская ёлка – праздник любви и мира». Ей ничуть не страшно – это же не охотничья комната, а настоящий рождественский лес, убранный соответственно в честь светлого праздника. Все зверьки, птички веселятся. Нине же никогда еще не было так «радостно на душе, и серебряный ангел, глядя на всё это веселье, сам улыбался».

Всё шло как нельзя лучше, как вдруг все резко переменилось, послышались выстрелы, лай собак, испуганные крики раненых и стоны умирающих. Светлый сон превращается в кошмар. На поляну выходят «все папины гости, а впереди всех Костя. С тем высоким злым мальчиком…». Охота продолжается. Один за другим падают звери, и медведя тоже ранили, Нина падает и целует его окровавленную морду. Но её и призванного следить за порядком ангела, кричащих: «Не надо! Не надо!», никто не слушал, добивали последних…

Сравните рассказ Каразина «Кровавая ёлка» и первый сон Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского. Что общего в произведениях?

Этот «страшный сон» — отрывок из детства,- казалось бы, самого, что ни есть светлого, доброго и замечательного периода человеческой жизни, но далеко не это мы ощущаем, читая строки, как мужики в красных рубахах избивают лошадь. Отметим, что красный цвет присутствует и у Каразина в рассказе, и у Достоевского в описании убийства лошади. «Но уж бедной лошаденке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает». Все это мы видим глазами семилетнего мальчика, навечно запомнившего воплощение жестокости.     Раскольников не видит разницы между человеком и животным. Маленький Родион уже в семилетнем возрасте пытается вернуть справедливость, размахивая кулаками «в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку», но уже поздно. Лошадь мертва: «Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает».

Оказывается малым и усилие Нины что–либо изменить. Одна она не может противостоять жестокому миру взрослых. Она не может противостоять даже Косте, который только недоумевающе смотрит на свою сестру, который, уже будучи ребенком, лишен сострадания. Нина проснулась. На этом рассказ оканчивается, но не закончился кошмар. Сон прошел, но нестерпимая боль сострадания осталась, осталась в реальности охотничья комната, «упокойнички»-звери и грех убийства твари Божьей. Вот в чём суть этого рассказа. Два ребенка – Костя и Нина. Два характера. Две линии поведения. Две души. Два выбора своего пути. Духовный, эмоциональный, открытый для всех мир девочки, не желающей мириться с жестокостью и бесчеловечностью, не принимающей и не понимающей, зачем и кому нужно бессмысленное убийство ни в чем не повинных братьев наших меньших. И рационалистический, циничный, эгоистичный, не задумывающийся ни над чем Костя.

Как вы понимаете смысл рассказа, его идею, проблематику?

Каразин заставляет задуматься над вопросом: только ли это кошмар? Ведь настоящая охота проходит не менее жестоко. И зачем в светлый детский праздник напоминать детям о том, что им не миновать взросления, а вместе с тем и очерствения души. Именно Рождество, этот божественный день разлил в мире любовь, и вызвал к свету те гуманистические идеи, во имя которых сильные стали думать о слабых, счастливые о погибающих. Нужно помнить всегда заповедь «Люби ближнего своего, как самого себя». Но взрослые об этом или забыли, или просто не хотят думать, ведь гораздо проще вырастить детей такими же, как и сами, чем сделать их лучше, милосерднее, ближе к природе. Вероятно, именно эту цель преследовал Каразин в своем рассказе, соединив вместе черты рождественского рассказа, готической новеллы (страшная фантастика, ужасы, убиение невинных и проч.)

Докажите, что рассказ построен на антитезе.

Рассказ строится на антитезе. Начинается с того, что светлым комнатам в доме противопоставлена страшная охотничья, наполненная чучелами животных. Противопоставлен мир взрослых миру детей. По контрасту рисуется образ Нины и образ Кости. Образ доброй девочки и образ злого, эгоистичного мальчика. Противопоставлены миры людей и животных, мир мертвых и мир живых. Мир бессловесных чучел и мир людей, танцующих, веселящихся и ликующих среди чучелок. Ёлка в доме у Нины и елка в «Бабушкином приюте» — это две разные ёлки. И хоть антураж остаётся одинаковым, но весело и счастливо чувствует себя девочка лишь на елке в «Бабушкином приюте», потому что в доме все эти чучела животных напоминают только о трагедии, смерти, мучениях ни в чём не повинных зверей. Ребенку не понятно, кто дал право одним убивать других? И почему этого не понимают взрослые? Авторская позиция четко прослеживается. Автор на стороне Нины. Эпитеты, которыми он наделяет животных: «бедный», «милый», а также слова с уменьшительно-ласкательными- суффиксами: «долгоносики», «зверьки», «зайчики» — свидетельство этому.

В каком жанре написано произведение? Укажите его особенности.

Рассказ. Изображение одного эпизода из жизни героев, кратковременность событий, малое число действующих лиц, отсутствие пространных описаний, динамичность.

Докажите, что действие приурочено к Рождеству. Есть ли в рассказе описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя? Счастливый конец у рассказа?
А социальная проблематика? В чем она выражена? Какие нравственные вопросы христианского душевного устроения затрагивает рассказ? Можете ли вы сказать, что основой рассказа являются христианские духовные традиции?

  1. Итоги урока

Святочный рассказ связан с праздником и его  культурными традициями, отсюда заданность тематики, персонажей и сюжетных ходов.

Основные идеи праздника — любовь к ближнему, сострадание, милосердие, которых так недостает в современном прагматичном мире. Поэтому огромное воспитательное значение святочного рассказа трудно переоценить.

Так каков же финал рассказа – счастливый или трагичный?

— Какие чувства у вас вызвал рассказ?

Могло ли то, что описал Каразин, происходить на самом деле?

-А для вас это выдумка писателя-Каразина? Или правда?

— Какова основная идея рассказа?

— Что вы поняли для себя, познакомившись с ним?

— Изменилось ли в вас что-то в результате работы с рассказом?



  1. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение – создание «продолжения рассказа», счастливого финала: «Как бы могла сложиться дальнейшая судьба Нины».

Учитель. Благодарю вас, ребята, за урок. Думаю, он получился небесполезным. Окончательные его итоги мы подведем при нашей следующей встрече.

При подготовке к уроку использована следующая литература:
1. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995.
2. Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр. Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992.

3. Карпов ИЛ., Старыгина Н.Н, Открытый урок по литературе: планы, конспекты, материалы. Пособие для учителей. 1999.

4. Каразин Н.Н. Рождественские истории. М., 2007. 398 с.



Свежие документы:  Сочинение на тему: "Зависть"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: