Урок №1
«Человек стихии и интуиции».
Жизненный и творческий путь А. И.Куприна.
Тема урока: «Человек стихии и интуиции». Жизненный и творческий путь А. И.Куприна.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала (биография писателя).
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии дифференцированного обучения на основе психодидактического подхода.
Цели по содержанию:
Образовательные:
Дать краткий обзор жизненного и творческого пути А.И.Куприна.
Показать учащимся творческое место Куприна в контексте эпохи и русской литературы в целом.
Развивающие:
Развивать умение слушать выступления одноклассников.
Развивать умения выделять основную мысль услышанного, составляя план и отвечая на вопросы теста.
Воспитательные:
Воспитывать чувство эмпатии и уважения к судьбе представителей отечественной литературы.
Методы обучения: рассказ учителя, беседа, метод демонстрации, психодидактический подход к обучению.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: мультимедиа-проектор, компьютер, тетради учащихся, печатные дидактические материалы, эпиграф к уроку, учебник
Ход урока
« Все, что не имеет поэзии, не имеет Духа»
А. И.Куприн
Организационный момент.
Создание эмоциональной атмосферы на уроке. Спокойная, уверенная манера держаться, отсутствие многословия (для всех групп учащихся), улыбка для визуалов, использование слов (рада вас видеть) для аудиалов, разрешение сесть жестом руки для кинестетиков).
Домашнее задание.
Примечание. Домашнее задание записывается в начале урока для того, чтобы не разрушить ту эмоциональную атмосферу, которая создавалась в течение урока.
Перечитать повесть Куприна «Олеся».
Отметить закладками в тексте описание мира природы и мира цивилизации.
Индивидуальное задание.
Доклад о творческой истории создания повести «Олеся».
Подготовить сообщение об этнографическом очерке.
Задание по группам: выписать из текста примеры диалектизмов (лексика), описание одежды и занятий местного населения; определить фольклорные мотивы.
(Запись домашнего задания на доске светлым мелом на тёмном фоне (для кинестетиков, визуалов); обоснование домашнего задания (для учащихся с дискретным каналом восприятия); задание чётко проговаривается с использованием таких слов, как «запишите», «обратите внимание» (для аудиалов); дублирование записи задания на слайде мультимедийной презентации (для правополушарных учащихся).
Целеполагание и мотивация.
Обоснование целей урока (для аудиалов и для учащихся с дискретным каналом восприятия). Запись целей урока на слайде мультимедиа (для визуалов и правополушарных), использование учителем указки (для кинестетиков). Цветовая организация использования анимации на слайде для последовательного показа целей (для сангвиников, холериков), список всех целей вместе (для равнополушарных), модуляция голосом (для сангвиников, холериков, аудиалов, равнополушарных).
В начале занятия звучит соната №2 Бетховена (для правополушарных, аудиалов, кинестетиков).
Изучение нового материала.
Слово учителя звучит под музыку на фоне презентации.
Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.
Александр Иванович Куприн – замечательный писатель, творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.
А.И. Куприн – идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства.
У каждого художника можно всегда увидеть излюбленную тему, есть такая тема и у Куприна. Это тема «неразделенной, невознагражденной, мучительной любви», Куприн пишет о той большой любви, которая встречается раз в сто лет, о которой мечтают романтики. Для А.И. Куприна любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.
Так кто же такой Александр Иванович Куприн?
Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цели, стоящие перед ними на данном уроке.
Цели:
ответить на вопрос: почему к уроку учитель, характеризуя прозаика, выбирает для эпиграфа слова о поэзии?
узнать новые факты биографии известного писателя
выяснить, как складывались непростые для многих писателей взаимоотношения Куприна с Родиной после 1917 года
узнать, в чём заключается своеобразие творчества писателя
(Пространственная организация: использована рабочая сторона доски слева для правополушарных учеников; запись сформулированных целей урока на доске для визуалов; запись в тетради для кинестетиков, сангвиников, холериков).
Учащимся холерического типа предложено дать ответы на сложные вопросы, требующие немедленного ответа и единовременного напряжения всех сил: «Так кто же такой Александр Иванович Куприн?»
Учащимся-сангвиникам предложено в виде «мозгового штурма» попытаться предвосхитить ответ на вопрос: «Как сложились взаимоотношения Куприна и Советской России?»
Для учащихся с меланхолическим и флегматическим темпераментами цели произносились ровным спокойным голосом и было дано время на их осмысление. Для учащихся с развитым правополушарным мышление разработаны вопросы, в которых присутствует связь поставленных целей с реальностью. Для учащихся, обладающих визуальным типом восприятия, запись сформулированных целей урока на доске выделена соответствующим цветом. Для учащихся с аудиальным типом восприятия работа велась в диалоговом режиме.
Доклад ученика о жизни и творчестве Куприна. Выступление ученика сопровождается презентацией.
(Экран мультимедийной презентации слева – для правополушарных учеников; работа со слайдами – для визуалов, в тетрадях – для кинестетиков. Учащиеся с холерическим темпераментом записывали материал презентации конспективно под постоянным контролем со стороны учителя, а впоследствии им было предложено дать ответ на сложный вопрос: «Что, по вашему мнению, сформировало будущего писателя?» Учащиеся с сангвиническим темпераментом составляли вопросы по презентации, связанные с жизнью и творчеством писателя.
Учащиеся с флегматическим и меланхолическим темпераментами, просматривая презентацию, самостоятельно составляли план в тетради. Визуалы читали текст на экране, рассматривали фотографии.
Аудиалы слушали доклад ученика, его комментарии к тексту и к иллюстрациям. Учащиеся с дискретным каналом восприятия выражали свое эмоциональное отношение к увиденному и услышанному в ответах на вопросы учителя. Учащиеся с дискретным каналом восприятия анализировали полученную информацию, формулировали выводы).
4. Слово учителя о писателе:
Отечественный культуролог Ю. М.Лотман утверждал, что существует два типа писателей:
те, которые звучат в контексте эпохи, понятны современникам, но с течением времени становятся неактуальными и отходят на второй план (Бенедиктов, Булгарин, Надсон);
те, кто опережают свое время, остаются непринятыми современниками, но входят в литературу на века (Фет, Достоевский, Платонов).
Куприн же являет собой редкий случай принадлежности к обоим типам писателей: в молодости он был светским львов, любил эпатировать публику, его имя не сходило со страниц газет, а читатели постоянно ждали его новых произведений.
В чем же причина такого неослабевающего интереса к творчеству Куприна?
(Учащиеся с холерическим темпераментом отвечали на этот вопрос, требующий единовременного напряжения умственной деятельности)
Современники называли его «писателем без выдумки». Действительно, очень богатый жизненный опыт позволял Куприну в своих произведениях практически не отходить от реальности. Он постоянно жаждал приключений, не прошел мимо ни одного научного открытия, совершившегося в его время: в водолазном костюме погружался на морское дно, спускался в самые глубокие шахты, летал на аэроплане, выходил с рыбаками на промысел в сильный шторм, был актером бродячей театральной труппы.
Причиной такой постоянной жажды приключений, возможно, была его восточная кровь. Татарские корни легко угадываются даже во внешнем облике писателя. Глядя на портреты, мы понимаем, как многолик был Куприн: это и молодой офицер, и благородный хан, и светский лев
Доклад ученика «Род знаменитого писателя». (Экран мультимедийной презентации слева – для правополушарных учеников; работа со слайдами – для визуалов; в тетрадях – для кинестетиков.)
«…По происхождению Л.А. Куприна, мать писателя, была княжна с татарской фамилией, и я всегда видел, что Александр Иванович очень гордился своей татарской кровью. Одну пору (во время своей наибольшей славы) он даже носил цветную тюбетейку, бывал в ней в гостях и в ресторанах, где садился так широко и важно, как пристало бы настоящему хану, и особенно узко щурил глаза». (И.Бунин)
И это неудивительно, ведь по материнской линии род Куприных восходит к татарскому княжескому роду Куланчаковых. Этот род имел очень глубокие корни, и существовало мнение, что князья Куланчаковы восходят к Касимовским царям, чем Куприн очень гордился. Первый предок Куприна был князь Бихам, который в 14 веке владел городом Салынча (ныне город Саровск), его прабабка Дарья Федоровна принадлежала к роду Кулушевых, который дал России трёх писателей.
Осознание и осмысление учебного материала.
Предлагается поработать со статьёй учебника, в которой сообщаются сведения о биографии и творчестве А.И.Куприна, и ответить на вопросы теста, используя прочитанный материал учебника.
(Самостоятельная работа с учебником – для визуалов, кинестетиков, флегматиков, меланхоликов; тест на индивидуальных карточке – для равнополушарных, правополушарные в это время составляют и записывают план учебной статьи.
После проведённой работы демонстрируются слайды с проверкой правильности выполнения теста для визуалов, кинестетиков, сангвиников, холериков).
Тест
Черты какого литературного направления преобладают в творчестве А.И.Куприна?
а) социалистический реализм;
б) реализм;
в) романтизм;
г) модернизм.
Укажите годы жизни А.И.Куприна
а) 1870-1938;
б) 1885-1954;
в) 1840-1906;
г) 1902-1960.
Какие из указанных произведений не были написаны А.И.Куприным?
а) «Очарованный странник»;
б) «Гранатовый браслет»;
в) «Гамбринус»;
г) «Бедные люди».
Укажите ведущую тему произведений А.Куприна
а) тема любви;
б) тема человека и природы;
в) тема искусства;
г) тема революции;
К какому типу литературных героев можно отнести чиновника Желткова из рассказа Куприна «Гранатовый браслет»?
а) «лишний человек»;
б) герой-резонер (выразитель авторской позиции);
в) «маленький человек»;
г) роковой герой;
Соотнесите героев и названия произведений А.И.Куприна
литературные герои:
генерал Аносов, Олеся, Княжна Вера Николаевна, Бек_Агамолов, Ярмола, Иван Тимофеевич, Желтков, Мануйлиха, Ромашов;
названия произведений: «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся».
Слово учителя.
Многолики герои произведений Куприна. Объединяет их одно: постоянная борьба с внешними обстоятельствами и со своими внутренними переживаниями.
Литературное наследие Куприна велико: это эпические произведения, литературоведческие работы, публицистические статьи и даже юношеские стихи. Куприн был плодотворным, но в то же время очень требовательным к себе писателем: многократно редактировал свои произведения, уничтожал рукописи, вновь восстанавливал их.
Интересна в этом плане творческая лаборатория писателя: мысль Куприна буквально не поспевала за рукой, потому большинство своих произведений Куприн диктовал машинисткам.
Куприну мучительно было оставаться на одном месте, он жаждал всё новых и новых впечатлений.
Огромную роль в жизни и творчестве Куприна сыграла учёба в военном училище. Несколько знаковых произведений писатель посвятил военной службе, например, повести «Кадеты» и «Юнкера». Но произведением, принесшим ему общероссийскую и даже мировую известность, стала повесть «Поединок». Здесь Куприн во многом предстает продолжателем Л. Н. Толстого, его идеи о том, что «военная служба разлагает людей». Толстовская идея гуманизма в армии развивается Куприным, который показывает путь исканий, начиная с простого солдата и заканчивая офицерами.
Просмотр отрывка из художественного фильма «Поединок»( 1957 год, режиссёр Владимир Петров) (для правополушарных, равнополушарных, аудиалов, визуалов, кинестетиков)
После просмотра отрывка из кинофильма «Поединок» учащимся были предложены вопросы, выясняющие эмоциональное восприятие увиденного. (Визуалы смотрят отрывок на экране. Аудиалы слушают высказывания героев фильма, комментарии к отрывку. Кинестетики выражают свое эмоциональное отношение к увиденному и услышанному в ответах на вопросы учителя. Учащиеся с дискретным каналом восприятия анализируют полученную информацию, формулируют выводы.)
Комментарий учителя. Следует отметить, что Куприн никогда не был обделен возможностью заниматься самой разнообразной литературной деятельностью. После революции 1917 года все заметно изменилось. В 1918г в доме Куприна проводят обыск, после чего писателя арестовывают на четверо суток. И в 1919 году писатель с семьей эмигрирует в Финляндию, а через семь лет – во Францию. Но Куприн никогда не терял связи с Родиной: участвовал в эмигрантских изданиях, посещал собрания интеллигенции. Здоровье писателя в этот период было уже сильно подорвано, он все чаще уходил в себя, впадал в уныние.
В конце жизни он писал: «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России». В 1937 году советское правительство предложило Куприну вернуться, он принял предложение. Известен тот факт, что, Фадеев, генеральный секретарь Союза писателей СССР, прибыл торжественно встречать Куприна, тот, растерявшись, вдруг спросил: «А Вы кто?». Тогда Фадеев в негодовании уехал с правительственной делегацией.
К сожалению, на возвращённой родине Куприн жил недолго. В 1938г писатель умер в Ленинграде.
Итог урока.
Обратимся к целям, записанным в начале урока.
Какая цель осталась для нас недостигнутой?
Работа с эпиграфом (для кинестетиков, правополушарных).
Вновь обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока. Ответим на вопрос, который вы поставили перед собой в начале урока. Итак, почему к уроку был выбран такой эпиграф?
После ответов учащихся, которые учитель одобрял, не критиковал, помня о том, что каждый имеет право на собственную трактовку вопроса.
Слово учителя. Финал жизни Куприна также трагичен и реалистичен, как и финалы многих его рассказов и повестей, но эпиграф сегодняшнего урока – слова самого Куприна – не позволяют нам считать его суровым прозаиком.
«Всё, что не имеет поэзии, не имеет Духа», – считал Куприн, и эту поэзию вы почувствуете буквально в каждом слове, когда будете знакомиться с произведениями этого писателя.
(Холерикам была дана энергичная оценка со стороны учителя. Сангвиникам и учащимся со смешанным типом темперамента ставились оценки на протяжении всего хода урока. Флегматикам и меланхоликам было дано индивидуальное поощрение в виде словесной оценки их деятельности. Для учащихся с развитым правополушарным мышлением во время хода урока учитель подводил итоги. Для учащихся были представлены доказательные и словесно-аргументированные ответы учителя. Для учащихся, обладающих визуальным типом восприятия, использовались мультимедийные презентации и просмотр отрывка из экранизации произведения. Для учащихся с аудиальным типом восприятия велась работа в диалоговом режиме. Вступительное слово учителя велось под музыкальное сопровождение).