Конспект урока по Литературе «Односоставные предложения»

ГУ «Качарская средняя школа №1»

Учитель русского языка и литературы Ляпичева Наталья Ивановна














Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»



































Тема: Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Цель:

Образовательная: развивать и совершенствовать умения и навыки по теме «Односоставные предложения» на примере речевой темы «Искусство»;

Развивающая: развивать творческое мышление и фантазию детей;

Эстетическая: научить видеть в языке главное – богатство и красоту;

Воспитательная: развивать интерес к русскому языку, живописи, музыке;

Побудительная: формировать положительные эмоции к предмету «Русский язык».


Знать: типы односоставных предложений, способы выражения главных членов в односоставных предложениях.


Уметь: находить односоставные предложения в тексте, определять их тип;

употреблять односоставные предложения в речи;

давать правильную оценку своей работе (показать учащимся роль односоставных предложений в выражении оттенков мысли).

Тип урока: комбинированный

Оборудование: опорный конспект, музыкальное сопровождение.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение целей урока, запись числа, темы в тетради.

3. Работа с текстом

Искусство! Создается людьми и для людей.

Музыка, живопись, поэзия, архитектура, театр…

Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Человек, понимающий искусство, становится лучше, а следовательно, счастливее.

Чтобы понимать его, надо много учиться.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»


— Объяснить орфограммы (работа над предупреждением ошибок)

— Определите тему и основную мысль текста (искусство учит добру , делает человека счастливее, но понимать его надо учиться)

— Как вы понимаете значение слова «искусство»?

— Вот так оно объясняется в словаре Ожегова( 1.Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.2. Умение, мастерство, знание дела.3. Само дело , требующее мастерства.)

— На каких школьных предметах учат вас понимать искусство, овладевать им?

Задание: выписать из текста односоставные предложения, определить их тип.

Опережающее задание: ученики зачитывают односоставные предложения, выписанные из стихов Пушкина и Лермонтова.



— Почему, как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются в поэтической речи?( Они лаконичны, способны привлечь внимание к наиболее важному в сообщении.)

Л.Н. Толстой отзывался об односоставных предложениях так: «Каждое выражение – картина». Это подтверждается высказыванием Гоголя:


Дивлюсь разнообразию русского языка.( Выполните синтаксический разбор предложения.)

4. «По страницам прочитанных произведений».

Спишите, найдите односоставные предложения и определите их тип , определите, откуда эти строки:

Чему смеетесь? Над собой смеетесь?

Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер!

(Гоголь «Ревизор»)

Вид чудесный. Рейн лежал перед нами. Весь серебряный. ( Тургенев «Ася»)

Мороз и солнце! День чудесный! (Пушкин «Зимнее утро» )

Люблю тебя, как друга юных лет.

(Кто б ни был ты, печальный мой сосед)

(Лермонтов «Сосед»)


О каком типе односоставных предложений сказал Ломоносов:

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению важности служат»? (определённо-личные)

5.Графический диктант

(учащиеся чертят грамматические основы диктуемых предложений ,определяют тип односоставных предложений)

  1. Люблю дымок спаленной жнивы.

  2. По платью встречают, по уму провожают.

  3. Вот смерклось.

  4. Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель привели.

  5. Славная осень!

  6. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой (Чехов).


Сухомлинский говорил, что музыка пробуждает яркие представления. Это средство воспитания творческих сил разума следующее задание будет связано с музыкой.


6.Музыкальное мгновение.

(Звучит музыка Э.Грига «Утро» из сюиты « П. Гюнт»)

Поняли ли о чем музыкальный отрывок?

Напишите об этом эссе, используя односоставные предложения.

(Учащиеся зачитывают свои сочинения)


Может быть кто-то в будущем изберёт профессию, связанную с искусством, кто-то станет мастером своего дела.

7.Письмо по памяти

Ищи свою дорогу с малых лет.

Уверенно иди вперед сквозь годы.

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы.

Островой

— Какие односоставные предложения использованы в тексте?



Самостоятельная работа (Определите вид односоставных предложений)

  1. Плывем пустынной Ладогой под яркой радугой.

  1. В лесу всю ночь напролет свищут, щелкают, трещат.

  1. Нет дороги ни вперед и ни назад.

  1. Наступающей зимы нежная прохлада .


  1. Итог урока

  • О чем говорили на уроке?

  • Какова роль односоставных предложений в речи?



Свежие документы:  Урок литературного чтения, проведённого во 2 классе "С.А.Есенин «Берёза»"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: