Технологическая карта по Литературе «Г.Х.Андерсен «Ромашка» 5 класс

Ф.И.О. Корнева Ольга Сергеевна

Предмет: литература

Класс : 5

Тип урока: внеклассное чтение



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм


Подготовка класса к уроку


Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие («вызов»)


Цель: актуализация знаний учащихся, выявление самостоятельного круга чтения , необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, субъективный опыт учащихся, определяет типичные недостатки.

1.Фронтальный опрос.

— Узнаёте ли вы человека, изображённого на портрете?

— Какие произведения Г.Х.Андерсена вы читали?

— Какие заинтересовали и чем?

2. Опрос « Узнай героя»

  • Кто из героев «был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился — доброе сердце не знает гордости, помня то время, когда его все презирали и гнали. А теперь говорят, что он прекраснейший…»?

  • Эта героиня жаловалась : « Ах, я спала очень дурно. Я почти не сомкнула глаз…Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело в синяках».

  • Кому принадлежат эти предметы: разноцветный и гладкоокрашенный зонтики?

  • Кому принадлежат эти предметы: скорлупа грецкого ореха, лепесток розы?


Отвечают на вопросы

Использование различных источников информации (Л)


Подбор аргументов для подтверждения собственной позиции (М)

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.


Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

— Как вы думаете, важно ли для человека уметь радоваться жизни ?

-А важна ли свобода для человека?


— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Андерсена и обратимся к его сказке «Ромашка». Как вы думаете, над чем призывает нас задуматься автор в этой сказке?

Какими словами ромашки можно обозначить тему нашего урока, если мы говорим о свободе, о необходимости радоваться жизни и ценить её?


-Итак, тему нашего урока можно обозначить так : « О, как много мне дано!».

Учащиеся высказывают свои предположения








Учащиеся высказывают свои предположения







Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, работают с текстом


Целеполагание

( Р)


Постановка вопросов ( К)














Самостоятельное формулирование цели

(П –общеучебные)







4. Работа с текстом


Организует работу с карточками , предлагая учащимся самим выбрать , как бы они хотели работать : индивидуально ( карточка красного цвета), в парах ( карточка зелёного цвета), в группах (карточка жёлтого цвета). На подготовку отводится 5-7 мин. Обсуждение идёт «вслед за автором».


Учащиеся выбирают форму работы с текстом .


Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П — моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации(К).



Извлечение информации . осуществление мыслительных операций анализа и синтеза (П)


Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла (М)


«Осмысление содержания»

















Учитель устанавливает осознанность восприятия.


Групповое задание №1. Выразительно прочитайте эпизод « Знакомство с ромашкой» ( абз. 3-4). Какое впечатление произвело на вас описание ромашки? Назовите эпитеты , с помощью которых описывает автор цветок. Чему радуется ромашка? Приведите примеры(цитаты)из текста.

Работа в паре № 1. Найдите в тексте описание садовых цветов. Выразительно прочитайте его. Сопоставьте их внешний вид и «поведение» с внешним видом и «поведением» ромашки. Кто нравиться вам больше? Почему?

Индивидуальное задание №1. Как вы думаете, почему именно к ромашке прилетел жаворонок?

Групповое задание №2. Выразительное чтение по ролям отрывка от слов «Вдруг из садика вышли два мальчугана…» и до слов « Ромашка не могла свернуть своих лепестков…».

Индивидуальное задание № 2. Найдите в литературоведческом словаре определение термина «аллегория». Приведите пример аллегории в сказке «Ромашка».

Работа в паре № 2. Прочитайте последние два абзаца сказки. В чём поучительный смысл слов автора, описывающего горе мальчиков после смерти жаворонка?


Индивидуальное задание №3.Какова участь ромашки, жаворонка, садовых цветов в сказке? Чья судьба более трагична?(Используйте при ответе слова скромность, жертвенность, жалость, надменность, счастье).

Индивидуальное творческое задание № 4. Нарисуйте понравившегося героя сказки.




Работают в группах, парах , индивидуально по заданиям .

Делают выводы. Озвучивают результат.





























Работают с словарной статьёй.





















Проявляют творческий потенциал.

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П — моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации(К)


Работают в группе. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие(К)




Осуществляют

поиск и

выделение

необходимой

информации.

Применяют

методы

информацион-

го поиска (П)


Физкультминутка


Показывает гимнастические движения.


Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать —

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.


Повторяют движения за учителем.


Закрепление:

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции


Подводит итог работы по карточкам.

Организует деятельность учащихся по первичному закреплению .


-Вернёмся к теме нашего урока. Как вы думаете, почему ромашке и жаворонку

было «многое дано»?

— Какие уроки преподает нам Андерсен этой сказкой ?

Оценивают своё выступление и выступление одноклассников.



Обсуждают проблемный вопрос, связанный с темой урока.

Учащиеся высказывают свои предположения

Оценка (самооценка, взаимооценива-

ние) (Р)


Оценивают достигнутый результат. Определяют последователь-

ность промежуточных целей с учетом конечного результата (Р).

Коррекция (Р)


5. Рефлексия деятельности


Организует рефлексию:


Сегодня на уроке мы…

На уроке я работал…

Материал урока был…

На уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Своей работой я…



Оценивают урок, свою работу , работу одноклассников, составляют ромашку , подводя итоги .


Умение структурировать знания (П –общеучебные)

Управление поведением (К)

Умение выражать свои мысли (К)

Контроль (Р)

Оценка (самооценка, взаимооценива-ние) (Р)


6. Домашнее задание

Учитель предлагает дифференцированное задание на дом:

  • Придумай свой вариант окончания сказки.

  • Нарисуй иллюстрации к сказке.

  • Придумай свою сказку


Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразова-

ние( Л)



Свежие документы:  Сочинение на тему "Поэзия прозы"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: