Конспект урока по Литературе «Рождение славянской письменности» 5 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.п.п. Звёздный

Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики

К празднику

Славянской письменности

Открытый урок в 5 классе

по русскому языку

Рождение славянской письменности













Выполнила: учитель русского

языка и литературы

Калайтанова Н.В.



2013 год

Форма проведения занятия

литературная композиция

Предметная область

русский язык, история, литература, мировая художественная культура, информатика

Тема

Рождение славянской письменности

Актуальность

Представление истоков русского языка и истории славянской письменности в мультикультурном информационном пространстве современности

Цель

Представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества. Развивать личность, способную к самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся.

Задачи

Создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности; развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа;

создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;

развивать у школьников умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал;

воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма и толерантность.

Тип урока


комбинированный

Вид урока


урок-знакомство

Методы и приём

эвристический и диалогический


Целевая аудитория


учащиеся 5 класса

Количество участников


20 человек

Продолжительность

45 минут

Оборудование


наглядный материал(старославянский и современныйй алфавит), творческие работы детей; выставка книг; кроссворд «Грамота», плакаты, иллюстрации ;

компьютер, проекционный экран, презентация, фонограммы с колокольным звоном

Ожидаемые результаты

повышение уровня мотивации учащихся в изучении русского языка и культуры;

расширение знаний школьников об интеграции языкового, культурно-исторического пространств;

воспитание интереса к истории, языку и традициям страны и народов.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Язык – одно из главных богатств нации. Он формирует личность. От степени владения языком зависит уровень мышления. Но всегда ли современники осознают это? Мы с нетерпением ждём день, когда, слыша древнее и вечное слово, радостно вздрагивает душа. Это праздник славянской письменности. И сегодня наш урок посвящается Дню славянской письменности. Праздник помогает поднять интерес к отечественной культуре, к тому времени, когда человек приобрёл способность облекать знания в слова, когда слово, кроме звучания. Приобрело ещё одну форму – письменную, когда человечество научилось с помощью слова соединять души людей на расстоянии. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии звучат посвящения просветителей славян. Эта традиция прижилась и в России. Сегодня мы отмечаем праздник, посвященный возникновению славянской письменности – своего рода, день рождения русского языка.

2. Работа по теме урока: « Рождение славянской письменности»

Выходят ученики-сказители.

Ученик.

В это трудно поверить, но когда-то наши предки — славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.

Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

1-й ведущий. Здравствуйте, люди добрые! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам не ведомых.

Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Мечтали они написать книги, понятные славянам, и придумали славянскую азбуку. Это произошло в 863 год.

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

2-й ведущий. И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, и из них составили азбуку. В честь первоучителя называют её теперь кириллицей. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».

Ученик:

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.


Учитель:

Почему же так трепетно славянские народы относятся к именам Кирилла и Мефодия?

Ученик :

Да потому, что ими была достигнута великая цель – приобщить славян не только к вере христианской, но и помочь им постичь грамоту, изучить науку книжную.

Учитель:

Кем же были создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий?

Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Создатели славянского алфавита родились в семье византийского военачальника из города Салоники. Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Он стремился общаться с добрыми людьми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло.

Сценка

Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл: А почему учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.

Свежие документы:  Конспект урока литературы «В гостях у сказки»

Мефодий: Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл: А почему у славян нет своих книг?

Мефодий: Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл: Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий: А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит): Так я придумаю!

В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель: Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл: Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

1-ведуший:

Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

2-ведуший:

Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий

Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Он был защитником православия, спорил с еретиками. Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.

Ученик:

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой.

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.


И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Божественной рукой.

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит.

И, казалось, сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит!


1-ведуший:

Кирилл и Мефодий выполнили великое дело.

В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар, просившие прислать учителей для разъяснения истинной веры. Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе. Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык Евангелие и иные богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они обучали много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, отправились с ними в Рим.

До Кирилла и Мефодия в Европе и Византии существовало твёрдое убеждение, будто только три языка являются достойными для богослужения и написания книг: древнееврейский, греческий и латинский. Солунские же братья попытались утвердить мысль о равенстве всех существующих языков. «Пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде», — говорил Св.Кирилл.

Учитель:

Итак, кто же такие Кирилл и Мефодий?

Кирилл ( род. в 827 г. , до принятия монашества – Константин) и Мефодий ( род. в 815 г., мирское имя неизвестно) родились в семье византийского военачальника из г. Фессалоники ( Греция)

Св. Мефодий – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним из славянских княжеств, подчиненных Византии, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Св. Кирилл с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из Отцов Церкви – Гр В 861 году император вызвал святых Константина и Мефодия из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди

В 863 году посольство правителя Великоморавской державы (Чехия, Словакия, Богемия, часть Австрии и Венгрии) князя Ростислава просило у императора Михаила прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христ С помощью брата Мефодия Кирилл за 6 месяцев составил славянскую азбуку (т.н. глаголицу) и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие Апракос, Апостол, Псалтирь и избранные службы. В 868 г. Папа Римский Андриан II освятил переведенные братьями богослужебные книги, благословив проведение литургии на славянском языке

Вот это и есть его слово,

Его величайший почин

Средь круговращенья земного,

Рождений, скорбей и кончин.

Б.Л. Пастернак

2-ведуший:

Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы тянули с тобой, брат, одну борозду, как супруг волов, и вот, я падаю на гряде, кончаю жизнь свою. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору. Я знаю, ты очень любишь свой родной Олимп. Смотри же, не покидай даже ради него наше служение…»

Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников. Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты — святых Кирилла и Мефодия, такие как “Житие Константина Философа».

1-ведуший:

После смерти брата Мефодий продолжает евангельскую проповедь среди славян «Я не молчал из страха и всегда бодрствовал на страже»

Благодаря деятельности св. Мефодия, и чехи, и поляки вступили в военный союз с Моравией, противостоящей влиянию немцев.

Мефодий предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 г.

В Русской Православной Церкви память святых равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века.

Память каждого из св. братьев отмечается в дни их кончины:

Свежие документы:  Конспект урока литературного чтения в 4 классе К. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Св. равноап. Кирилл – 14 февр.(по ст. ст.)/27 февр. (по нов. ст.). Св. равноап. Мефодий – 6 апреля/19 апреля. Общая церковная память отмечается 11 мая/24 мая

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита

Устав — это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона — они как бы «уставлены»

Сценка. Действующие лица: архиепископ Адальвин, его слуга, Мефодий.

Слуга. Ваше преосвященство, привёл я этого священника – смутьяна…как его… Мефодия, как приказали.

Адальвин. Хорошо, введите

В сопровождении охраны заходит закованный в цепи Мефодий.

Адальвин. Перед именем Бога, клянётесь ли вы рассказывать правду и только правду?

Мефодий. Ничего, кроме правды, я никогда и не говорил.

Адальвин. Кто вы, откуда и почему сидите в тюрьме?

Мефодий. Я Мефодий. Я родом из Солуни. Родился в семье военачальника. Мать – гречанка, отец – болгарин.

Адальвин. Говорят, в юности вы были военным?

Мефодий. Да, это правда. В течение десяти лет я был воеводой.

Адальвин. Но сменили меч и коня на тишину монастырской кельи?

Мефодий. Да, это так.

Адальвин. У вас есть брат?

Мефодий. Да.

Адальвин. Как его зовут?

Мефодий. Звали Константином.

Адальвин. Почему звали?

Мефодий. Он умер.

Адальвин. Каким он был?

Мефодий. Он был образованным, знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Люди называли его Константином – философом.

Адальвин. А вы знаете, какой тяжкий грех вы совершили? Чем вы занимались с братом в монастыре?

Мефодий. Мы пытались переводить богослужебные книги на славянский язык.

Адальвин. Вы знали, что текст Священного писания вообще не должен переводится ни на какие языки, за исключением латинского?

Мефодий. Да.

Адальвин. А вы знали, что церковная служба должна проходить только на латинском языке?

Мефодий. Да.

Адальвин. И несмотря на это, вы продолжали заниматься переводами и совершать богослужения на славянском языке?

Мефодий. Да.

Адальвин. И вы создали алфавит для этих целей?

Мефодий. Да.

Адальвин (громко). А вы знаете, что вас ожидает? Уведите его! (вслед Мефодию.) Вы надеетесь, что вас будут помнить?! Вы считаете, что варварский алфавит переживёт другие алфавиты?!

Священник не мог предположить, что алфавит Кирилла и Мефодия не просто пережил другие алфавиты, он пережил века и продолжает жить в языках многих народов.

На экране появляется текст: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти»

Учитель:

Один из вариантов перевода этого текста таков:

«Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».

Это своеобразное тайное послание всем живущим на земле, учение о том, как надо жить, чтобы сохранить себя и жизнь на земле. Сохранить и продолжить жизнь человечество сможет, если будет бережно относиться к «слову», языку, благодаря которому мы понимаем друг друга. Кириллица в несколько изменённом виде до сих пор используется русскими, белорусами, украинцами, сербами, болгарами и другими народами, причём не только славянского происхождения. Исторически сложилось так, что для некоторых народов алфавит русского языка стал основой для создания собственной письменности на родном языке. Это, например, относится к письменности народов, проживающих на территории Северного Кавказа (черкесов, осетин, кабардинцев, балкарцев) и Зауралья (коми, манси). Азбука, когда-то составленная Кириллом и Мефодием, по-прежнему остается самой простой и удобной. Европейским народам, взявшим латинский алфавит, повезло меньше – они до сих пор испытывают неудобства. Например, в английском языке, состоящем из 26 букв, ряд звуков приходится обозначать двумя буквами, а солунские братья при составлении своей азбуки максимально учли особенности славянских языков, в том числе и русского языка.

2-ведуший:

Азбука русского языка претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы. По сравнению с первой азбукой это на 10 букв меньше. По каким причинам исчезали буквы? Вот одна из таких историй. Внимание – на экран.

По наблюдению учёного Соболевского, буква ъ хранит молчание примерно с тринадцатого века. До тринадцатого века ей было, что сказать, а с тринадцатого века замолчала. Занимала место где-нибудь в самом конце и помалкивала. И так продолжалось с тринадцатого века! За это время у нас многое произошло. Появились новые книги, старые вышли из употребления. Книжки стали печататься. А буква Ъ по-прежнему выполняла

молчаливую функцию.

1-ведуший: 43 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству.

Выходят буквы Аз и Буки

Аз. Здравствуйте, ребята! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «аз». Назовите слова, которые начинаются с меня. (Ответы зрителей.) русский язык не склонен начинать слова с буквы А. русских слов, у которых в начале стоит А, немного: слова с начальной буквой А в основном заимствованные, как и сама буква.

Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут «буки». Меня не было в греческом алфавите, меня придумал сам Кирилл.

1-й ведущий. Встаньте рядом Аз и Буки – получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорили: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Ш.ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Аз-я;

Буки – буквы, книги;

Веди – ведать, знать;

Глаголь – говорю, слово;

Добро – добро;

Есть – есть;

Живете – жизнь;

Земля – земля;

И – и;

Како – как;

Люди – люди;

Мыслите – мыслите;

Он

Покой

Рцы

Слово

Твёрдо

Ук –наука

Ферт

Червь


1-й ведущий. Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

Чтец:

Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит.

2-ведуший:

Дело Кирилла и Мефодия продолжили их ученики. Несмотря на упорную и длительную войну «кириллица» не прижилась у западных славян, которые по сей день используют латинскую азбуку.

Зато «новая азбука» прочно утвердилась для славян в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь. И уже к концу IX века тысячи людей читали и писали на старославянском языке.

Декламация стихотворения «Старославянский язык»

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» —

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы:

«С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»

Собравшиеся в этом классе общаются между собой на русском языке. Но только для одних из нас русский язык – это родной язык, а для других – это язык страны, где он живет, как например, для балкарской поэтессы Танзили Зумакуловой.

Декламация стихотворения

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нём впервые я сказала «мама»,

На нём клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нём…

Но, как родной,

Люблю я русский.

Он нужен мне, как небо, каждый миг…

На нём живые, трепетные чувства

Открылись мне,

И мир открылся в них…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык – я онемею,

Утратив русский – стану я глухой.

Учитель:

Ещё со времен Древней Руси страна, в которой мы все сейчас живем, всегда отличалась многочисленностью народов, населявших её. Мы с вами жители многонационального государства. Кое с кем сейчас мы познакомимся – киргизский поэт Кубаныч Акаев

Декламация стихотворения

Я – киргиз. Древних гор старожил.

Здесь я вырос и песни сложил

Здесь я крылья души распростёр, 

Как зарю над просторами гор…

Знай же, Лондон, Париж, Вашингтон,

Я в Москву, я в Россию влюблён!

Слушай, мир: я люблю тот язык,

Что по-русски могуч и велик .

Время идет – всё меняется. Наша азбука претерпела много изменений, прежде чем стала такой, как сегодня. Одни буквы, послужив верой и правдой, исчезли, другим же удалось сохранить своё место. Сейчас для письма мы используем только 33 буквы. По сравнению с первой азбукой это на 10 букв меньше. Какие же буквы исчезли?

Три ученицы в образе букв Ижица, Ять, Фита читают стихотворение про буквы, вышедшие из употребления

В любой старинной книжице
Ты сможешь прочитать:
Жила на свете Ижица,
А с нею буква Ять.
Но время быстро движется,
И жизнь уже не так.
Где нынче буква Ижица?
Где Ять? И где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходятся,
То значит, нам конец.

Русский язык, приобщившись за многовековую историю к мировой культуре, в свою очередь, для ряда народов, проживающих на территории России, когда-то стал ключом к сокровищнице мира. Именно об этом стихотворение узбекского поэта Сабира Абдуллы.

Декламация стихотворения

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык.

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих множества книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник –

Плещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Друг мой, работай, будь людям полезен

Выучи русский язык!

3. Подведение итогов

Ученик:

В мире пять тысяч наречий, и только шесть из них признаны официальными языками ООН. Русский в том числе. Русский язык в нашей стране приобрёл статус языка межнационального общения. Это ценность, от которой нельзя отказываться, запираясь в скорлупу национальных границ. Это ценность, которая нас всех объединяет.

Учитель:

Именно поэтому сегодня мы ещё раз произносим слова благодарности славянским братьям Кириллу и Мефодию, создавшим письменность для славянских народов, давшим основу для полноценного формирования русского языка – языка, на котором мы с вами общаемся каждый день, благодаря которому получаем новые знания и находим новых друзей.

Сегодня мы ещё раз убедились, насколько важна письменность в истории любого народа. Ведь именно с письменности начинается подлинная история народа, история его культуры, берёт своё начало наука, литература и искусство.

Письменность помогает народу сплотиться, осознать свое духовное и историческое единство. Поэтому в День славянской письменности и культуры – в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия – мы вспоминаем о том, что живем в стране, которой гордимся, которую есть за что любить, и что каждый из нас является носителем многовековой культуры русского языка.


4. Домашнее задание: подготовить эссе на тему «Культура русского языка: история и современность»







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: