Открытый урок по литературе в 8 классе «В театре Н.В.Гоголя»











Открытый урок

по литературе



в 8 классе

«В театре Н.В.Гоголя»
















Выполнила работу

Архипенко Елена Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

ГК ООУ РО санаторная школа-интернат № 18

г. Таганрога







Тема: «В театре Н.В.Гоголя».

Цели:

1.Побудить учащихся к прочтению комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», приобщать к исследовательской работе над изучаемым произведением.

2.Развивать умение пользоваться текстом произвндения, текстами литературно-критических статей.

3.Воспитывать уважение к творческому труду.



Оформление:

1.Портрет Н.В.Гоголя.

2.Презентация.

3.Афиша.



I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Я сегодня приглашаю вас в театр Гоголя. Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Возможно. Но мне кажется, что часто театр начинается с афиш, оповещающих будущего зрителя о спектакле. Давайте же и поговорим, какой спектакль идет в театре Гоголя и познакомимся с действующими лицами. Тем более что и Гоголь говорил: «Если мы хотим понять драматическое произведение и его творца, мы должны вступить в его область, познакомиться с действующими лицами…».

Итак, действующие лица. Перед вами афиша. Смотрим. Сегодня в театре Гоголя идет «Ревизор». Комедия в 5 действиях.

Остановимся и вспомним, что такое комедия.


III. Работа с литературоведческим термином «комедия».

IV. Знакомство с афишей.

Учитель:

— О чем подумали, познакомившись со списком действующих лиц?

— Какой прием использует автор в своей пьесе?


Ученик:

Мы знакомились с таким приемом при изучении рассказов А.П.Чехова. Это прием «говорящей фамилии».

Вывод:

Этот прием – первая особенность театра Гоголя.


V. Работа с текстом комедии «Ревизор».


Учитель:

Ребята, обратите внимание, что открывает пьесу не совсем обычный текст. Как правило, у драматурга его не бывает. А здесь есть. Значит, он очень важен для автора. Посмотрим, что же в нем.


Работа по группа.

1 группа – Городничий

2 группа – Анна Андреевна

3 группа – Бобчинский, Добчинский

4 группа – Ляпкин-Тяпкин

5 группа – Земляника

6 группа – Почтмейстер

7 группа — Хлестаков, Осип

Задание: основное для актера, а вы в данный момент актеры. Что вы возьмете на вооружение?

— Итак, что же в этом тексте?

Проверка выполненной работы. (Ребята зачитывают выдержки).


Вывод:

Краткие характеристики героев. Это вторая особенность театра Гоголя.


VI. Анализ 1 действия.


Учитель:

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор».

Много раз мы слышим эти тревожные слова. Одна фраза: «К нам едет ревизор». Одна первая фраза, и пьеса начата. Дана фабула и дан импульс – страх. Слова Городничего о предполагаемом приезде ревизора имеют самый непосредственный интерес для всех присутствующих: они всех касаются и все приводит в движение.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Духовная литература" 9 класс


— Как мы назовем эту часть сюжете? (Это начало. Оно обладает «взрывной силой», оно приводит в движение интересы, страсти).


Чтение письма – это уже действие. Оно приоткрывает для зрителя нечто существенное и в героях, и в ситуации.


— Как Городничий читает письмо?

Ученик 1:

Городничий хотел бы скрыть от слушателя «лишнее». «Спешу уведомить тебя…»

Ученик 2:

Городничий, не желая того, сам помогает разоблачить себя.


Учитель:

— Итак, как реагируют остальные на письмо?

Ученик 1:

Судья Аммос Федорович объясняет причину прибытия ревизора: «Россия хочет вести войну». Но я думаю, что это не просто забавная нелепость, а это характеризует его как неумного, недалекого человека, с крайне узким кругозором, но с претензиями на значимость и глубокомыслие, т.е. комизм вытекает прямо из его характера.


Учитель:

Городничий дает экстренные распоряжения, которые помогают хорошо представить то, что прямо в комедии не показано.

— Что следует из наставлений Городничего?

(Далее работа идет по рядам, ребята делают записи по этому вопросу.

1 ряд – в богоугодных заведениях…

2 ряд – в присутственных местах города…

3 ряд – в учебных заведениях…)


— Каков же вывод?

(Перед нами живописная картина, рисующая общее лицо города).


— Перечитываем словесную перепалку. Каков же вывод?

(Смешон сам спор, сама логика спорящих, видим вздорность характеров спорящих. Каждый из спорящих старается обличить другого, но прежде всего обличает самого себя).


— Словесная перепалка позволяет не только посмеяться, но и многое важное узнать о героях.

Городничий, одержимый мыслью о ревизоре, просит Почтмейстера: «Так сделайте милость, Иван Кузьмич: если на случай попадется жалоба или донесение, то без всяких рассуждений задерживайте». А Почтмейстер: «С большим удовольствием».


— Почему?

(Всех мучает вопрос: как скрыть свои грешки, а у него их нет, т.к. нет возможности грешить).


— Итак, страх охватывает всех, но кто боится больше всех? (Городничий)

— Почему? (С «отца города» большой спрос. Боится).


— Но он великий дипломат. Зная людей, Городничий умело нажимает пружинки. Грабили все, вместе и отвечать.


Появляются Добчинский и Бобчинский. Их речи усиливают ожидание событий, создается внутреннее напряжение.

— Почему?

Ученик 1:

Они заявили, что видели предполагаемого ревизора и значит им есть, что рассказать. Их рассказа все ждут с нетерпением.

Ученик 2:

Они и сами спешат поведать о том, что знают, но в спешке только перебивают друг друга, спорят, увлекаются ненужными подробностями.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Заучивание стихотворения С. Капутикян «Мы сварили плов»


— Какой основной аргумент выдвигают Добчинский и Бобчинский, что это ревизор?

Ученик 1:

«…из трактира не едет…, ни копейки платить не хочет…», — говорит Бобчинский.

Ученик 2:

Добчинский: «Он! И денег не платит, и не едет».

Бобчинский: «…так он и в тарелки к нам заглянул».


— Каково же подобострастие, страх перед чиновником?

— О чем хлопочет Городничий? (Принимает все возможные меры, чтобы как можно лучше провести ревизора).


— О чем помышляют чиновники? (Как провести ревизора, как «сухими выйти из воды»).


— Все ли персонажи комедии испытывают страх?

Ученик 1:

Перед завершением 1 д. на сцене появляются Анна Андреевна и Марья Антоновна. В то время как мужчины суетятся испуганно, женщины тоже суетятся, но, так сказать, блаженно. (Чтение по ролям явл.6).


— То, что наводит страх на одних, для других исполнено романтического интереса, т.к. город далеко, новые лица редко бывают, женщины скучают, ждут встречи.

— И в каком же городе происходит действие?

Ученик 2:

«Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». (Д.1, явл.1)


— Уездный город удален от центра.

— Назовите основные черты жизни этого города?

(Запись в тетрадь)

1.Казнокрадство. (Деньги на строительство церкви).

2.Произвол. (Секут невинных, вскрывают письма)

3.Отсутствие необходимого контроля за порядком.

4.Невежество обитателей.

5.Грязь, неблагоустроенность.

6.Пьянство.

7.Взяточничество.


— Кто из персонажей пьесы брал взятки борзыми щенками?

Ученик 1:

Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович.


— Какую против ревизора защиту Городничий считает самую надежную?

(Взятка)


— Что является основой их жизни?

— Подумайте, как Гоголь относится к своим героям? Дает ли он прямые оценки, говоря, что ему нравится или не нравится тот или иной герой? (Нет. Прямых оценок мы не встречаем на протяжении всей комедии).


Вывод:

Прямых оценок Гоголь не дает своим героям, а только, описывая их поступки, действия, иронизируя над ними, позволял своим читателям делать выводы. Вот еще одна особенность театра Гоголя.


VII. Работа с литературоведческим термином.

Построение произведения служит задаче Гоголя – показать Николаевскую Россию.

— Что такое композиция? Элементы композиции.

1.Экспозиция. (Чтение письма, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять).

2.Завязка. (Предположение Д. и Б., что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение Городничего и чиновников).

3.Развитие действия.

4.Кульминация.

5.Развязка.

Учитель:

На последующих уроках посмотрим, как будут развиваться события. А теперь подведем итог. Каков же театр Гоголя?

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Шаги Раскольникова к преступлению"



Ответы учеников:

1. «Говорящие» фамилии.

2 .Ремарки для господ актеров.

3. Отношение Гоголя к героям не прямое, а опосредованное.


VIII. Сочинение-миниатюра.

Задание: обобщить увиденное в 1 действии в кратком письменном пересказе.


Ученик 1:

Узнав о приезде якобы ревизора, Городничий хлопочет, принимает все возможные меры для того, чтобы лучше провести ревизора. Об этом помышляют и другие чиновники. Все они одержимы страхом – в страхе говорят лишнее.


Ученик 2:

В городе «ревизор»! Страх! А если узнает? Как скрыть грешки? Все только об этом и думают. Только женщины пребывают в блаженном ожидании.


Ученик 3:

Крах! Что ждет чиновников? Хлопоты о сокрытии 2Грешков». Все мысли работают только в этом направлении. Что предпринять? Взятку? В страхе говорят много и много лишнего.


IX. Итоги урока. Оценки.


X. Домашнее задание.

1.Подготовить 2 действие к чтению по ролям.

2.Найти комическое во 2 действии.

3.Индивидуальные задания.







Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: