Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по фольклору
Разработала Помогаева Серафима Максимовна,учитель русского языка и литературы МОУ “Средняя школа № 11” города Кимры,Тверской области.
Ярмарка
Урок — концерт в 5 классе.
Цель урока: обобщить сведения о жанрах устного народного творчества, расширить представление о народном творчестве в результате знакомства с народными праздниками, народным театром.
Оборудование и оформление класса:1. Выставка народных изделий: вышитое полотенце, вязаные салфетки, вышивки крестом , берестяные изделия.
2.Стол жюри накрыт вязаной скатертью, на нем самовар, перепоясанный бумажной лентой с надписью: « Сам с вершок, а голова с горшок»; рядом связки бубликов и пряники в плетеных корзиночках.
3.Выставка книг о фольклоре,
4.Кроссворд ( см далее)
Ведут урок старшеклассники , одетые в народные костюмы.
Учащиеся получили задание на дом: подготовить загадки потрудней для группы соперников. Класс делится на три группы.
Ход урока.
Ведущий: Пойду на ярмарку, пойду погулять, красных девок повидать!
Ведущая: Деньги есть?
Ведущий: Есть!
Ведущая: Много ли?
Ведущий: Грош!
Ведущая: Этот парень не хорош!
Ведущий: Иду попить, погулять, красных девок повидать!
Ведущая: Деньги есть?
Ведущий: Есть!
Ведущая: Много ли?
Ведущий: Рупь восемь!
Ведущая: Милости просим!
Появляются четыре «коробейника»
1.- Кому пирожки! С пылу, с жару! Гривенник за пару! Ай да пироги! Только рыло береги! 2.-Кому квасу! Холодного квасу! Вот так квас! В самый раз! Баварский, со льдом — даром денег не берем! Пробки рвет, дым идет! В нос шибает, в рот икает!
3.- Кому мыльце- умыть рыльце !Небольшой расход! Подходи, народ!
4.- Покупай башмачки, мил Ванюшечка! Будет милая ходить как игрушечка!
Ведущий:К нам на ярмарку попадут те , кто лучше всех знает народное творчество. Давайте вспомним все виды фольклора .Подходит к кроссворду и дает »подсказку»: « Какой жанр начинается словами: « В некотором царстве, в некотором государстве..»? (Ведущая записывает ответы учащихся, заполняя клетки кроссворда, а члены жюри дают первому ответившему бублик за правильный ответ )
Подсказки: 2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и выколпаковать.
3.В трех соснах заблудился.
4.Ведущая: К нам на праздник явились исполнительницы четвертого жанра (группа ребят в русских костюмах исполняют частушки)
Частушки:
1.Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою,
Замест кренделя- баранки
Проглотил мужик дугу.
2.У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах,
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях
3.Чепуха! Чепуха!
Это просто враки!
«Куры съели петуха»,-
Говорят собаки.
4.На заборе чепуха
Жарила варенье.
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
5.Боже, боже! Дай мне кожи!
Я сошью себе сапожи.
Без сапожек мне негоже,
Може ноже обмороже!
Ведущий:5. Кто продолжит за мной? ( Читает первую строчку и ждет ответы ребят)
Федя- бредя…..
( Съел медведя,
Упал в яму,
Кричал маму )Как называются такие стихи в устном творчестве?Записывает ответ учащихся в клетки кроссворда.
Ведущая: 6. Продолжи за мной!
Аты- баты- шли солдаты,
Аты- баты- на базар…( ждет продолжение считалки ребятами)
Как называется этот вид? ( Записывает правильный ответ)
Ведущий:7. С умным разговориться, что.. ( делает паузу , ждет ответа учащихся )
Меду напиться. Правильно! Что мы использовали сейчас в нашей речи?
Ведущая:А теперь найдите название того жанра, о котором мы еще не говорили.
Ведущие вызывают капитанов каждой команды с заготовленными загадками ,начинается «дуэль». За правильный ответ-гостинец от жюри .В случае необходимости у учителя есть свои заготовки. Загадки следует предварительно прочитать учителю, чтобы не было повторов и другого рода неожиданностей.
Ведущий: А вот и наши голосистые Кати, Даши и Маши. (группа девочек исполняет народную песню « А я по лугу…»
Ведущая: Щедра наша ярмарка! Никого не осталось без лакомства, без гостинца! А теперь сядем рядком и поговорим ладком!
Ведущий: За самоваром и чаем- мы не подкачаем!
Все участники и гости садятся вокруг самовара и пьют чай с «гостинцами»
Примечание : использовались материалы статей И.В.Потаповой”Изучение фольклора в 5 классе”и Н.Л.Шашукова “Фольклор от самой колыбели”.”Литература в школе” 1994г.№4.