7 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 27.
Тема. «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян.
Цель:
выявить художественную идею рассказа, особенности двух типов искусства: искусства, завораживающего причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусства, призванного вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам;
развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы;
формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления особенностей двух видов искусства.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Оргмомент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Анализ содержания рассказа «Певцы».
2.1. Слово учителя.
С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений И.С. Тургенева.
Впервые рассказ «Певцы» был напечатан в журнале «Современник» (1850, № 11). В письмах к К.С. Аксакову (1852-1853) Тургенев замечал: «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!»
Первоначальное название рассказа «Притынный кабачок» Н.А. Некрасов заменил на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, и слушателей: «Оно было поэзией их жизни, и в нем, как в зеркале, все они выразились».
2.2. Беседа, сочетающаяся с лексической работой.
— Кто из героев рассказа вызвал ваши симпатии?
— Какие эпизоды рассказа вы считаете наиболее яркими? Почему?
Лексическая работа: целовальник, красный товар, фризовая шинель, рядчик, осьмуха, лотошил, подьячий, фофан.
— Где происходит действие рассказа? О чем рассказало название села?
Действие происходит в деревне Колотовка.
Лексическая работа: Колотовка.
2.3. Выразительное чтение учащимся фрагмента рассказа от начала до слов «…они ездят туда охотно и часто» и от слов «Признаться сказать, ни в какое время года…» до слов «…наконец этот невыносимый зной».
— Выпишите из данного фрагмента словосочетания, передающие отношение рассказчика к изображаемому.
Голый холм, бездна, разрытый и размытый, боязливо спускаются, невеселый вид, полуразметанные крыши домов, вызженный, запыленный выгон, новый сруб с дырами вместо окон, остаток барского дома, черный пруд.
— Какая деталь объединяет описание природы в рассказах «Хорь и Калиныч», «Певцы»?
Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Страшный овраг, упомянутый и в рассказе «Хорь и Калиныч», воспринимается как символ противоестественного порядка вещей.
— С кем встречается рассказчик в кабаке «Притынном»?
2.4. Выразительное чтение от слов «За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия, стоял Николай Иваныч…» до слов «Зато в ней было почти прохладно, и чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я переступил порог».
— Каковы первые впечатления о героях?
Герои очень разные, у каждого свой характер и судьба.
2.5. Сообщения учащихся о судьбе Николая Ивановича, Обалдуя, Дикого Барина, Моргача.
— На каких уже известных героев похожи Николай Иванович, Дикий Барин, Моргач?
В характерах героев преобладает рациональное, твердое, деловое начало, присущее Хорю, герою рассказа «Хорь и Калиныч».
При всем многообразии индивидуальностей Тургенев всем поэтически одаренным героям придает устойчивые, из рассказа в рассказ повторяющиеся черты. Сходны, например, их портретные характеристики. Внешний облик Калиныча писатель передает так: «Худой, с небольшой, закинутой назад головкой», с «жидкой клиновидной бородой».
— Портрет какого героя из рассказа «Певцы» имеет общие черты с внешним обликом Калиныча?
Яшка Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех.
— Как по внешности героя, поведении перед состязанием проявляется незаурядность талантливой натуры Яшки Турка?
«Все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного. Он был в большом волненье: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, — да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием».
— Найдите описание внешности рядчика. Можно ли по внешним приметам героев судить о том, каким будет исход состязания?
Герой не испытывает глубокого внутреннего волнения перед выступлением, свойственного настоящим артистам. Он относится к предстоящему состязанию как к привычному занятию.
2.6. Исследовательская работа с текстом. Заполнение второй и третьей части таблицы.
Рядчик | Яков Турок | |
Манера исполнения | Голос приятный и сладкий, несколько сиплый; играл и вилял этим голосом, просто лез из кожи | Первый звук был слаб и неровен, трепещущий, звенящий звук, твердый и протяжный, дрожащий, как |
Реакция слушателей | Николай Иванович одобрительно закачал головой, на лице выступила краска, помолодел… Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать… Обалдуй затопал и засеменил ногами, бросился на шею и начал душить. Дикий Барин не изменился в лице, но взгляд его смягчился. У Якова глаза разгорелись как уголья, он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался. Как сумасшедший закричал: «Молодец, молодец!» | Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, по железному лицу Дикого Барина медленно катилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился… |
Оценка рассказчика | Просто лез из кожи | Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны |
2.7. Выразительное чтение от слов «Итак, рядчик выступил вперед…» слов «…закачал головой направо и налево».
2.8.Сообщение учащегося.
«Распашу я молода-молоденька…» — широко распространенная русская народная лирическая песня. Мелодия ее использована П.И. Чайковским в финале Первой симфонии.
«Не одна во поле дороженька пролегала…» — протяжная любовная песня «Дороженька» пользовалась исключительной популярностью в 30—40-х гг. XIX в.
2.9. Выразительное чтение или прослушивание песни.
— Назовите слова, передающие манеру исполнения Якова Турка. Что особо подчеркивает рассказчик?
— Прочитайте выразительно фрагмент, содержащий оценку пения Якова Турка рассказчиком.
— Почему слушатели не выражают эмоции так, как в эпизоде пения рядчика?
Слушатели испытывают целую гамму чувств, которые очень трудно передать каким-либо движением или фразой. О том, что действительно глубоко волнует, люди предпочитают молчать.
— Как характеризует героя замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас…»?
Яшка Турок — настоящий художник, который, создавая прекрасное, не думает о награде. Высшая награда для него — возможность творить.
2.10. Обращение к таблице.
— Каков смысл противопоставления образов Якова Турка и рядчика?
В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам.
2.11. Выразительное чтение финала рассказа от слов «По деревне мелькали огоньки» до конца рассказа.
— Почему рассказ завершает «пьяная» сцена?
И.С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние на русский народ оказывает всеотупляющая будничность, «власть тьмы», «страшного оврага».
2.12. Обращение к Краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике. Чтение словарной статьи «Эпилог».
III. Подведение итогов урока.
Эпилог рассказа вызывал неизменное восхищение читателей. «Помнишь ли ты Антропку в Тургеневе? — писал в 1873 г. Ф.М. Достоевский. — Сия вещь любимого писателя публики — поистине гениальная». Летом 1881 г. Тургенев говорил Е.М. Гаршину о заключительном эпизоде «Певцов»: «Ведь я же не выдумал этого Антропку. Ведь я в самом деле слышал, как они перекликались».
Диалог позволяет избавиться от ощущения безысходности, навеянного финальной сценой, заставляет читателя улыбнуться детской непосредственности героев. Финал рассказа остается открытым. Судьбы людей выглядят незавершенными, ожидается их продолжение за пределами «случайно» прерванного рассказа. Тургенев в какой-то мере оправдывает ожидания читателей: разомкнутый финал предыдущего очерка часто подхватывается началом последующего, незавершенный сюжетные нити получают продолжение и завершение в других очерках.
IV. Домашнее задание.
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».
2.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о картинах В.М.Васнецова «Нищие певцы», В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах».
4