Конспект урока по Литературе «Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в главах « Бэла», «Максим Максимыч»» 9 класс

Тема урока : Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в главах « Бэла», «Максим Максимыч».

Класс: 9

Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа ; выявление читательской позиции учащихся ; развитие навыков монологической речи.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция.

Ход урока :

  1. Вступительное слово учителя.

Единственный завершённый роман М.Ю. Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В « Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы « Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже « Фаталист» с примечанием, что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных»; в 1840 г. Там же печатается « Тамань» и следом выходит двумя частями — томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А.А. Краевский взамен первоначального авторского « Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединённых образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально- психологическим и философским романом.

« Герой нашего времени» — это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин- единственный главный герой, его одиночество в романе принципиально значимо. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое- то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной , но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому. Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени2 (1841 г.) заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени.

  1. Работа с сюжетным порядком романа- хронологический (фабульный порядок).

Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор.

« Бэла» Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера- повествователя с Максимом Максимычем.

Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

Переезд через Крестовый перевал.

Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

Концовка « Бэлы». Заключение от имени офицера- повествователя.

« Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным.

С включением сообщения о том, что Печорин умер.

«Предисловие к « Журналу Печорина» История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды.

« Тамань» Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью.

« Княжна Мери» Окончание повести- запись, сделанная Печориным по памяти в крепости.

« Фаталист» История с Вуличем а казачьей станице зимой, до похищения Бэлы.

Такое построение даёт автору возможность:

— максимальную заинтересованность читателя судьбой Печорина;

— проследить историю его внутренней жизни;

— образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

— при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.

3. Зрительная гимнастика.

4. Реализация домашнего задания:

В ходе проверки учащимся могут быть заданы следующие вопросы для выявления восприятия:

« Бэла» — Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

« Максим Максимыч» — Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

5. Диспут на тему « Печорин герой своего времени».

Следует задать ученикам вопрос о том, почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев.

6.Итог урока: учитель отмечает о необычности романа, рассказывает об истории критической литературы о романе.

7.Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению главы « Княжна Мери».

Свежие документы:  Сочинение на тему: Главные темы в лирике Александра Твардовского

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: