Урок литературы в 5 классе
Учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Будоговищенская ООШ»
Белёвского района
Тульской области
2012 г.
Тема урока: Русские народные сказки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма: нетрадиционная.
Класс: 5.
Цель урока: Познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.
Задачи:
Образовательные:
развить представление о сказке;
показать особенности жанра сказки;
дать представление о систематизации сказок.
Развивающие:
развивать творческое мышление, активность учащихся;
развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа;
совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
Воспитательные:
привить любовь к слову, повысить интерес к русской литературе;
воспитывать бережное отношение к родному языку.
способствовать воспитанию добрых чувств.
Оборудование урока: учебник литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Звучит песня из к/ф «Там на неведомых дорожках».
— Наш урок, как вы уже догадались по оформлению кабинета, посвящен одному из самых интересных фольклорных жанров – сказке. Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил их. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки — основа сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников. Репродукции картин по мотивам русских народных сказок вы видите на стендах класса, на цветных вклейках учебника- хрестоматии.
2. Беседа по сказкам.
Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы вспомнили?
— За что вы любите сказки?
— Назовите ваши любимые народные сказки.
— Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?
— Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?
Демонстрируется титульный слайд 3, тему урока дети записывают в тетрадь.
3. Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.
— Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, И. Я. Билибина (слайд 4-7), назовите сказочных героев.
— Вспомните и перескажите эпизоды, изображенные на картинах.
4. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные сказки» (с.8-10)
— Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 7). Кто запомнил? Расскажите.
Комментарии учителя.
Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету. Сама жизнь и труд крестьян способствовали распространению сказок.
Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.
Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.
Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 8). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.
Герои бытовых сказок (Слайд 8) – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.
Особая группа сказок – волшебные (Слайд 8). Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.
Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, — победа.
Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.
Баба Яга (Слайд 9) – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.
Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.
Кощей Бессмертный (Слайд 10) — это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.
Змей Горыныч (Слайд 11) – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, — тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван (Слайд 12): Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.
Чудесные предметы (Слайд 13) – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка. (Слайд 14)
Сказки имеют особое построение — композицию. (Слад 15).
Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. (Слайд 16). Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу с самой сказкой.
За присказкой следует зачин (Слайд 17), который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…».
Часто в сказках имеется концовка (Слайд 18), которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».
Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии». Найдите в учебнике определение, что такое эпитет. Прочитайте и запишите первую строчку до слова «предмета». Запомните.
Демонстрируется слайд 19, записывается информация в тетрадь.
Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов (Слайд 20), употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов (Слайд 21), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Слайд 22). По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.
5.Закрепление нового материала.
Раздается стук в дверь.
— Ребята, кажется, к нам пришли гости.
В класс входят гном Забывалка и гном Путалка.
Гномы:
— Здравствуйте, ребята. Меня зовут гном Забывалка.
— А меня – Путалка. Мы узнали, что сегодня на уроке вы говорите о сказках, и пришли к вам за помощью.
Гном Забывалка:
— Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить сказки, иллюстрации к которым вы увидите, и определить их вид.
Демонстрируются кадры слайда 23, дети дают ответы.
Гном Путалка:
Однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.
– «Царевна-Индюшка» (Слайд 24).
– «По собачьему веленью» (Слайд 25).
– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка» (Слайд 26)
– «Петушок — золотой пастушок» (Слайд 27).
– «Мальчик-с-кулачок» (Слайд 28)..
– «У страха уши велики» (Слайд 29).
— Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки! Спасибо вам большое за помощь!
Гномы уходят.
Домашнее задание:
1. Дочитать сказку до конца.
2. Подготовить подробный пересказ сказки «Царевна-лягушка».
3. Охарактеризовать главных героев (устно).
Использованные интернет-ресурсы:
https://pedsovet.su/load/321-1-0-37912
https://www.licey.net/lit/istok/magic
https://www.hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod358.php
https://referat.mirslovarei.com/d/465643/
Использованная литература:
В мире литературы. 5 кл.: Учеб.хрестоматия для общеобразовательных заведений. В 2 ч. Ч.1/Авт.-сост. А.Г. Кутузов, В.В. Леденва, Е.С.Романчева, А.К.Киселев. – М.: Дрофа, 1995.
Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В двух частях. Ч.1/Авт.-сост. М.А.Снежневская, О.М. Хренова. – 4-е изд., доработ. – М.: Мнемозина, 2001.
Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. –М.: ВАКО, 2009.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература/Авт.-сост. Н.В. Чудакова – М.: АСТ –ЛТД,1997.