Конспект урока по Литературе «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» (Любовная лирика Константина Бальмонта) 11 класс

«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» (Любовная лирика Константина Бальмонта.11 класс)

Урок составила Муратова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№41 г. Нижнего Новгорода











Тема: « Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» (Любовная лирика Константина Бальмонта).

Смерть и время царят на земле,-

Ты владыками их не зови,

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Вл. Соловьёв (поэт и философ)



— С чем сравнивает Вл.Соловьёв любовь? ( С солнцем, Солнце – Любовь — символ – образ)

— Как вы понимаете этот символ? (Солнце — Вечность; Любовь вечна)



Приложение:

На уроке исполняются 2 текста К. Бальмонта:

  1. «До последнего дня»

Быть может, когда ты уйдёшь от меня

Ты будешь ко мне холодней.

Но целую жизнь, до последнего дня,

О друг мой, ты будешь моей.

Я знаю, что новые страсти придут,

С другим ты забудешься вновь.

Но в памяти прежние образы ждут,

И старая тлеет любовь .

И будет мучительно- сладостный миг,

В лучах отлетевшего дня,

С другим заглянувши в бессмертный родник,

Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня.











  1. * * *

Она отдалась без упрёка,

Она целовала без слов.

— Как тёмное море глубоко,

Как дышат края облаков!

Она не твердила : «Не надо»,

Обетов она не ждала.

-Как сладостно дышит прохлада,

Как тает вечерняя мгла!

Она не страшилась возмездья,

Она не боялась утрат.

— Как сказочно светят созвездья,

Как звёзды бессмертно горят.







  1. Заданием к уроку было анкетирование по вопросам (анонимно):

— Для меня любовь – это . . .

— Если бы не было любви, было бы . . .

— Можно ли жить только любовью?









Ход урока:





  1. Начать с высказываний детей о любви. Вспомнить эпиграфы к урокам о любви и стихи русских поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева и Фета. Что общего во всех высказываниях о любви?

  2. Есть такое высказывание: «Любовь можно испытать, но рассказать о ней невозможно». Может быть обычные люди и не расскажут о любви, но есть люди, как сказал А.Блок, «называющие всё по имени, отнимающие аромат у живого цветка». Люди эти — поэты. Один из них- К. Бальмонт. Что для него любовь?





Цель урока: Давайте попытаемся вместе ответить на этот вопрос.

  1. Читаю стихотворение 1

— Вас ничего не настораживает в первой строчке? (Поэт заранее прощается с любимой)

-Уход любимой ещё не означает конец любви. Докажите это строчками из стихотворении ( « Но целую жизнь, до последнего дня,

О друг мой, ты будешь моей»)



— Получается парадокс. Почему она будет «целую жизнь» с поэтом,

Если она уйдёт, «будет к нему холодней» ( Любовь останется в памяти, в душе старая любовь «тлеет вечно»)



-Поэт — символист говорит своим стихотворением: «Я люблю тебя в себе!» Как вы понимаете это?

-С чем сравнивает любовь поэт? ( «бессмертный родник»),

-Почему использовал Бальмонт такое сравнение?(бессмертный- вечный, как любовь; родник- водный источник, текущий из глубины земли (толк. словарь) Вода очень чистая, как чистая настоящая любовь).

-Всмотримся в последнюю строчку стихотворения: «Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня». Что в ней необычного, как она построена?

( ты и я; влюблённые смотрят в глаза друг друга ; как два зеркала; как кольцо- строчка закольцована- кольцо символ любви; поэт и его любимая неразделимы)





  1. Читаю стихотворение №2

-Бальмонт в этом стихотворении пытается понять женщину, разгадать тайну её любви. Ради какой любви можно «отдаться без упрёка», « не ждать обетов» и «не страшиться возмездия»? (искренней )

-На протяжении всего стихотворения Бальмонт проводит параллель между женщиной и природой. Найдите примеры из текста . (Любовь глубока как море, сладостна как дыхание прохлады, сказочна как созвездие и бессмертна как звёзды)

— А почему поэт сравнивает любовь женщины с природой, именно с природой?(Природа также непознаваема , как женщина

и вечна, как любовь)





  1. Задание классу(10 мин.)

Сделайте письменный анализ одного из стихотворений Бальмонта.



Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть(знать тропы и фигуры речи).



Свежие документы:  Конспект урока азбуки по теме: Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: