14
План-конспект
урока литературы
в 11 классе на тему:
«Россия… Судьба… Трагедия…»
(Жизнь и творчество М. Цветаевой).
Выполнила учительница
русского языка и
литературы Мари-
Турекской средней
школы Камилова Р. В.
(Урок проведён в 11 Г
классе 30. 11. 2006г.)
п. Мари – Турек.
2006г.
Тема: «Россия… Судьба… Трагедия…»
(Жизнь и творчество М. Цветаевой).
Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и основными мотивами творчества М. И. Цветаевой; 2) совершенствование навыков выступления с сообщением, выразительного чтения наизусть, развитие речи (написание рецензии), навыков анализа лирического произведения, развитие творческих особенностей;
3) воспитание интереса к жизни и творчеству М. Цветаевой, чувства сопричастности к трагической судьбе поэтессы, воспитание нравственных качеств.
Методы: эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод творческого чтения (выразительное чтение наизусть), дифференцированный (сообщения, рецензия), групповой (по рядам), творческий, музыкальный.
Оборудования: портрет Цветаевой, её фотография с
С. Эфроном // Лит. в школе.-03, №9, стихотворение Цветаевой
«Я с вызовом ношу его кольцо», раскладушка «М. Цветаева. Жизнь и творчество», ученические сборники стихотворений «Мой серебряный век», схемы анализа стихотворений, гитара.
«Россия… Судьба… Трагедия…»
(Жизнь и творчество Марины
Цветаевой).
Многогранное творчество
Марины Цветаевой мы только
начинаем постигать. Трагичес-
кая её судьба в полной мере
отразилась в нём, как в днев-
нике, который пишут для себя
и в котором не солгут ни звуком.
И. Г. Минералова.
Моим стихам,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
М. Цветаева.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Психологическая подготовка к изучению нового материала.
1) Выступление чтецов.
1-й чтец:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Май 1913.
2-й чтец:
Что другим не нужно – несите мне!
Всё должно сгореть на моём огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В лёгкий дар моему огню.
Пламень любит – лёгкие вещества:
Прошлогодний хворост – венки-слова.
Пламень – пышет с подобной пищи!
Вы ж восстанете – пепла чище!
Птица-Феникс я, только в огне пою
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю – и горю дотла!
И да будет вам ночь – светла!
Ледяной костёр – огневой фонтан!
Высоко несу свой высокий стан,
Высоко несу свой высокий сан –
Собеседницы и Наследницы!
2 сентября 1918.
3. Изучение нового материала.
1) Слово учителя:
— Ребята, только что для вас прозвучали стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, многогранного художника, навеки вписавшего своё имя в историю отечественной литературы. В наступающем 2007 году исполнится 115 лет со дня рождения этой замечательной русской поэтессы. И наш сегодняшний урок я хочу посвятить именно этому событию.
2) Запись темы урока и эпиграфов в тетрадь.
3) Слово учителя:
— Многие годы и даже десятилетия широкая читательская аудитория была лишена возможности обращаться к её многогранному творчеству – книги Цветаевой почти не издавались. Теперь положение изменилось, но всё-таки мы снова и снова листаем эти страницы, которые излучают свет размышлений, чувств, воспоминаний.
Где же истоки её таланта? Сначала обратимся к судьбе поэтессы.
4) Литературная композиция.
1-й чтец.
26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
2-й чтец.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
3-й чтец.
«Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала»,- и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а не ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.
4-й чтец.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
5-й чтец.
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У
неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь уже любовь к поэтическому творчеству захватила её целиком.
6-й чтец.
Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминала: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»
1-й чтец.
Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»:
Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы…
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица –
Локоны, в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько?-
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Тёмные звёзды погасли.
— Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моём — не от вас ли?..
2-й чтец.
Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почёт сей, почётно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх по поэте печётся!
Почётно – почётно – почётно – архи –
Почётно – почётно – до чёрту!
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв».
3-й чтец.
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по
себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми к. 19 – н. 20 века.
Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – А. Блоку:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё, — ах, нельзя!
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
4-й чтец.
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи.
5-й чтец.
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны!-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
-Всем вам, кто жил и умирал без страху!-
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
6-й чтец.
1913 год. Коктебель. Рядом с М. Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким
взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её – во внутреннем…
1-й чтец.
Тихо плещется море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:
В огромном липовом саду-
Невинном и старинном-
Я с магдалиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной магдалины.
Пробором кудри разделив…
Тугого шёлка шорох,
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах.
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы.
2-й чтец.
Стихи М. Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
(Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной» из кинофильма
Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром» в исполнении Дины Ишановой, гитара – Данилов Константин).
3-й чтец.
Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три с половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным-давно – перекричать разлуку –
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь волн,
Пусть странствует она – свечой под праздник –
Вот так: из длани в длань.
О ветер, ветер, верный мой свидетель,
До милых донеси,
Что еженощно я во сне свершаю
Путь с Севера на Юг.
4-й чтец.
И снова разлука: с 1922 по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.
5-й чтец.
Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени уже на родине).
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы… испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.
6-й чтец.
«Я раскрыла листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».
5) Слово учителя:
-Это произошло 31 августа 1941 года. Что послужило причиной? Многое. Во-первых, собираясь в Москву, Цветаева не знала, что её родная сестра, Анастасия, вот уже 2 года находилась в тюрьме… В заключении оказался и её муж – Сергей Яковлевич Эфрон, ранее вернувшийся на родину. Её же здесь встретили – в том числе и собратья по перу – более чем прохладно, или, сказать по-другому, осторожно. Не приняли ни в Союз писателей, ни в Литературный фонд, что в какой-то степени могло бы поддержать материально. Да, ей поручали делать переводы, посоветовали подготовить сборник стихотворений. Но
когда рукопись была представлена в издательство, рецензент – им был литературовед Корнелий Зелинский –
как говорится, «зарубил» её как формалистическую. После начала войны, в эвакуации, ни работы, ни средств к
существованию вовсе не стало. Она писала заявления с просьбой принять её на работу в писательскую столовую посудомойкой.
Вопрос классу:
— Какие темы творчества Марины Цветаевой вы можете назвать?
(Темы любви, дружбы, родины, стихотворения, посвящённые Пушкину, Блоку, Эфрону, Пастернаку…)
— Голос Цветаевой, он и о любви, и о жизни, и о смерти, и об Отечестве. Но, пожалуй, самое яркое отличительное впечатление производят стихи о любви, так называемая любовная лирика.
— К кому обращена любовная лирика поэтессы?
(Мужу Сергею Эфрону).
6) Сообщение подготовленного ученика (демонстрирует портрет С. Эфрона)
Сергей Эфрон (1893-1941).
Сергей Яковлевич Эфрон – сын известных народовольцев Елизаветы Дурново и Якова Эфрона. Его мать происходила из старинного дворянского рода, отец – из бедной еврейской семьи.
Познакомились Эфрон и Цветаева как в сказке: на пустынном берегу Марина ищет красивые камни. Высокий тонкий незнакомец с огромными серо-голубыми глазами просит разрешения ей помочь. Марина соглашается и загадывает (в шутку или всерьёз?): если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, она выйдет за него замуж.
Через полгода Марина и Сергей поженились.
Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни случилось. «Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша!» — восклицала Марина в одном из писем.
На чёрно-белой фотографии 1911 года Сергей и Марина стоят рядом – юные и прекрасные, вид – парадный: он в костюме, в белой рубашке с бабочкой-галстуком, она – в длинном платье с высоким воротником. В Серёжиных распахнутых глазах – удивление, мягкость, нежность, мечтательность. В Маринином всегда прищуренном взгляде, в лёгком повороте головы, в полуулыбке – уверенность, гордость, торжество.
В первые годы брака Цветаева адресует Сергею Эфрону восхищённые и восхитительные стихотворения-портреты. Она изображает мужа рукой живописца-импрессиониста: «серо-зелёные», «серо-синие» глаза Сергея подобны морю, его взгляд способен двигать горы. Сергей – возлюбленный, рыцарь, воин.
В далёкие 1912-1916 годы Сергею и Марине хотелось «Любови вечной на земле», верилось в это чудо, потому что всё было «как будто на века». Именно тогда с гениальной лёгкостью писались, лились рекой цветаевские стихотворения: «Ты, чьи сны непробудны…», «Моим стихам…», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Под лаской плюшевого пледа…», «Мне нравится, что вы больны не мной…» — всех не перечислить.
Грянула 1 мировая война. В России царили разруха, голод, нищета, смерть. Свершились революции, началась война гражданская, сын пошёл на отца, брат на брата – мир раскололся пополам.
Разбились пополам – на «до» и «после» — жизнь Марины и Сергея.
Эфрон выбирает путь воина-белогвардейца. Цветаева не думает об опасности быть в «красной» России женой и матерью детей белогвардейца (их уже двое). Ведь она «с первого часа знала»: иначе Сергей поступить не мог.
В январе 1918 года последний раз перед долгой разлукой Марина видела Сергея. До отъезда в Ростов, где формировалась Добровольческая армия. Самая большая трагедия – смерть от голода младшей дочери Ирины.
Движимая любовью, Марина Ивановна с дочерью Алей 13 мая 1922 года отправится в Берлин к Сергею Яковлевичу. Семья воссоединится и 17 эмигрантских лет проживёт в Германии, в Чехии, во Франции. У Марины родится долгожданный сын Георгий…
После четырёхлетней разлуки Марина приняла Эфрона и «этого», и «того» — со всеми его талантами, достоинствами, слабостями, недостатками, противоречиями. Цветаева не отреклась от мужа ни в «красной» России, когда он был с «белыми», ни в белоэмигрантской Франции, когда он изменил прежние убеждения, сделался оплаченным сотрудником «Союза возвращения на родину».
Эфрон остро ощущал трагедию изгнанничества. В 1931 году он станет хлопотать о советском паспорте.
Марина Цветаева вряд ли предполагала, какую цену придётся заплатить Сергею за его желания: стать агентом советской разведки, вербовщиком добровольцев для отправки в Интербригаду в Испанию, организатором убийства чекиста-невозвращенца Игнатия Рейсса.
В 1939 году Марина Ивановна отправится в Москву. Поедет за погибелью – своей и своих родных
10 октября того же года на даче в подмосковном Болшеве Сергея Яковлевича арестуют. Говорят, когда мужа уводили, Марина осенила его крестным знамением. Эфрона расстреляют в октябре 1941 года – сбудется грустное пророчество цветаевского четверостишия, написанного как эпиграф к судьбе Сергея:
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть победила…
4. Закрепление изученного.
1) Анализ стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо»
3 июня 1914 г. Коктебель.
— Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. Одно из них – «Я с вызовом ношу его кольцо!» Определите тему и идею стихотворения.
(Тема любви, идея – женская верность).
— Какова разновидность лирики?
(Интимная).
— Какова интонация стихотворения?
(Взволнованная, эмоциональная).
— Что вы можете сказать о рифме и способе рифмовки данного стихотворения?
(Рифма мужская и женская, способ рифмовки – перекрёстный).
— Охарактеризуйте лексику стихотворения.
(Лексика патетическая, возвышенная).
— Назовите стихотворный размер, которым написано данное стихотворение.
(Ямб).
— Какие художественные тропы и синтаксические фигуры использованы Цветаевой в данном стихотворении?
(Эпитет: «роковые времена»; сравнение: «лицо подобно шпаге»; гипербола: «чрезмерно узкое лицо»;
оксюморон: «мучительно-великолепны брови», «его глаза прекрасно-бесполезны»; риторические восклицания: «Я с вызовом ношу его кольцо!», «Его глаза прекрасно-бесполезны!», «Всем вам, кто жил и умирал без страху!»).
— Охарактеризуйте образ лирической героини.
(Черты характера лирической героини: прямота, честь, достоинство, терпение, умение принимать удары судьбы с высоко поднятой головой. Она сильная женщина, гордая, решительная. У неё горячее сердце, жаждущее любви и дружбы).
— Какой портрет возлюбленного обрисован в данном стихотворении?
(«Чрезмерно-узкое лицо // подобно шпаге»;
«Безмолвен рот его, углами вниз,// Мучительно-великолепны брови…»; «Он тонок первой тонкостью ветвей. // Его глаза – прекрасно-бесполезны!..»).
— Что вы можете сказать о композиции произведения?
(Состоит из 3 частей:
1 – две первые строчки, в которых лирическая
героиня выражает своё отношение, свою позицию,
2 – десять следующих строк – описание
возлюбленного,
3 – последнее четверостишие: лирическая героиня говорит о верности и долге.
-Какие строки стихотворения без знакомства с биографией С. Эфрона нам бы были не понятны?
(«В его лице трагически слились // две древних крови».
Цветаева имеет в виду русскую и еврейскую кровь, т. к. мать Эфрона – русская, а отец – еврей.)
— Какие мысли и чувства вызвало в вас это стихотворение? Что особенно поразило? Ваши впечатления о прочитанном.
2) Слово учителя:
— Ребята, 17 октября этого года нам с вами посчастливилось в стенах нашей школы посмотреть моноспектакль о жизни и творчестве Марины Цветаевой в исполнении нашей землячки, выпускницы ГИТИСа Красновой Тамары. Поделитесь впечатлениями от увиденного.
3) Прослушивание рецензии на спектакль. (Полатова
Анна).
5. Итог урока.
1) Слово учителя:
— Прослеживая сегодня жизненный путь Марины Ивановны Цветаевой, переживая вместе с ней, читая стихи и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки. Она оказалась права, уверенно заявляя в 1913 году:
Моим стихам,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Сегодня сильной, сложной, настоящей поэзии Цветаевой «настал черёд», потому что настоящее в искусстве не умирает.
2) Оценивание работы учащихся на уроке.
6. Задание на дом: 1) выучить наизусть стихотворение
М. Цветаевой «Я с вызовом ношу его
кольцо»,
2) письменно проанализировать
стихотворение М. Цветаевой:
1-й ряд – на тему родины,
2-й ряд – стихотворение, посвящённое А. Блоку,
3-й ряд – стихотворение, посвящённое А. С. Пушкину.