Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Кто прав:Настя или Митраша?» (По сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)



  1. Камилова Разина Вильсуровна

  2. МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

  3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы


































Тема: «Кто прав: Настя или Митраша?» (По сказке-были

М.М. Пришвина «Кладовая солнца».)


Образовательная цель: познакомить учащихся с главными героями сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Настей и Митрашей; объяснить, почему писатель определил жанр произведения как сказка-быль.

Развивающая цель: совершенствование навыков выразительного чтения, характеристики героев, пересказа, инсценирования, словесного рисования, ведения диспута, групповой деятельности; развивать речь учащихся: умение сопоставлять, обобщать при анализе литературного произведения, работать с текстом.

Воспитательная цель: воспитание любви к человеку, к природе, к животным; воспитание чувства коллективизма.

Методы: эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод творческого чтения (пересказ, выразительное чтение ), метод словесного рисования, инсценировки, групповой, индивидуальный.

Оборудования: учебник, портрет М.М. Пришвина, выставка литературы

М.М. Пришвина и о нем для внеклассного чтения, рисунки учащихся, карточки с вопросами для групп.



Ход урока:





  1. Организационный момент.

  2. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.


  1. Слово учителя:

— Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали знакомство с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина, с большим интересом прочитали его сказку-быль «Кладовая солнца». На сегодняшнем уроке все наше внимание будет обращено к главным героям этого произведения Насте и Митраше. Мы попробуем ответить на вопрос: «Кто прав: Настя или Митраша?»


  1. Запись темы урока в тетрадь.


3.Изучение нового материала.

1) Беседа по вопросам:

— Обратимся к тексту произведения. Откройте учебники и прочтите самое начало сказки-были.




« В одном селе возле Блудова болота в районе города Переславль – Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне…»

-Скажите, чем начало произведения напоминает сказку?

Не обычный зачин, похоже на «жили-были».

-А что реального в этом вступлении?

Их мать умерла т болезни, отец погиб на Отечественной войне.

Таких детских судеб было много: родители умерли либо погибли на войне.


2) Работа в группах по карточкам ( карточки с вопросами были даны заранее).

1 группа


-Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно называть сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении?

(Пришвин использует прием олицетворения, когда пишет о деревьях, что они стонут, когда называет ветер злым. Образ собаки Травки, Серого помещика, змеи.)


2 группа


— Что в «Кладовой солнца» является былью?

(Тяжелая жизнь детей, упоминание о ВОВ, даются конкретное место и время действия.)


Вывод: в произведении Пришвина переплетается сказочное и реальное, этим приемом любил пользоваться Гоголь (вспомним изученную нами ранее « Ночь перед Рождеством»). Поэтому жанр произведения Пришвина — сказка-быль.



3 группа


— Найдите описание Насти и Митраши в начале повествования.

Какие сравнения и эпитеты использует автор в описании главных героев? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?



  1. Посещение классной художественной выставки.

(Один ученик выступает в роли экскурсовода и описывает рисунки, выполненные учениками, особое внимание уделяя внешности главных героев произведения.)


4 группа


— Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери?

Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было удивительным в их жизни?


  1. Задание: разгадать загадку.


«Кислая и очень полезная для здоровья ягода, растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая- самая сладкая она бывает, когда пролежит зиму под снегом». О какой ягоде идет речь?

(Клюква. Учителю можно угостить всех детей клюквой.)


— Пока вы пробуйте клюкву, давайте посмотрим, куда же собрались наши герои.


  1. Инсценирование сцены, где Настя и Митраша собрались в лес.


( Девочка, исполняющая роль Насти, одета в куртку, на голове повязан платок, в руках корзина. Мальчик, исполняющий роль Митраши, одет в куртку, кепку, на плече ружье, в руках компас.)


Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

Митраша: Зачем тебе полотенце?

Настя: А как же? Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

Митраша: За грибами! Много ты понимаешь: грибов бывает много, так плечо режет.

Настя: А клюквы, у нас ,может быть, еще больше будет.

Митраша: Ты это помнишь, как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу…

Настя: Помню, о клюкве говорил, что знает местечко и клюква там осыпучая, но что о какой-то палестинке говорил, я не знаю. Еще помню, говорил про страшное место слепую елань.

Митраша: Вот там, возле елани, и есть палестинка. Отец говорил: идите на высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через звонкую Борину, держите все прямо на север и увидите – там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На палестинке еще никто не бывал!

Настя кадет в корзину картошку. Дети выходят из дома и идут в лес. Митраша, проверив по компасу направление троп, указывает на слабую тропу.


Митраша: Нам надо по этой на север.

Настя: Это не тропа.

Митраша: Вот ещё! (сердито). Люди шли, — значит тропа. Нам надо идти на север. Идём, и не разговаривай больше.

Настя: Смотри, какая плотная моя трава, тут все люди ходят. Неужели мы умней всех?

Митраша: Пусть ходят все люди (решительно). Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверно, на севере вовсе и нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как Раз не на палестинку, а в самую слепую елань угодим.

Митраша: Ну ладно, я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.


Митраша уходит, а Настя, плюнув ему вслед, идёт по своей тропе.


  1. Дискуссия между группами: Кто прав: Настя или Митраша? (Группы совещаются в течение 2-3 минут, затем высказывают своё мнение, аргументируют, спорят).


Первая группа выступила с обвинениями в адрес Митраши, заявив, что нужно прислушиваться к мнению старших, что он из-за своего упрямства чуть не погиб.

Вторая и третья группы учащихся посчитали правым Митрашу, аргументировав это темЭ что мальчик прислушался к наказам своего отца, а вот Настя, как старшая сестра, не должна была бросать братишку, а идти с ним.

Четвёртая группа предложила свою версию, заявив, что оба героя поступили необдуманно, что им, как брату и сестре, всегда нужно держаться друг за другаи прислушиваться к чужому мнению.


4. Закрепление изученного.


1) Беседа по вопросам:

-Какое значение вкладывает писатель в спор Насти и Митраши?

-Как вы понимаете смысл эпиграфов к уроку?

-Как вы понимаете смысл названия произведения «Кладовая солнца»?


2) Слово учителя:

-После появления «Кладовой солнца» киностудия «Мосфильм» предложила Пришвину написать киносценарий по этому произведению. Фильм так и не был создан, но киноповесть под названием «Серый помещик» была опубликована в сборнике произведений М. М. Пришвина в 1957 году.


  1. Итог урока.

  1. Оценивание работы учащихся на уроке.


  1. Задание на дом.

В группах написать письмо Насте и Митраше, запечатать его в подписанный конверт.


6


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Мальчик – Стёклышко"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: