Слайд 1
Тема: Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Цель: проанализировать эпизод «Бал в доме Фамусова» и выяснить, какое место он занимает в комедии.
Слайд 2
Задачи: 1.повторить структуру плана анализа эпизода;
2.развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать собственную точку зрения; работать с текстом.
3.воспитывать эстетические чувства учеников средствами поэтического языка, художественного чтения.
Доска
эпиграф Ну бал! Ну Фамусов!
Умел гостей назвать!
А.С. Грибоедов
Эпизод – часть литературного произведения,
обладающая относительной
самостоятельностью и законченностью. Кульминация — наивысшая точка
Ход урока
I.Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим работать над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», остановимся на III действии, а именно проанализируем эпизод «Бал в доме Фамусова» и выясним, какое место он занимает в произведении. Портрет. Слайд3
Откройте тетради, запишите число, тему урока и лексическое значение слов эпизод, кульминация.
Ребята, посмотрите свои записи в тетради и напомните схему анализа эпизода.
(Уже есть в тетради) Слайд 4
1.Что предшествует эпизоду?
2.Связь основной мысли произведения с идеей эпизода
3.Герои
4.Композиция
5.Художественные приемы
6.Роль эпизода в произведении
На предыдущем занятии мы выяснили, что именно во II Д начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия комедии.
Ребята, как начинался конфликт Чацкого с Фамусовым?
Вспомните их словесную дуэль и те моменты этой дуэли, которые дают нам представление об отношениях между Фамусовым и Чацким. Слайд 5 (подготовленные — Купрюхина и Нигматова ) По каким позициям они разошлись?
(Отношение к службе
Отношение к иностранщине
Отношение к крепостным
Отношение к учению
чинопочитание к богатству).
Итак, конфликт завязался, Чацкий и Фамусов разошлись во мнениях. Какое же он будет иметь продолжение?
Бал в доме Фамусова Слайд 6
1.Спокойным ли Чацкий приходит на бал?
Каково его состояние?
— (Чацкий взволнован тем, что Софья его не любит, он раздражен, пытается выяснить, кто его соперник)
— (А точнее: поговорить с Софьей, почему она предпочла Молчалина, ведь тот глуп, а она – умная девушка). Она смеется над Чацким! )
— (Начитавшись сентиментальных романов, она полюбила не настоящего Молчалина, а вымышленного).
Раздражение Чацкого усиливается при встрече с гостями.
Отсюда мы понимаем, что происходит непосредственная связь основной мысли произведения с идеей эпизода.
С какой целью приезжают гости на бал к Фамусову?
( — одни едут на бал от скуки.)
( — Другие, чтобы завести знакомства с нужными людьми)
( — Третьи, чтобы устроить судьбу своих детей.)
Кто они, эти гости?
Типичное московское дворянское общество начала 19 в.
— Горичи муж с женой Слайд 7
— Семейство Тугоуховских Слайд 8
— Графини Хрюмины Слайд 9
— А.А Загорецкий Слайд 10
— Старуха Хлестова Слайд 11
— Полковник Скалозуб Слайд 12
— Молчалин Слайд 13
На балу собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. За глаза гости Фамусова осуждают друг друга. А Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь Чацкий успевает со всеми гостями перессориться.
А теперь посмотрим на композицию эпизода. Она тоже неслучайна. Условно картину бала можно разделить на три части. Какие? Назовите.
1.Конфликт Чацкого с гостями бала.
2.Слух о сумасшествии. Слайд 14
3.Приговор Чацкому.
Ребята, как вы считаете, эта сцена бала написана в комическом или в трагическом плане?
Зачем этот эпизод сделал Грибоедов смешным? А где был злой смех? Как вы это объясните? (в тетради)
В комедии Грибоедов собрал всех в одном месте, чтобы показать их пороки, их глупости, слабоумие, слабодушие, страх перед новым, но герои боятся, отгораживаются. Эта сцена- битва толпы пустой и никчемной и человека, который не в состоянии доказать, что он прав.
Какие из приемов использовал Грибоедов?
— (Ирония, сатира, сарказм) Слайд 15
Откуда появился слух о сумасшествии Чацкого ? Д III явл 14 Софья и Г.Н.
Кто пускает слух? (Софья)
Цель? (Она мстит Чацкому за злые отзывы о Молчалине)
Слух распространяется быстро, так как для светского общества привычна ситуация распространения слухов. Была подготовлена почва.
Общество просто жаждало, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если Чацкий нормальный, и все что он говорит, правда, то это значит, что у них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
А что он говорил? Цитировать.
(Но если сказать графине внучке, что она зла оттого, что «в девках целый век», или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть сумасшедшим).
И московское общество выносит Чацкому приговор. Какой? – (безумен).
А причина какая?
«Ученость – вот причина» Д III явление 21 (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ)
(Фамусов, Хлестова, Княгиня,
Скалозуб, Загорецкий)
Итак, сплетня связывает любовный и социальный конфликты, с одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем: вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России.
Развитие конфликта достигает своей наивысшей точки: общество отвергает Чацкого.
Делаем выводы: Поэтому мы и называем эпизод «Бал в доме Фамусова»- кульминационным в комедии Грибоедова?
(На доске лексическое значение)
Гости разъезжаются и все бранят Фамусова за скучный бал. Теперь вам понятны возмущения гостей?
Эпиграф читаем.
Почему с такой иронией произносятся эти слова? Что имеется ввиду? (Чацкий испортил им бал. Никто не выполнил свою миссию на балу: ни женихов не удалось найти, ни с нужными людьми завести знакомство…,- и обозвал всех дураками.)
Вывод: это поведение людей, которые не умеют, не знают, как себя вести с неугодным человеком. А вальс – это маска, прикрытие. Действие оканчивается открытым финалом. Все должны задуматься…
Д/З Сочинение – миниатюру «Почему гости остались недовольные балом?»
Итог урока.