Конспект урока по Литературе «Судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» 7 класс




Конспект урока литературы в 7 классе.







Тема:





«Судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова

«Размышления у парадного подъезда»







Урок разработала:

учитель русского языка

и литературы

ГУ СШ №121 п. Кушмурун

Кузнецова Галина Витальевна





2014 год

Тема: «Судьба народа в лирическом произведении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»


Цели урока: познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова;
определить художественного своеобразия стихотворения, тему, настроение;
формирование умения выразительного чтения лирического произведения, нахождения тропов;
привлечь внимание учащихся к глубокому раздумью автора о народе, его угнетенном положении, духовных силах и судьбе.

Тип урока: урок новых знаний.


Оборудование:

  1. Презентация.

  2. Портрет писателя и тема урока

  3. Иллюстрации Д.И.Шмаринова и других художников к стихотворению.

4. Репродукции картин И.Репина «Бурлаки на Волге», Перова, Маковского, Саврасова.



Ход урока.




  1. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята. Наш урок я хотела бы начать стихотворением (на фоне музыки

слайды с изображением картин русской природы, жителей России 19 века):

Эти бедные селенья

Эта скудная природа-

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

 



Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

 

Удручённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

2. Беседа с учениками.

— Каким настроением наполнено стихотворение?

— О чём оно?

— Кто ещё из писателей и поэтов писал о судьбах русского народа, выражая к нему своё сочувствие, сострадание?

— Не исключением был и Н.А.Некрасов, чьё стихотворение «Размышление у парадного подъезда» вы должны были прочитать дома.

— На сколько частей вы разделили стихотворение? Почему?

( На четыре:

1ч.- подъезд в обычные и торжественные дни;

2ч. – крестьяне у подъезда;

3ч. – «владелец роскошных палат»;

4ч. – страдания русского народа)



3. История создания стихотворения.

Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотьи Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, как появилось стихотворение «Размышление у парадного подъезда» (на слайде Н.А.Некрасов и его жена)

— Это было холодное осеннее дождливое утро. Некрасов находился в состоянии хандры, хмурился, был недоволен, что стихи не складываются. Случайно подойдя к окну, он увидел следующую картину: полицейские вместе с дворниками прогоняли от крыльца дома напротив крестьян, которые выглядели озябшими и промокшими. Увидев это, Некрасов сжал губы и стал нервно пощипывать усы. Потом подошёл к столу, сел и за 2 часа написал стихотворение «Размышление…»

А в 1860 году за границей в газете «Колокол» оно впервые было напечатано, но под названием «У парадного крыльца».

«Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить»,- писал Герцен.

— Какого же рода оказалось это стихотворение? Ответим на этот вопрос в конце урока.

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение?


4. Работа над заголовком.

— Почему же Некрасов изменил заголовок?

— Давайте сопоставим слова: КРЫЛЬЦО – ПОДЪЕЗД, подберём к ним прилагательные и глаголы.

КРЫЛЬЦО: деревянное, старое, новое, золотое, ветхое; к нему подходили;

ПОДЪЕЗД: большой, новый, широкий; к нему подъезжали.

Слово крыльцо характерно для разговорного стиля, домашней обстановки, а не для создания стихотворения. Автору

понадобилась высокая лексика, поэтому он взял слово подъезд.



5. Работа над 1 частью.

— Послушайте небольшой отрывок из стих-я.

— К какой части он относится (на слайде иллюстрация Шмаринова, чтение начала стих-я чтецом).

— Начинается всё приподнято, торжественно. Этого ли настроения полна 1-я часть? Докажите.

(Нет, всё меняется уже со 2-й строчки.

Появляются слова, которые оказываются

полной противоположностью названия:

(сниженная лексика) холопский недуг, с испугом)

— Автор использует и метонимию (замена одного слова другим на основании сходства предметов, понятий).

— В какие дни показан подъезд? Зачитайте.

— Какой приём при этом описании использует Некрасов? Для чего?

(Контраст. Сравнивая, показывает,

кого и как принимают в этом доме)

— Встретилось слово – прожектёры. Кто знает его определение?

(Прожектёры –



6. Работа над 2-й частью. Устное словесное рисование.

— О чём в этой части узнаём?

— Объясните слово «пилигрим».

(Пилигрим —

— Какими вы увидели крестьян? Зачитайте.

— Что почувствовали, прочитав эти строки?

(Жалость, сострадание, сочувствие)

— Какие именно детали, слова, поведение крестьян вызвали у вас эти чувства?

— Прочитайте последние строки этой части. Случайна ли фраза: «С непокрытыми шли головами…»?

(Она свидетельствует об их рабской

почтительности, покорности вельможе,

готовности к унижению).



7. Работа с иллюстрацией Шмаринова.

— Докажите, что эта иллюстрация написана именно к одной из частей стихотворения. К какой именно?

— Какими видим крестьян на рисунке? можно ли по иллюстрации что-то сказать и о характере крестьян?

— Совпадают ли позиции Некрасова и Шмаринова? В чём это сходство?

(И Некрасова, и Шмаринова ужасает

прежде всего крайняя степень нищеты,

горя, униженности. Некрасов ничего не приукрашивает.

Его изображение предельно правдиво и точно.

Это мы замечаем и на рисунке Шмаринова).

— Что особенного вы бы отметили в изображении лиц крестьян? Почему на иллюстрации мы не видим лиц крестьян, а само изображение условно, обобщенно?

(Обобщенный образ всего русского

крестьянства, русского люда.

За ними уже вся Русь, за которую они

представительствуют, от лица

которой они явились).

8. Работа по 3-й части.

— Как возникает образ вельможи? Когда мы впервые с ним знакомимся?

( Ещё во 2-й части в точно найденном

словечке — «наш», которое произносит

швейцар)

— НАШ – САМ- ХОЗЯИН. Хозяин чего? Кто он?

— Для чего пришли к нему крестьяне? (За помощью)

— Каким вы увидели вельможу?

— Отчего автор не даёт герою умереть на Родине?

(Потому что чиновник от неё далёк)



— Что об отношении автора к нему вы узнали? С помощью каких средств выразительности автор выражает свои чувства?

(Сарказм, ирония, насмешка, метафора.

Гнев, негодование Некрасова растёт

в каждой строчке. Автор издевается и смеётся

над «героем».)



9. Работа по 4-й части.

— С чего начинается 4-я часть?

— Какой видим жизнь русского народа?

— Какое слово очень часто повторяется? Что это за художественный приём и почему им воспользовался автор?

(Стонет. Анафора. С целью усилить

эмоциональное впечатление

от прочитанного.)

— Какое настроение преобладает в этой части?

(Жалость)

— А усиливается оно к концу стих-я. Прочитайте эти строки.

(Выдь на Волгу…)



Звучит песня «Дубинушка», на экране слайды с репродукциями картин.

— Как заканчиваются многие предложения в этой части?

— Какие строчки, по-вашему, передают особую горечь поэта, боль и возмущение терпением и покорностью народа?

— Только ли чувство жалости пронизывает стихотворение?



— Прочитаем последние строки стих-я.

(Автор пытается разбудить в людях

их человеческое достоинство,

уважение к себе, гордость)

— Но в конце слышно и горестное неверие Некрасова в людское пробуждение, горечь поэта, боль и возмущение терпением народа и его рабской покорностью.

— Какого же рода оказалось это стихотворение? Почему его напечатали сразу?


Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу.

Основной мотив и пафос некрасовской поэзии – жизнь угнетенного народа, его боль и страдания. Эта тема впервые прозвучала в литературе именно у Некрасова.



Свежие документы:  Урок литературного чтения по теме "Б.Гримм. Сказка "Принц-Лягушонок или Генрих Железное Сердце"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: