Особенности языка в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой» Урок-исследование
Цель урока: Задачи урока:
1. Дидактические: 2.Развивающие: совершенствовать регулятивные навыки обучающихся расширять и обогащать словарный запас школьников совершенствовать навыки работы со словарем, с текстом 3.Воспитательные: 4.Коммуникативные: Оформление: портрет В. Астафьева, выставка его книг, маршрутный лист. Методы: слово учителя, беседа, словарная работа, работа в парах, заполнение маршрутной карты, письменный развернутый ответ на вопрос. Ход урока
1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока.
Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.
2. Повторение. Проверка домашнего задания. — Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание).
— Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? (Каждый школьник за свою небольшую жизнь хоть раз кого-то обманул, и поэтому каждому знакомы муки совести, стыда. Поделившись своей историей обмана, вспомнив подобные ситуации в своей жизни, они невольно поставят себя на место главного героя, Вити, а значит, он станет им чуточку ближе, понятнее.)
— Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? (Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник все-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А.Ланщиков, то бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать. — Вспомните, какие уроки он несет? Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок. Признайся в содеянном. Раскаяние приносит облегчение. Спешить делать добро. Надо быть милосердным всегда. Люби ближнего своего как самого себя. 3. Актуализация личностно-диалогических связей с героем.
— Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю? (^ Устное словесное рисование, защита рисунков) (Учащиеся отмечают душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе.) — О чем бы вы спросили Витю?
(Метод автобиографического опросника позволяет школьникам вжиться в образ своего сверстника, почувствовать себя на его месте, а значит сделать этот рассказ личностно значимым. Ребятам близок этот герой по возрасту и по духу, значит – интересен.)
— Какие черты характера героя есть у вас?
— Можно ли у Вити чему-либо научиться? 5. Обращение к образу автора-повествователя.
— Каким вы представляете себе автора рассказа? (Пожилой человек, любящий свою родину, родных, умеющий видеть прекрасное вокруг. Писатель умеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни выпадает. Он всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки. И свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком.)
— Как создается автором такая красота?
6. Создание проблемной ситуации. С какой целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами 7. Задание исследовательского характера. Особенности языка в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» (маршрутный лист) № п.п. Задание | Слова,употребляемые автором | Выполнение задания | -
| Составьте словарь диалектных слов, используя сноски на страницах учебника. Слова необходимо расположить в алфавитном порядке. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | -
| В тексте рассказа употреблены просторечные слова. Найдите соответствие просторечных слов общепринятым нормативным словам. | 1. таскаться 2. цапнуть 3. укатывалась 4. поносила 5. пожрал 6. жрут 7. ша 8. парнишка | 1.быстро и грубо хватать 2. ругала 3. съел 4. замри 5.ходить без дела 6. подросток 7. быстро уходила 8. едят | -
| Слова разговорного стиля замените стилистически нейтральной лексикой. | 1. ластиться 2. рвануть 3. умудрялась 4. ковырять землю 5. корить 6. ушмыгнуть 7. говаривать 8. хорохориться 9. срамила | 1. незаметно уйти 2. слишком медленно делать 3.резко тронуться с места 4. упрекать 5. храбриться 6. говорить 7. позорила 8.ухитрялась 9. ласкаться | -
| Запишите напротив фразеологизмов их значение. | 1. остались хвост да грива 2. устроить пир горой 3. ударялись в рев 4. попал на уду 5. лешак с тобой | | -
| В речи автора и в речи персонажей встречаются слова, употребленные в неправильной грамматической форме. Образуйте и запишите правильную форму слов. | 1.супротив(авт) 2. ихнем (авт) 3. бегишь (Танька) 4. запнешша (Танька) 5. глаз не угнетат (Левонтий) 6. выдь отсюдова (Левонтий) 7. жисть (Левонтий) | | -
| О ком бабушка так говорит. Как вы понимаете эти слова. | в кармане вошь на аркане | | -
| Объясните значение слов. | 1.бязевая рубаха 2. чурбак 3. половик 4. кладовка | | Вывод. Дайте развернутый ответ на вопрос. С какой целью, по-вашему, писатель использовал просторечные слова, диалекты, слова разговорного стиля, фразеологизмы, неправильные грамматические формы, а не заменил их другими, стилистически нейтральными словами. Справка. Диалекты- слова или устойчивые сочетания, употребляемые жителями определенной ограниченной территории. Диалекты используются писателями в языке художественных произведений в различных целях: 1) для передачи местного колорита; 2)для создания или усиления комического эффекта; 3) для точного изображения реальности; 4) для выразительности языка персонажей. Нейтральная лексика — общеупотребительная лексика, не связанная с разновидностями стилей и не имеющая эмоциональной окраски. Просторечная лексика — слова, употребляющиеся в литературном языке в целях сниженной, грубоватой оценки предмета речи. Разговорный стиль — употребляется в непринужденной свободной обстановке, в условиях свободного общения. Фразеологизмы — неделимое на отдельные слова сочетание слов, значение которого мы понимаем в целом. 9. Рефлексия урока.
— Что нового вы сегодня узнали? — Что показалось вам самым интересным?
Литература. Житко Е. А. Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2008. — 2 апреля. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.- М., 2006 |