Конспект урока по литературе в 5 классе «А.С. Неверов «Ташкент – город хлебный»»

Конспект урока по литературе в 5 классе.

(Урок внеклассного чтения по повести А.С. Неверова «Ташкент – город хлебный»)

Учитель – Репина ЕЕ

Цели урока.

  1. Знакомство с личностью и творчеством А.С. Неверова.

  2. Формирование жизненной позиции учащихся.

  3. Воспитание чувства любви к малой родине, чувства гордости за наш край.

Оборудование.

  1. Портреты писателя.

  2. Книжная выставка.

  3. Иллюстрации учащихся.

  4. Творческие работы учащихся.

  5. Презентация.

  6. Кинофильм

Словарная работа.

Псевдоним, сюжет.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята и гости, сегодня у нас урок литературы, урок внеклассного чтения, посвящён 125-летию А.С. Неверова. Кто знает, что это за человек?

(Это наш земляк, он был писателем, работал в школе учителем.)

Как вы думаете, для чего мы читаем книги этого человека, который жил в прошлом веке?

(Нужно знать историю своей родины, нам есть кем гордиться.)

Самая достойная встреча юбилея – это, наверное, наша память и знание. Жена Неверова, Пелагея Андреевна, в письме к В.Ф. Чуваевой писала: «Я хочу, чтобы на родине Неверова знали не только его литературные труды, но и как жил…»

Жил Неверов чисто и светло. Это отмечают все, знавшие Неверова: и соученики по Озерской школе, и собратья по перу, и просто знакомые.

Несколько фактов из жизни Неверова.

Александр Сергеевич Скобелев родился в крестьянской семье ещё в конце позапрошлого века, в 1886 году. Нелёгким было его детство. И совсем непросто было ему получить образование.

В Озерской школе Саша учился в долг, «носил заплаты», но к нему льнули, к нему прислушивались. Он был лучшим учеником.

Будучи учителем грамоты и получая 10-рублевое жалование, он ежемесячно платил 1р. 25 коп. за «довольствие в Озерской школе» более 2 лет. Перебивался с хлеба на квас, но помогал своей младшей сестре Александре получить образование. Сам он никогда не прекращал учиться. Учился самостоятельно. Любимыми писателями были Н.С.Лесков, А.П. Чехов, И.А. Бунин. У них он учился манере письма. Благодаря самообразованию, Неверов сдал экстерном экзамены на звание учителя начальных училищ. Педагогом он был вдумчивым. Ребята любили его. А.С. не только учил детей, но и организовывал их досуг. Сам он прекрасно читал в лицах и пел, поэтому там, где работал А.С., обязательно действовал драмкружок и хор. История умалчивает, какие песни он разучивал вместе с детьми.

Днём работал в школе, а ночи напролет просиживал за письменным столом: писал рассказы. Рассылал в столичные журналы. Печатали очень редко, но всё же заметили. Короленко, Горький, Блок по-доброму отзывались о творчестве начинающего писателя. Это было очень важно для Неверова, ведь работал он в глухих деревнях по 30-40 дворов, где некому было подсказать, посоветовать. Единственное развлечение – походы в гости в соседнее село к товарищам учителям. В один из таких визитов А.С. познакомился с Пелагеей Зеленцовой – Поленькой. Поленька играла на гитаре, а гости подпевали.

Неверов сначала Поленьке не понравился: неловок, мужиковат, одет неважно: потрепанный костюм, красная рубашка в горошек – старая, помятая и, похоже, единственная, но все же Неверов сумел пленить сердце Поленьки на всю жизнь. И не мудрено: был он весел, остроумен, мастер на все руки.

В июле 1912г. они обвенчались, причем невесте пришлось купить жениху рубашку и пиджак, т.к. вид у Неверова был далеко не жениховский.

Пелагее Андреевне было всего 37, когда умер Неверов. Она бы могла устроить свою личную жизнь, в предложениях руки и сердца недостатка не было. Не захотела. Даже на склоне жизни (она пережила мужа на 48 лет) Пелагея Андреевна признавалась, что не может забыть мужа и всё плачет по нём.

Любовь к жене, к детям, друзьям, родной земле, к людям была отличительной чертой Неверова.

Война обострила в Неверове чувство сострадания к человеку. Рассказы военных лет трагичны. Горе, принесенное войной, безмерно, но безысходность и отчаяние отступают перед силой духа

Революция требовала решения: с кем ты? А. Неверов: «Я не за партии, я за беды мужика». Гражданская война кажется ему результатом озверения человеческого сердца. Он не ищет правых и виноватых. «Я не знаю, кто прав. Я ничего не знаю». Но он верит в светлое будущее, которое связывает прежде всего с детьми. В трудный 20-й год он пишет цикл детских рассказов, добрых и светлых.

В голодном 1921 Неверов, чтобы спасти семью, едет в Ташкент. Хлеба он привез, да только хватило его ненадолго. Оделил всех родных и друзей, да еще домой знакомых приводил пообедать.

«Полюшка, ты прости меня. Понимаешь, человек 2 дня не ел.

Ты, Полюшка, не горюй. Я скоро буду читать у красноармейцев, они обязательно гостинцев ребятишкам пришлют».

Впрочем, и гостинцы не всегда доходили до семьи.

Зато впечатления от поездки легли в основу повести «Ташкент – город хлебный». Это вершина творчества Неверова.

Инсценировка глав из повести «Ташкент – город хлебный».

Один из неверовских героев восклицал: «Книгу бы написать солнечную и сказать: пей, жаждущее».

Неверов такую книгу написал.

-Книга прочитана. Поделитесь своими чувствами, которые у вас возникли во время прочтения повести.

(Очень понравилась, жалко детей, тяжелое было время)

-Познакомимся с сюжетом. (Пересказы)

Викторины по тексту.

Анализ текста.

-Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор?

Как часто?

-Какой выбор стоит перед героем повести?

-Как поступает Мишка?

-А всегда ли Мишка поступает по совести?

-Умеет ли он исправить свои ошибки?

-На что надеется герой повести, отправляясь в дорогу?

-Какие люди встречаются Мишке на его пути?

-Кто помог Мишке добраться до Ташкента?

-Назовите черты характера этого героя.

-Чему вы научились, прочитав повесть?

-Почему, как вы думаете, каждому необходимо познакомиться с творчеством А.С. Неверова?

Итог урока.

Домашнее задание.

Отметки за работу на уроке.

Фрагмент из фильма.



Свежие документы:  Сценарий конкурса "Славные сыны Отечества"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: