Конспект урока по литературе в 5 классе.
(Урок внеклассного чтения по повести А.С. Неверова «Ташкент – город хлебный»)
Учитель – Репина ЕЕ
Цели урока.
Знакомство с личностью и творчеством А.С. Неверова.
Формирование жизненной позиции учащихся.
Воспитание чувства любви к малой родине, чувства гордости за наш край.
Оборудование.
Портреты писателя.
Книжная выставка.
Иллюстрации учащихся.
Творческие работы учащихся.
Презентация.
Кинофильм
Словарная работа.
Псевдоним, сюжет.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята и гости, сегодня у нас урок литературы, урок внеклассного чтения, посвящён 125-летию А.С. Неверова. Кто знает, что это за человек?
(Это наш земляк, он был писателем, работал в школе учителем.)
Как вы думаете, для чего мы читаем книги этого человека, который жил в прошлом веке?
(Нужно знать историю своей родины, нам есть кем гордиться.)
Самая достойная встреча юбилея – это, наверное, наша память и знание. Жена Неверова, Пелагея Андреевна, в письме к В.Ф. Чуваевой писала: «Я хочу, чтобы на родине Неверова знали не только его литературные труды, но и как жил…»
Жил Неверов чисто и светло. Это отмечают все, знавшие Неверова: и соученики по Озерской школе, и собратья по перу, и просто знакомые.
Несколько фактов из жизни Неверова.
Александр Сергеевич Скобелев родился в крестьянской семье ещё в конце позапрошлого века, в 1886 году. Нелёгким было его детство. И совсем непросто было ему получить образование.
В Озерской школе Саша учился в долг, «носил заплаты», но к нему льнули, к нему прислушивались. Он был лучшим учеником.
Будучи учителем грамоты и получая 10-рублевое жалование, он ежемесячно платил 1р. 25 коп. за «довольствие в Озерской школе» более 2 лет. Перебивался с хлеба на квас, но помогал своей младшей сестре Александре получить образование. Сам он никогда не прекращал учиться. Учился самостоятельно. Любимыми писателями были Н.С.Лесков, А.П. Чехов, И.А. Бунин. У них он учился манере письма. Благодаря самообразованию, Неверов сдал экстерном экзамены на звание учителя начальных училищ. Педагогом он был вдумчивым. Ребята любили его. А.С. не только учил детей, но и организовывал их досуг. Сам он прекрасно читал в лицах и пел, поэтому там, где работал А.С., обязательно действовал драмкружок и хор. История умалчивает, какие песни он разучивал вместе с детьми.
Днём работал в школе, а ночи напролет просиживал за письменным столом: писал рассказы. Рассылал в столичные журналы. Печатали очень редко, но всё же заметили. Короленко, Горький, Блок по-доброму отзывались о творчестве начинающего писателя. Это было очень важно для Неверова, ведь работал он в глухих деревнях по 30-40 дворов, где некому было подсказать, посоветовать. Единственное развлечение – походы в гости в соседнее село к товарищам учителям. В один из таких визитов А.С. познакомился с Пелагеей Зеленцовой – Поленькой. Поленька играла на гитаре, а гости подпевали.
Неверов сначала Поленьке не понравился: неловок, мужиковат, одет неважно: потрепанный костюм, красная рубашка в горошек – старая, помятая и, похоже, единственная, но все же Неверов сумел пленить сердце Поленьки на всю жизнь. И не мудрено: был он весел, остроумен, мастер на все руки.
В июле 1912г. они обвенчались, причем невесте пришлось купить жениху рубашку и пиджак, т.к. вид у Неверова был далеко не жениховский.
Пелагее Андреевне было всего 37, когда умер Неверов. Она бы могла устроить свою личную жизнь, в предложениях руки и сердца недостатка не было. Не захотела. Даже на склоне жизни (она пережила мужа на 48 лет) Пелагея Андреевна признавалась, что не может забыть мужа и всё плачет по нём.
Любовь к жене, к детям, друзьям, родной земле, к людям была отличительной чертой Неверова.
Война обострила в Неверове чувство сострадания к человеку. Рассказы военных лет трагичны. Горе, принесенное войной, безмерно, но безысходность и отчаяние отступают перед силой духа
Революция требовала решения: с кем ты? А. Неверов: «Я не за партии, я за беды мужика». Гражданская война кажется ему результатом озверения человеческого сердца. Он не ищет правых и виноватых. «Я не знаю, кто прав. Я ничего не знаю». Но он верит в светлое будущее, которое связывает прежде всего с детьми. В трудный 20-й год он пишет цикл детских рассказов, добрых и светлых.
В голодном 1921 Неверов, чтобы спасти семью, едет в Ташкент. Хлеба он привез, да только хватило его ненадолго. Оделил всех родных и друзей, да еще домой знакомых приводил пообедать.
«Полюшка, ты прости меня. Понимаешь, человек 2 дня не ел.
Ты, Полюшка, не горюй. Я скоро буду читать у красноармейцев, они обязательно гостинцев ребятишкам пришлют».
Впрочем, и гостинцы не всегда доходили до семьи.
Зато впечатления от поездки легли в основу повести «Ташкент – город хлебный». Это вершина творчества Неверова.
Инсценировка глав из повести «Ташкент – город хлебный».
Один из неверовских героев восклицал: «Книгу бы написать солнечную и сказать: пей, жаждущее».
Неверов такую книгу написал.
-Книга прочитана. Поделитесь своими чувствами, которые у вас возникли во время прочтения повести.
(Очень понравилась, жалко детей, тяжелое было время)
-Познакомимся с сюжетом. (Пересказы)
Викторины по тексту.
Анализ текста.
-Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор?
Как часто?
-Какой выбор стоит перед героем повести?
-Как поступает Мишка?
-А всегда ли Мишка поступает по совести?
-Умеет ли он исправить свои ошибки?
-На что надеется герой повести, отправляясь в дорогу?
-Какие люди встречаются Мишке на его пути?
-Кто помог Мишке добраться до Ташкента?
-Назовите черты характера этого героя.
-Чему вы научились, прочитав повесть?
-Почему, как вы думаете, каждому необходимо познакомиться с творчеством А.С. Неверова?
Итог урока.
Домашнее задание.
Отметки за работу на уроке.
Фрагмент из фильма.