План – конспект урока Н.В.Гоголь «Ревизор».
ФИО Казьмина Наталья Сергеевна
Место работы МБОУ Широко – Атаманская основная
общеобразовательная школа
Должность учитель русского языка и литературы
Предмет литература
Класс 8
Тема и номер урока «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». История создания
в теме комедии. Роль первого действия в композиции пьесы»
1-й урок.
Базовый учебник Учебник В.Я. Коровиной «Литература» 8 класс.
Тип урока Урок изучения нового материала.
Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Дать сведения о творческой биографии писателя; устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.
Метапредметные: Смысловое чтение. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. Планировать цель своей деятельности, путь её достижения.
Личностные: Формирование гражданской позиции через осознание общественных и человеческих недостатков.
Решаемые образовательные проблемы:
Рассмотреть основные вехи в творческой биографии Гоголя; познакомиться с историей создания комедии и дать сведения о первых постановках «Ревизора»; первичное знакомство с действующими лицами и их характеристика; определение социального конфликта; роль первого действия в определении конфликта.
Методы обучения: Аналитическая беседа, комментированное чтение.
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Организационная структура урока.
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Формирование конкретного образовательного материала
Формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию художественного произведения.
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. Вступительное слово учителя.
Тема сегодняшнего урока — «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». История создания комедии. Роль первого действия в композиции пьесы». Мы продолжим знакомство с творчеством Н. В. Гоголя и познакомимся с историей создания им комедии «Ревизор»; в течение урока узнаем о том, какое впечатление на публику произвели первые постановки «Ревизора»; закрепим знания о драматическом роде литературы; познакомимся с 1 действием комедии, выясним, какое событие является завязкой.
Форма организации деятельности учащихся.
Подготовка к сообщению задач урока, организация различных видов деятельности.
Основные виды деятельности учителя.
Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового материала.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Формирование конкретного образовательного материала
Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку самостоятельно с показом слайдов презентации.
Сообщение учителя об идейном замысле и истории создания комедии.
Организация чтения статьи учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора» и её обсуждение».
Особенности драматического произведения.
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата.
К уроку было предварительное индивидуальное задание подготовить презентацию о жизненном и творческом пути Гоголя.
Представление презентаций, подготовленных учащимися к уроку.
Слово учителя. История создания комедии и источник сюжета.
Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А. С. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мертвые души», а потом и для комедии «Ревизор».
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.
Идейный замысел Гоголя. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем».
Чтение статьи учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора» и её обсуждение.
— К какому роду литературы относится комедия? (к драме)
— Чем отличается драма как род литературы ? (Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь присутствует только в виде ремарок, кратких замечаний для актеров. Драма находится на стыке двух искусств – литературы и театра).
— Как возник у будущего писателя интерес к театру?
— С какой целью Гоголь сопроводил свою комедию массой поясняющих комментариев? (Гоголь очень внимательно относился к своему читателю. Комментариями к пьесе он стремился помочь воспринять комедию, помочь увидеть её как бы глазами автора).
Описание первых постановок комедии на сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Реализация индивидуального домашнего задания.
Учащийся 1. Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.
Комедия удивила актеров еще во время первого чтения ее автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актеры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актеры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Единственный актер Сосницкий, сыгравший Городничего, устраивал Гоголя.
Общественного содержания пьесы актеры не оценили и не разгадали. И все же «Ревизор» произвел на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днем русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».
Учащийся 2. Постановка «Ревизора» а Москве.
После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актерам пьесу. В письме актеру Щепкину просил «взять на себя все дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего.
Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки.
25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». В зал попали только аристократы, не способные оценить комедию. Актеры в сущности не поняли замысла Гоголя.
Последующие спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров.
Форма организации деятельности учащихся.
Представление индивидуального домашнего задания, чтение статьи учебника, обсуждение статьи и поиск ответов на вопросы.
Основные виды деятельности учителя.
Организация беседы, сообщение об идейном замысле и истории создания комедии.
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности.
Презентация.
Этап 3. Практикум.
Формирование конкретного образовательного материала.
Организация комментированного чтения афиши и «Замечаний для господ актеров». Прослушивание аудиозаписи 1 действия комедии (читает: Андровская О., Белокуров В., Монюков В., Петкер Б., Грибов А.); аналитическая беседа.
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. Вступительное слово учителя.
Чтение афиши. Прочитав список действующих лиц, мы обнаруживаем, что никакого ревизора там нет. В чем же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем? Об этом нам еще предстоит узнать.
— О чем может рассказать афиша, до знакомства с комедией? (Уже чтение афиши дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного грода)
— Перелистайте пьесу, определите, сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт?
Познакомимся с 1-м действием комедии.
Прослушивание аудиозаписи 1 действия комедии.
Беседа по вопросам.
— Какую роль играет первая фраза комедии? (Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд – «пренеприятное известие». Городничий ввел «ситуацию ревизора». Суть этой ситуации в особого рода игре, построенной на обоюдном обмане двух ее участников – ревизора и ревизуемого. Один хочет «найти и наказать», другой «скрыть и уйти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не являются секретом цели и тактика «противника». Таким образом, ревизия может повлечь за собой порой печальные последствия даже для благополучных его участников (вот почему ревизора боятся даже не служащие Бобчинский и Добчинский).
— Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?
— Какова роль этого персонажа? (Этот персонаж – внесценический, он не появляется перед зрителями, даже не упоминается больше. Но роль его очень важна: из письма Чмыхова мы узнаем, что за городничим, «как и за всяким, водятся грешки». Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к «заметанию следов». Муки совести незнакомы этим людям, не ожидание справедливого возмездия, а именно страх разоблачения является движущей силой сюжета.
— Как характеризуют чиновников советы городничего?
— Какова самохарактеристика чиновников?
— Какие должностные преступления совершал почтмейстер?
— Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Добчинского и Бобчинского о ревизоре?
— Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал?
— Можем ли мы сказать, где и когда происходит действие? Какое значение имеют место и время действия?
Форма организации деятельности учащихся.
Прослушивание аудиозаписи, работа с художественным текстом, участие в аналитической беседе.
Основные виды деятельности учителя.
Организация аналитической беседы.
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности.
Аудоизапись.
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Формирование конкретного образовательного материала.
Наблюдения, выводы.
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. Слово учителя.
Оригинальность автора состояла уже в том, что экспозиция в комедии следует после завязки. Завязкой пьесы является первая фраза городничего: «…к нам едет ревизор». И только после этого мы окунаемся в атмосферу жизни уездного города, узнаем, какие там заведены порядки, чем занимаются местные чиновники.
Запись вывода в тетрадь. Уже по первому действию пьесы можно сказать, что дела городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.
Основные виды деятельности учителя.
Систематизация и обобщение.
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание.
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам.
Возвращение к теме урока, восстановление последовательности выполненных действий, изучение последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам.
Домашнее задание.
Повторить сведения о сатире и ее средствах, подготовить характеристики действующих лиц по таблице: