Конспект урока по Литературе «итературный ринг по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина» 7 класс

Литературный ринг

по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

7 класс



Цели:

  1. Обобщить и углубить знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е.

Салтыкова-Щедрина

2.Закрепить знания о приемах сатирического изображения

(гротеск, гипербола, сатира, ирония, эзопов язык, смешение реального

и фантастического).
3. Развивать творческие способности обучающихся, создавать

ситуацию необходимости поиска дополнительной информации

для решения учебной задачи.


Оборудование:

1.Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Эпиграф.

3 .Иллюстрации обучающихся к сказкам Салтыкова-Щедрина.

4. Презентации обучающихся по творчеству писателя.

5. Кроссворды, викторины.

6. Мультипликационный фильм «Как один мужик двух генералов прокормил».

Я люблю Россию до боли сердечной…

М.Е. Салтыков-Щедрин

Ход ринга:

Вступительное слово учителя.

Приятно говорить людям о том, что их радует, доставляет удовлетворение. Намного труднее выговаривать горькие истины. Нужно иметь для этого мужество, быть очень сильным и смелым человеком. Именно таким человеком был М.Е. Салтыков-Щедрин. Он настойчиво обращался к своим современникам, чтобы заставить их думать, чтобы ужаснулись люди тому, как нелепо и жестоко устроена их жизнь. А для этого нужно было очень сильно любить людей, Родину, народ, верить в него. В условиях строжайшей цензуры он беседовал с читателями, прибегая к остроумнейшим иносказаниям, ироническим намекам и умолчаниям, к необычной сказочной форме.



Завершая изучение творчества Салтыкова-Щедрина в 7 классе, мы проводим «Литературный ринг». Это соревнование между двумя командами, которое будет состоять из шести раундов.

Ведущий читает вопросы, играющие слушают, в течение одной минуты советуются, принимают решения, получают очки за правильные ответы. В результате выявится команда- победитель. На «Литературном ринге» вы должны проявить эрудицию, творческие способности, показать свои знания, умение работать в коллективе.

Организационный момент.

Представление жюри (из состава обучающихся), команд друг другу, оглашение последовательности раундов и критериев оценивания выступления команд.

I.Биографический раунд:

1.Конкурс компьютерных презентаций(по одной от команды) обучающихся жизни и творчестве писателя(на2-3 минуты). 5 баллов

2. Блиц — вопросы:

-В каком известном учебном заведении учился Салтыков-Щедрин? (Царскосельский лицей)

-За что писатель был сослан в Вятку на пятнадцать лет? (повесть «Запутанное дело»)

-Чем запомнился в Вятке чиновник губернского правления Салтыков-Щедрин? (не брал взяток)

-На страницах какого журнала появились первые три сказки писателя? («Отечественные записки»)

— Сколько сказок входит в сборник «Сказки для детей изрядного возраста»? (32)

За каждый правильный ответ – 1 балл

II. Литературоведческий раунд:

  1. Одна команда отвечает на вопрос, что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными; другая – что отличает его сказки от народных.

(Сближает: замысловатый сюжет, зачин, устойчивые сказочные выражения, элементы, фантастики, повторы, понимание о добре и зле…

Отличает: много деталей реального мира, герои не всегда наказаны за свои пороки, не юмор, а резкая сатира, наполнены политическим смыслом…)

За полный ответ5 баллов

  1. Назвать приёмы сатирического изображения в данных отрывках:

«Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне супь варить…» (гипербола)

«Жили-были два генерала… по щучьему велению, по моему хотению очутились на необитаемом острове…» (фантастика)

«…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у товарища орден и немедленно проглотил…» (гротеск)

«Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку…Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не сбёг, а сами легли спать.» (ирония)

За каждый ответ — 3 балла



III. Раунд художников:

Конкурс иллюстраций обучающихся к сказкам Салтыкова-Щедрина с комментариями авторов (по одной иллюстрации). 3 балла



IV. Раунд писателей:

Конкурс собственных сатирических сказок обучающихся (по одной сказке) 5 баллов



V. Артистический раунд:

Конкурс инсценированных эпизодов из сказок Салтыкова-Щедрина (по одному эпизоду) . 5 баллов



VI. Риторический раунд:

Короткий спич на тему: «Нужна ли сатира в современном обществе?»

5 баллов



Подведение итогов:

Пока жюри подводит итоги, классу предлагается посмотреть мультфильм «Как один мужик двух генералов прокормил».

Оглашение результатов.

Заключительное слово учителя:

Сегодня вы проверили свои знания сказок Салтыкова-Щедрина, повторили их художественные особенности, проявили сои творческие способности, научились работать в команде.



Протокол литературного ринга по сказкам

М.Е. Салтыкова-Щедрина в 7 классе





Команды

1 раунд

2 раунд

3 раунд

4 раунд

5

раунд

6 раунд

Итоги



























































Свежие документы:  Сочинение для 3 класса "Учитель, будь солнцем"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: