Цели:
Познакомить обучающихся с биографией А. Грина, помочь понять замысел писателя; уловить, в чём своеобразие гриновского творения, поверить в мечту, способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса; показать душевную чистоту главных героев. Найти черты романтизма в феерии.
Развивать устную и письменную речь обучающихся, логическое и образное мышление.
Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни; учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками.
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Новый материал.
Справка о Грине. Константин Паустовский так пишет о Грине: «Во времена моей юности я увидел обложку книги со странной фамилией автора — Грин, и естественно подумал, что Грин — иностранец. Я читал, стоя в тени цветущего киевского каштана, читал, не отрываясь, пока не прочел до конца эту причудливую, как сон, необыкновенную книгу. Внезапно я ощутил тоску по блеску ветра, по солоноватому запаху морской воды, по Лиссу, по его жарким переулкам, опаляющим глазам женщин, шершавому желтому камню с остатками белых ракушек, розовому дыму облаков, стремительно взлетающему в синеву небосвода.
Нет. Это была, пожалуй, не тоска, а страстное желание увидеть все это воочию и беззаботно погрузиться в вольную приморскую жизнь.
Так я познакомился с Грином и узнал, что Грин — русский и что зовут его Александр Степанович Гриневский. Удивился я и когда узнал биографию Грина, узнал его неслыханно тяжелую жизнь, отщепенца и неприкаянного бродяги. Он писал о себе, что «всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек. «Он с полным правом мог бы сказать о себе словами французского писателя Жюля Ренара: «Моя Родина — там, где проплывают самые прекрасные облака»
— Выступления детей с докладами.
Александр Грин создал образ Любви, Красоты и Человечности, романтик, фантаст, тонкий пейзажист и превосходный психолог.
— В чём сущность Грина? (Верил в человека и считал, что все прекрасное не земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей).
В Феодосии есть музей Грина, в 40-а км — стариннее кладбище, где на одной из могил режет глаз бригантина с алыми парусами — дань вечной любви Грина к морю. Пронзенный мечтой о море и любовью к нему, писатель никогда с ним не расставался.
Стихотворение А. Дементьева «Старый Крым «.
Мы приехали не вовремя: домик Грина на замке…
— К какому жанру относится произведение «Алые паруса»?
— Что такое «феерия»? (яркое красочное представление с элементами сказки)
— 1921 год. Россия. Разруха, голод, «свинцовые мерзости жизни» (М. Горький). И вдруг — «Алые паруса «; на то время — это была сенсация. Действительно ли это сказка? Где происходит действие?
Песня Ю. Антонова «Море»
Стихотворение Н. Рубцова «Утро на море»
Как хорошо! Ты посмотри! В ущелье белый пар клубиться…
— В каких условиях живут герои? Зачитать о тяжелом труде рыбака.
Стихотворение Н.Рубцова
Нарастали волны громовые…
Вопросы к классу:
— Как росла Ассоль?
— В каком мире живет Ассоль?
— Сквозь что пронесла свою мечту?
— Какая главная мысль, идея повести-сказки? (Вера в мечту, воплощение мечты в действительность. Главная истина: нужно очень захотеть, очень верить, делать все, чтобы достичь цели.)
— Кто такой Артур Грей?
— Как он рос и в каком мире живёт?
Что делает Грей, когда узнаёт секрет Ассоль? (Делает вывод: надо творить чудеса своими руками. И сам это доказывает)
Песня Ю.Антонова «Поверь в мечту»
— Что такое чудо? (То, чего не ждёшь, сюрприз, что является неожиданностью)
— Зачитываются цитаты из сочинений «Что такое чудо?» (из д/з).
Чудо Грей делает для Ассоль с удовольствием. Самое главное: чудо — это нормальное проявление человека, это добро, в этом великий гуманизм Грина, добро должно побеждать — это закономерность жизни, так должно быть!
Грин хочет переделать людей, чтобы они стали чистыми, человечными и по-другому относились друг к другу. Что такое счастье? Его суть? (Сделать счастливым другого — в этом суть счастья)
Стихотворение Э. Асадова «Что такое счастье»
Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти…
Песня В. Кузьмина «Пристань твоей надежды «
4. Итог урока: какое открытие каждый сделал для себя? (записать в тетради)
Мои открытия:
1. Нужно дорожить счастьем;
2. Нужно верить в чудеса;
3. Твори чудо своими руками; и т. д.
3 Домашнее задание: Написать сочинение на одну изтем:
1). Подаренное мне чудо,
2). Буду творить чудеса своими руками,
3). Мои алые паруса мечты и надежды.
Урок хотелось бы закончить стихотворением Э. Асадова «Дорожите счастьем»
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите…